Росток Божественной Любви

Лекция Шрилы Бхакти Сундар Говинды Дев-Госвами Махараджа,
на день ухода Шрилы Мадхавендра Пури, 2 марта 1996,
Шри Чайтанья Сарасват Матх, Навадвипа

Сегодня очень благословенный день - день святой разлуки со Шрилой Мадхавендрой Пурипадом. В образе Шрилы Мадхавендры Пури в этом мире появился росток божественной любви к Кришне (Кришшна-преманкур). Шрилу Мадхавендру Пури почитали и прославляли Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху были его учениками.

Ишвара Пури, который наряду со многими санньяси того времени пользовался огромной известностью, был, как вы знаете, очень преданным и близким слугой Шрилы Мадхавендры Пури, и именно он явился как гуру Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому Шрила Мадхавендра Пури занимает в нашей сампрадае столь высокое положение.

Формальные и онтологические аспекты сампрадайи

Положение вещей таково, что формально мы представляем нашу сампрадаю как Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаю, ибо Мадхвачарья получил в Бадарикашраме посвящение от Вьясадевы, Вьясадева принял посвящение от Нарады Муни, знаменитый Нарада Муни является одновременно учеником и сыном Господа Брахмы, а Брахма был посвящен Самим Кришной.

Следовательно, наша сампрадая берет свое начало от Кришны, однако после ухода Мадхвачарьи Кришна-концепция была сокрыта. Через Шрилу Мадхавендру Пури она вновь проявилась во всем своем великолепии. По милости Шри Чайтаньи Махапрабху, мы видим его подлинным гуру рага- марги. Путь любовного служения Богу явил себя в этом мире при посредстве Шрилы Мадхавендры Пури. Шрила Мадхавендра Пури появился как росток Кришна – премы, а после этого, подобно огромному дереву, явился Шри Чайтанья Махапрабху. Как вы знаете, Махапрабху неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды. Все Его спутники, такие как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами и другие, принадлежат к нашей святой Рупануга-сампрадае. Одна часть берет свое начало от Кришны и продолжается до Шрилы Мадхавендры Пури, другая - от Шрилы Мадхавендры Пури до нашего Гуру Махараджа. Сегодня - день ухода Мадхавендры Пури.

Он был очень близким преданным Кришны и Радхарани. Сама Радхарани одарила Шрилу Мадхавендру Пури всей полнотой Своей милости. Эту дивную историю о Шриле Мадхавендре Пури Махапрабху рассказал Своим спутникам во время остановки в Ремуне, Орисса, на пути в Пури-дхам. Махапрабху сказал, что слышал ее от Ишвара Пури.

Божественный рассказ о Мадхавендре Пури

Шрила Мадхавендра Пури был исполнен великого духа отречения. Он никого ни о чем не просил. И что бы ни приходило к нему, он принимал это как милость Кришны. Он никогда не просил пищи, но если ему подавали необходимое, он ел. Когда еды не было, он постился, но за подаянием не шел. Такова была его природа. Он всегда воспевал имя Кришны. Так он ходил по всей Индии, особенно часто бывая во Вриндаване. Далее Махапрабху рассказал Своим преданным в Ремуне следующую историю о Шриле Мадхавендре Пури.

Однажды Шрила Мадхавендра Пури совершал парикраму (обход) Говардхана, и там же, у Говинда- кунды расположился на ночь под деревом. Весь день он постился; вечером перед ним появился Кришна в образе мальчика-пастушка с горшком молока в руках. Кришна сказал: “О Пури Госани, Я вижу ты не ходил за подаянием к местным жителям. Возьми это молоко, его прислали тебе женщины из соседней деревни”.

Шрила Мадхавендра Пури очень удивился тому, как они узнали, что он голоден. Поэтому он спросил пастушка: “Откуда Тебе известно, что я пощусь?” Мальчик отвечал: “Женщины пришли набрать воды из пруда и увидели тебя. Они подумали, что ты, должно быть, ничего не ел, и поэтому прислали тебе молока. Возьми его. Я ухожу, потому что Мне нужно доить коров, но скоро вернусь и заберу этот горшок”.

Пастушок Неземной Красоты

Мадхавендра Пури изумился, увидев сияние, исходящее от маль¬чика. Он взял молоко и стал ожидать прихода пастушка, но тот не возвращался. Мадхавендра Пури сидел, воспевая имя Кришны, пока, уже за полночь, не уснул. Во сне он увидел пастушка, явившего ему Свой истинный облик:

‘шрӣ-гопа̄л’ на̄ма мора,
- говарддхана-дха̄рӣ
ваджрера ста̄пита,
а̄ми иха̄ адхика̄рӣ //

“Меня зовут Шри Гопал, Я - господин этой деревни. Ваджра (внук Кришны) установил Меня как Шри Гопала, и с того дня Я жил здесь. Но в этих краях бесчинствовали безбожники, которые пытались помешать поклонению Мне. Поэтому Мой служитель отнес Меня в кунджу (рощу) у Говардхана и бежал. С той поры, Я живу в этой роще. Видишь, вот это место. Я очень страдаю из-за холода, жары, дождей и ветра. Поэтому приведи с собой жителей деревни и унеси Меня отсюда. Установи поклонение Мне в матхе на вершине горы Говардхан. Как долго Я ждал, Мадхава, когда же ты придешь и будешь служить Мне”.

Служение Гопалу

Мадхавендра Пури проснулся, и из глаз его ручьем полились слезы. Затем он собрался духом, дабы исполнить указание Господа. Он собрал множество сельчан, вооруженных ножами, лопатами и другими инструментами и принялся вместе с ними расчищать проход к роще. Работа была очень трудной, так как густые заросли леса были практически непроходимыми. Тхакур оказался невероятно тяжелым, и только самые сильные мужчины, собравшись вместе, смогли поднять его. Затем Мадхавендра Пури велел им отнести Его на вершину горы Говардхан, где Его поместили на огромный каменный алтарь, поддерживаемый сзади другим камнем.

Для совершения грандиозного поклонения Господу Мадхавендра Пури пригласил множество брахманов. Он обратил всех брахманов в ваишнавскую веру и устроил великолепное празднество Анна-кут, на котором Господу были предложены горы риса и других блюд. Такие празднества устраивал для Кришны Нанда Махараджа. Весть об этом распространилась повсюду, и сотни и тысячи людей из самых разных мест с великой радостью приняли участие в торжествах. Все поража¬лись духовной силе Шрилы Мадхавендры Пурипада.

«О Мадхава Пури! Где же ты?
Возьми этот кхир – Гопинатх украл его для тебя!»

Ежедневно для предложения Господу готовились сотни различных блюд. Вечером Мадхавендра Пури укладывал Господа спать. Сам он не брал в рот ничего, кроме нескольких глотков молока. День за днем продолжалось это великолепное и грандиозное празднество. Мадхавендра Пури принял в ученики двух брахманов, которые продолжали поклонение Господу с подобающими Ему царскими почестями.

Сон Шрипы Пурипада

Некоторое время спустя Шриле Мадхавендре Пури приснился сон, в котором Гопал велел ему принести сандалового дерева малаяджа и умастить им Его тело, дабы защитить от палящего зноя. Мадхавендра Пури распорядился, чтобы в его отсутствие поклонение Господу проводилось надлежащим образом, и отправился в Бенгалию. В Шанти- пуре он дал посвящение Шри Адвайте Прабху. Затем он продолжил свой путь на юг, в Ремуну, расположенную в восьми километрах от Балешвары. Там он удостоился даршана Гопинатха.

Как и прежде, он ни у кого не просил пищи. Но ему было очень интересно, что за блюда предлагают Гопинатху. Местный брахман описал ему все подношения и сообщил, что вечером Гопинатху будут предлагать двенадцать горшков кхира или сгущенного молока. На мгновенье Мадхавендра Пури подумал: “Если бы я попробовал этого кхира, я смог бы приготовить точно такой же для подношения Кришне, когда вернусь во Вриндаван”. Но в следующую секунду он отчитал себя за недостойное желание отведать кхиру. Он покинул это место и, придя на рыночную площадь, сел под деревом, воспевая святое имя Господа.

Сон брахмана

В это время пуджари, как обычно, совершал подношение (бхоги) Гопинатху. Ни он, ни другой брахман, не думали тогда о Мадхавендре Пури. После подношения они приняли прасад и легли спать. Во сне главный пуджари увидел Гопи - натха, который сказал ему: “О пуджари, тебе неведомо, что Я украл один горшок кхира для Мадхавендры Пури и спрятал его у Себя под одеждой. Он - лучший из Моих преданных, и сейчас находится здесь, на рыночной площади. Он голоден; разыщи его и дай ему этот предложенный кхир. Ты полагаешь, что после предложения взял двенадцать горшков, однако это не так: благодаря Моей майе у тебя их всего одиннадцать. Последний горшок ты найдешь у Меня под одеждой. Возьми его и отдай Мадхавендре Пури”.

Пуджари был поражен. Однако, встав и открыв дверь, он обнару¬жил под одеждой Гопинатха горшок с кхиром. От прасада исходил пленительный аромат. Он взял его и, не мешкая, отправился в город, обходя рыночные площади и громко взывая в поисках Мадхавендры Пури:

кхӣра лаха эи, йа̄ра на̄ма
‘ма̄дхава-пурӣ’ /
тома ла̄ги’ гопӣна̄тх кхӣра
каила чхури //

“О Мадхава Пури! Где же ты? Возьми этот кхир - Гопинатх украл его для тебя! Он знает, что ты голоден, и именно для тебя он спрятал его! Где же находится человек по имени Мадхава Пури?”

Услышав эти слова, Мадхавендра Пури изумился, а потом произнес: “Я здесь”, таким образом, обнаружив свое присутствие. Пуджари обильно прославил его, сказав: “Возьми этот кхир - Сам Гопинатх украл его для тебя”. Мадхавендра Пури был опьянен божественной любовью - он вкушал прасад в величайшем восторге. Глиняный горшок, в котором находился кхир, он завязал в узел своей одежды.

Затем ему в голову пришла мысль, что завтра эта новость разлетится по свету, и всякий станет считать его великой душой. Поэтому, опасаясь почестей, он бежал из Ремуны и направился в Джаганнатха Пури. Но по прибытии в Пури-дхам он обнаружил, что все уже знают, кто он такой и осведомлены о том, как Гопинатх украл для него горшок кхира. Новость достигла Пури быстрее его самого, и спрятаться было совершенно невозможно.

Слава самоотверженности

Как писал Кришнадас Кавирадж в “Шри Чайтанья-чаритамрите”: “В этом мире давно известно, что слава и почет следуют за теми, кто безразличен к ним”. Таково свойство славы, и случай с Мадхавендрой Пури - подтверждение этому. Куда бы он не направился, его повсюду узнавали. Подумав, он пришел к выводу, что такая ситуация, возможно, имеет и положительную сторону, ибо это поможет ему собрать сандалового дерева для Гопала. Министры и придворные царя, а также служители Джаганнатха-дева, приходили к Мадхавендре Пури, и он всем рассказывал о своей надобности. На пути из Ориссы к месту, где росли сандаловые деревья, путника подстерегали многочисленные опасности со стороны млеччхов, однако покровительство царя обеспечивало ему надежную защиту. Кроме того, царю принадлежали огромные леса, в которых также было множество сандаловых деревьев. В помощь ему дали двух человек, и выбрав дерево, они отправились во Вриндаван. И вновь все узнавали и принимали Мадхавендру Пури с величайшим почетом и уважением. Служители Гопинатха преподнесли ему много кхира и другого прасада.

Ночью Мадхавендре Пури приснился сон, в котором Гопал сказал ему: “Гопинатх и Я неотличны друг от друга - тебе вовсе необязательно везти сандаловое дерево во Вриндаван. Предложи его Гопинатху, проведи полную церемонию поклонения Ему, и таким образом Я приму сандал”.

Мадхавендра Пури удивился, подумав: “Как милостив ко мне Гопал! Он опять наставил меня”. На следующий день он нанял еще двух человек, чтобы растереть в порошок привезенное дерево и затем предложил это Гопинатху, умастив Его тело на все лето.

«Лишь Радхарани, ШриЧаитанья и Мадхавендра Пури знали суть стихов,
описывающих высочайшую разлуку с Кришной.
Четвертого, способного понять это, не существует».

Каждый день Мадхавендра Пури посещал арати Гопинатху, и волею Господа приходили тысячи людей, которые принимали участие в великолепных празднествах, устроенных по милости Шрилы Мад¬хавендры Пури. Гопал был очень доволен его служением. Он сказал ему: “Тебе не нужно возвращаться во Вриндаван - ты сможешь видеть меня здесь, в Ремуне. И так ты достигнешь всего”.

Мадхавендра Пури остался в Ремуне, и некоторое время спустя покинул этот мир. Мы видели в Ремуне небольшой по размерам прекрасный храм-самадхи Шрилы Мадхавендры Пури.

Разлука Шрилы Пурипада

Рассказывая историю Шрилы Мадхавендры Пури, Махапрабху испытывал самозабвенный восторг. Перед своим уходом Мадхавендра Пури был в высшей степени опьянен Кришна- премой, божественной любовью, и очень страдал, ощущая разлуку с Кришной. От этой разлуки из его глаз непрестанно текли слезы.

Ишвара Пури служил Мадхавендре Пури в последние дни его пребывания в этом мире. Служение Ишвары Пури проявлялось даже в самом незначительном, за что Мадхавендра Пури очень превозносил своего ученика. Пребывая в состоянии глубокой разлуки, Мадхавендра Пури пел одну шлоку. Махапрабху слышал ее от Ишвары Пури и там, в Ремуна- дхаме, поделился ею со Своими преданными.

айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад алока-ка̄тарам̄
дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам //

Воспевание этой шлоки вновь и вновь переполняло Махапрабху самозабвенным восторгом. Он говорил, что эти стихи есть не что иное, как слова Самой Радхарани, явленные в сердце Мадхавендры Пури. Кришнадас Кавирадж дал им свое прекрасное толкование:

эи шлока кахийа̄чхена ра̄дха̄
т̣ха̄кура̄н̣ӣ /
тара кр̣па̄йа спхурийа̄чхе
ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ //
киба̄ гаурачандра иха̄ каре
а̄сва̄дана /
иха̄ а̄сва̄дите а̄ра на̄хи чаут̣ха- джана //

Разлука Шри Радхи

Радхарани испытывала сильнейшие муки в разлуке с Кришной, и Ее настроение нашло выражение в этих стихах. Эта боль разлуки с Кришной проявилась в сердце Мадхавендры Пури. Махапрабху говорил, что на земле нет такого человека, который был бы способен до конца понять значение данной шлоки. Ее воспевала Радхарани, и слова эти, явившиеся в сердце Мадхавендры Пури, позволили ему почувствовать эту разлуку. И сейчас Он, Гаура Махапрабху, Шри Чайтанья Махапрабху ощущает настроение, выраженное в этой шлоке. Четвертой личности, способной по-настоящему понять её, не существует.

Когда я услышал эту шлоку от Шрилы Гуру Махараджа, я подумал: “В этот мир приходил Нитьянанда Прабху, ученик Мадхавендры Пури, его посетили много других в высшей степени достойных личностей. Однако Кавирадж Госвами сказал: “Четвертого, кто мог бы до конца прочувствовать её, не существует - такое богатство заключено в этой шлоке” ”.

Все попытки осознать глубинный смысл данного стиха обречены на провал. Его можно понять только по милости Радхарани. Когда же это произойдет? По всей вероятности, никогда, но по благословению Радхарани в Ее неотличном образе Гурудева, это настроение разлуки может проявиться в наших сердцах.

От Гуру Махараджа мы слышали различные толкования этой шлоки. Когда он произносил ее, меня всегда поражало необыкновенное выражение его лица, в котором можно было уловить отражение глубочайших божественных переживаний и восприятия самых высоких и тончайших качеств Божественной Реальности.

Все, что Махапрабху Чайтаньядев дал этому миру, заключено в этой шлоке, выражающей саму суть Кришна-премы. Гуру Махарадж объяснял нам, что в ней присутствуют различные настроения предан¬ного служения. Но много ли мы можем ощутить? Нам даже не стоит думать об этом. Кавирадж Госвами предупреждал о том, что необходимо ясно осознавать собственное положение:

эи ш̇лока кахийа̄чхена ра̄дха̄- т̣ха̄кура̄н̣ӣ
тара кр̣па̄йа спхурийа̄чхе ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ

Если бы Радхарани не была милостива к Мадхавендре Пури, эти слова никогда не проявились бы в его сердце и он не смог бы воспевать их. Сам Господь, приняв образ Гауранги Махапрабху, ощущал настроение, выраженное в этой шлоке,- настроение Кришны, с сердцем и сиянием Радхарани. Поэтому Кришнадас Кавирадж говорит о том, что, поистине, нет четвертого, способного познать её.

И все же, милостью Мадхавендры Пури это настроение может проявиться в нашем сердце. Но ожидать его мы не в праве. Мы находимся в мире суеты, полном иллюзий. Лишь тогда, когда пелена заблуждения спадает с наших глаз и духовный мир раскрывается в наших сердцах и является нашему взору, мы, по милости Радхарани в Её неотличном образе Гурудева, получаем способность к пониманию некоторых предметов.

В “Брахма-самхите” есть шлока:

ш̇рӣйах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама
пуруш̣ах̣ калпа-тараво
друма̄ бхӯмиш̇ чинта̄ман̣и
ган̣амайӣ тойам амр̣там/
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи
вам̇ш̇ӣ-прийа-сакхӣ
чида̄нандам̇ джйотих̣ парам апи
тад а̄сва̄дйам апи ча //
са йатра кшӣра̄бдхих̣ сравати
сурабхибхӣаш̇ ча сумаха̄н
нимеша̄рддха̄кхйо ва̄ враджати на
хи йатра̄пи самайах̣ /
бхадже ш̇ветадвӣпам там ахам
иха голокам ити йам
видантас те сантах кшити
вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе //56//

Нетрудно заметить, что данный отрывок из “Брахма-самхиты” и комментарии Кавираджа Госвами и Бхактивиноды Тхакура говорят об одном и том же. Бхактивинода Тхакур добавляет: “Если вы полагаете, что знаете о Кришне все, то вы живете в раю для дураков”.

Мы видели многих, считавших себя очень просвещенными и обладающими огромными познаниями в области Кришна-сознания. Однако все эти люди просто жили в раю для дураков. В приведенной шлоке из “Брахма-самхиты” указывается: “Немногие святые поднялись до понимания этого. Среди множества святых, садху, преданных, едва ли найдется один, способный осознать сие”. Такова чистая линия учения Шрилы Рупы Госвами. Он дал совершенное знание, но оно не откроется тому, кто не предался Шри Чайтанье Махапрабху. Слова Кавираджа Госвами, с одной стороны, лишают нас всякой надежды, однако с другой - никто не отнимает у нас возможности попасть в обитель, исполненную Кришна-премы.

чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа- вр̣кша-
лакша̄вр̣тешу сурабхӣр абхи- пала̄йантам /
лакшмӣ-сахасра-ш̇ата-сам̇бхрама-
севйама̄нам̇
говиндам а̄ди-пурушам̇ там ахам
бхаджа̄ми //Брахма-самхита, 29 //

Как прекрасны эти слова! Их принес в этот мир Сам Махапрабху. Находясь здесь, мы не в состоянии постичь ту божественную любовь, которую испытывают все существа, пребывающие в надмирной обители Кришны. Но однажды, по милости Гурудева, она, возможно, проявится в наших сердцах. Поэтому мы всегда преисполнены надежды, и ничто другое не может принести нам истинного удовлетворения.

Так учил нас Шри Гурудев. Шрила Рупа Госвами говорил: птица чатака никогда не будет пить воду с земли. Но всего несколько капель из грозового облака способны полностью утолить её жажду. Вода есть повсюду - в прудах, реках, океане, но чатака не возьмет оттуда ни единой капли. Такова природа этой птицы

Грозовое облако может поразить ее ударом молнии, но она не перестанет славить его. Это - чистота и самопредание. Вышеприведенная шлока полностью раскрывает нам представление об этом. “Я не хочу ничего другого: мне не нужно ничего, кроме Твоей милости. Пожалуйста, даруй мне её”.

«О Радхарани! Если Ты не одаришь меня Своей милостью,
мне нет дела даже до Кришны».

Дас Госвами выражал то же желание. Шри Рупа-Санатан, Шри Джива Госвами, Шри Рахгунатх дас Госвами - все они пребывали в таком настроении, и они как сокровища наших сердец; сама наша жизнь:

а̄ш̇а̄бхараир амр̣та-синдхух̣
майаих̣ катхан̣чит
кало майа̄тигамитах̣
кила са̄мпратам̇ хи
швам̇ чет кр̣па̄м майи
видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир врадже на ча
барору бака̄рин̣а̄пи

“О Радхарани, я уповаю только на то, что Ты прольешь на меня Свою милость, и надежда на это поддерживает меня всю жизнь”. Когда Рагхунатх дас писал эти слова, ему было примерно 80-82 года.

“Моя единственная надежда на то, что Твоя милость низойдет на меня. Вот мое единственное желание. Без Твоей милости мне не нужен даже Кришна. Что мне делать без нее? И милость Кришны мне не нужна. Если Кришна придет ко мне, я скажу Ему: “Подожди, пожалуйста: только с позволения Радхарани я могу говорить с Тобой”. О, Радхарани! Всю жизнь я молю о Твоей милости, она - моя единственная цель. Только поэтому я живу во Враджа-дхаме. Если Ты не одаришь меня ею, мне нет дела даже до отношений с Кришной”.

Это особый вид преданности. Кришна - Всевышний Господь, Кришна - Всевышний Господь, Кришна - Всевышний Господь, - всегда и везде громко заявляем мы. Но здесь мы видим, что для рупануга-вшшнава Кришна не стоит на первом месте.

ӣш̇варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах
саччида̄нанда-виграхах̣ /
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва
ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам //

Кришна, Говинда, есть Всевышний Господь. Его божественный образ вечей, исполнен знания и блаженства; Он - причина всех причин”.

Таково верховное положение Кришны. Но какую ценность оно имеет для ваишнавов в линии Рупа- нуга? Они очень близки к ашрая-виграхе, Шримати Радхарани, и всегда находятся под Её покровительством. Радхарани направляет все Свои силы на служение Кришне, а они снабжают Ее атрибутами поклонения, сделанными с великой преданностью.

Гуру Махарадж советовал мне не строить слишком много матхов, иначе это может принести мне немало хлопот. Тогда я ответил: “Махарадж, за последнее время наша семья так выросла. Преданные приезжают в Пури-дхаму и во Вриндаван, но там им негде остановиться; к сожалению, они вынуждены снимать номер в гос¬тинице или какое-нибудь жилье поблизости. Если Вы позволите, я постараюсь устроить что-нибудь в Пури-дхаме или во Вриндавана-дхаме". Гуру Махарадж дал согласие на обустройство скромного жилья во Вриндаване, Пури и Навадвипе. Я добавил, что поскольку Калькутта является для преданных перевалочным пунктом, там также необходимо обеспечить им место, где они могли бы останавливаться. Гуру Махарадж разрешил и это.

Именно тогда Гуру Махарадж сказал: “Если ты будешь делать что-нибудь во Вриндаване, делай это вблизи Говардхана. Тогда мы будем находиться недалеко от Радха-кунды, но не на ней самой, где Радха-Говинда наслаждаются Своими играми. Мой Гуру Махарадж Прабхупад Шрила Сарасвати Тхакур говорил: “Ранним утром мы выйдем из Говардхана, и по просьбе Радхарани соберем цветы у Кусум-саровара и возьмем молоко в окрестных селениях. После этого мы направимся на Радха-кунду, где будем служить Радхе-Говинде, а когда Они уйдут отдыхать, вернемся в наше укрытие у лотосоподобных стоп Говардхана”.

Таково было желание Шрилы Сарасвати Тхакура и Шрилы Гуру Махараджа. Милостью Шрилы Гуру Махараджа нам удалось, по мере сил, обустроить место, где преданные всегда могут найти убежище - здесь проявилась Шри Дайита даса сева- кунджа. Ашрам мы назвали “Шрила Шридхар Свами севашрам”.

Исключительность линии Шри Рупы

В этом мире чрезвычайно трудно соприкоснуться с исключительной линией преданности Шрилы Рупы Госвами. Любой, кто попытается сделать это, считая её легкодоступной, будет неизбежно обманут, и попадет в черную дыру пракрита-сахаджиизма, откуда не сможет выбраться. Не стоит и думать о том, чтобы легко достичь ее, но в то же время она явит себя безо всяких усилий - по милости гуру, по милости Радхарани.

Прежде всего, нужно научиться ждать, и Рахгунатх дас показал нам, каким долгим может оказаться такое ожидание. Он ждал всю свою жизнь, - а кем он является? Он - одна из спутниц Радхарани, но в Гаура-лиле он явил свои игры в настроении глубочайшей разлуки с Радхой-Говиндой.

Все Госвами являются спутниками Радхи-Говинды и в иных образах участвуют в Кришна-лиле. Они заняты вечным служением Радхе - Говинде, но в маха-бхаумья-лиле их жизни прошли в настроении единения в разлуке.

Всё это было явлено благодаря первому ростку Кришна-премы - Мадхавендре Пурипаду. Прабхупад Сарасвати Тхакур так говорил о Мадхавендре Пури:

ма̄дхавендра пурӣвара,
ш̇ишйавара
шрӣ-ӣшвара,
нитйана̄нда, ш̇рӣ адваита вибху /
ӣш̇варапурӣке дханйа,
карилен ш̇рӣ-чаитанйа,
джагад-гуру гаура маха̄прабху //

В Бенгалии существует поговорка: “Ученика можно узнать по его гуру". Мадхавендра Пури велик и великим является его ученик - Ишвара Пури. И не только Ишвара Пури, но и Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху. Все они, явившись в этот мир, стали его учениками. В Кришна-лиле их положение неизмеримо высоко, и они показали себя этому миру как величайшие последователи Мадхавендры Пури.

Шрила Прабхупад добавлял также, очень бережно и осторожно, что Гаура Махапрабху наделил Своей милостью Ишвару Пури, приняв от него мантру и став его учеником. Сегодня - день ухода такой великой личности как Мадхавендра Пури. Этот день, кода мы обсуждаем божественные игры Мадхавендры Пури и вспоминаем Его Божественную Милость, можно считать одним из самых важных в нашей духовной жизни.

Солнце восходит и заходит, но оно не рождается и не умирает. Приход и уход чистого ваишнава подобен восходу и заходу солнца. Оба они приносят благо порабощенным майей душам этого мира. Уходя, они окидывают своим взором всё вокруг, и тот, кто помнит о них, получает их милость.

Мы часто видели, что Прабхупад Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж и другие ученики Сарасвати Тхакура пели “Гуру-парампару” как с самого начала, так и с середины. С середины означает пение от слов махапрабху шри-чаитанйа, радха-кршна нахе аийа. Когда же необходимо поддержать формальный престиж сампрадаи, мы поем “Гуру-парампару” от кршна хайте чатур-мукха, хан кршна-севонмукха. И все же, свое истинное начало наша сампрадая берет от Шрилы Мадхавендры Пурипада.