Настоящий друг каждому

Заключительная лекция Шрилы Б.А. С агар Махараджа в конце пребывания в Маврикии

Нам выпала большая удача слушать Шрилу Говинду Махараджа в Маврикии. Очень доступно и очаровательно он рассказывал нам о Кришна-сознании. Как заметил сегодня наш почтенный гость: «В Шриле Говинде Махарадже я вижу Шрилу А.Ч. Бхактиведанту Прабхупаду». Это не случайно, поскольку Шрила Прабхупада и Шрила Говинда Махарадж очень тесно связаны, В течение многих лет они жили в Индии вместе и Шрила Говинда Махарадж был как сын Шриле Прабхупаде. «Я считаю Говинду Махараджа своим самым возлюбленным сыном», — говорил Шрила Прабхупада.

Именно от Шрилы Прабхупады Шрила Говинда Махарадж изучил Бхагавад-гиту, а сам Прабхупада изучил ее от Шрилы Шридхара Махараджа, чьим учеником и является Шрила Говинда Махарадж. Таким образом все они очень близки.

После того как в 1977 году Шрила Прабхупада оставил этот мир мы обрели Шридхара Махараджа, который приютил и вел нас. После ухода Шрилы Шридхара Махараджа мы почувствовали необходимость в том, чтобы кто-то продолжил представлять учение Вайшнавизма истинными верным образом. Как от Шрилы Прабхупады. так и от Шрилы Шридхара Махараджа я знал, что этим человеком должен стать Шрила Говинда Махарадж. По этой причине я, а также другие преданные многократно приглашали его в путешествие по миру. Для меня это стало очень особенным событием, поскольку в эти путешествия он милостиво взял и меня с собой.

Здесь, в Маврикии, мы все получили возможность слушать наставления Шрилы Говинды Махараджа о служении Кришне, Он также высоко отозвался об этой маленькой стране.

Вайшнавы никогда не говорят: «Я — Гуру». Они никогда не выставляют себя занимающими более возвышенное положение чем мы. Шрила Махарадж всегда говорил: «Я простой человек. Могу ли я делать что-то значительное я не знаю».

Однако постепенно люди со всего мира приезжали в обитель Шрилы Гуру Махараджа Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвнпе и, возвращаясь домой, они понимали: «Нам нужен такой учитель». Как следствие они присылали все больше и больше приглашений и в результате сейчас, подобно Шриле Прабхупаде. Шрила Говинда Махарадж проповедует и распространяет по всей земле сокровенное учение Шри Рупануга Сампрадаи.

Вайшнав, — слуга Бога, преданный Кришны, — настоящий друг всем душам, всему человечеству. Он их сердечный благожелатель, у него нет врагов. Он учит нас тому, как стать вайшнавами. «Вайшнав» —- означает «слуга Бога. Вишну». Того, кто принадлежит Вишну называют вайшнавом. Вайшнавы — не религиозные сектанты.

Слово дхарма зачастую переводят как «религия». Однако дхарма происходит от корня дхри, что означает «поддерживать». Другими словами, дхарма это то, на чем зиждется все наше существо, наша жизнь. Вайшнава-дхарма есть наша изначальная природа, она зовется также джайва-дхарма. Джайва происходит от слова лжива. Как объяснял Шрила Говинда Махарадж, джива — это душа, «Я» в каждом из нас. Все мы души, а наше естество — служить Богу, служить Кришне. Однако в настоящее время наша изначальная духовная природа покрыта мирским окружением, миром материи. Поэтому время от времени приходят святые вайшнавы, чтобы пробудить наше первоначальное духовное естество служителей Кришны. На бенгали это звучит так: дживера сварупа хой — кришнера нитья дас.Мы слуги Кришны отнюдь не только по утрам и вечерам, но вечно. Вечность не имеет начала и не имеет конца. Наше естественное положение — служить Ему, а это возможно по милости и благодушию вайшнавских наставников подобных Шриле Говинде Махараджу. Служить Кришне более чем естественно для души. Это не вопрос обращения в ту или иную религию. Служение Кришне природно присуще всякой живой душе. И, как нам милостиво поведал Шрила Махарадж, если мы будем следовать этому знанию с детства и всю молодость, оно останется снами навеки. Следует начать свою жизнь с него. В жизни должна быть цель.

На французском есть замечательное выражение: raisond’etre. У нас должен быть raisond’etre, у нас должна быть какая-то цель в жизни помимо еды. Когда мы голодны, мы не можем думать ни о чем.кроме еды, а когда мы сильно устаем, нашей единственной целью становится сои. Затем мы можем жениться, завести детей и бороться за благосостояние семьи или страны. Однако этого не достаточно. Существует raisond'etre. Должен быть какой- то высший смысл в жизни, помимо интересов физического тела или ума. Шрила Махарадж напомнил, что мы отличны от тела. Существо в теле живет от младенчества до старости. Старик некогда имел молодое тело, однако в обоих телах остался неизменной личностью, той же душой. Подобно этому вы также пребывали в телах младенцев, сейчас же у вас тела мужчин и женщин. Тела состарятся, однако вы как душа не изменитесь, поменяется только тело. Вы не материальны. Вы — дживатма, живая душа. Душа духовна, не материальна, ей необходима духовная деятельность, что есть служение Богу.

Шрила Махарадж, а также и я по его милости, обратил внимание на то, что в Маврикии у всех вас богоклонные сердца. Видеть это большое счастье. У вас светлое, великое будущее.

Когда Шрила Прабхупада приехал сюда, он прорек: «Все жители этой страны станут вайшнавамг, все jстанут преданными Богу». Такое его посетило видение. И Шрила Говинда Махарадж тоже говорил подобное. Ему было здесь очень хорошо, он чувствовал себя как дома.

В свое время нам посчастливилось общаться со Шрилой Прабхупадой, однако сейчас нам не менее повезло со Шрилой Бхакти Сундаром Говиндой Махараджем. Он несет то же послание. Он человек того же мира, той же земли. Он может даровать нам то великое Учение, с которым приходил Прабхупада. И он делает это.

ванчха калпа-тарубхъяш ча
крипа-синдхубхъя эва ча
патитанам паванебхьйо
вайшнавебхьйо намо мамах