Смиреннее травинки
Принятие ответственности быть гуру
Мы взяли на себя большую ответственность, которая предполагает серьезное исполнение обязанностей. Все присутствующие здесь сидят на обычных местах и лишь мне одному предоставлено почетное. Любой может сказать: «Вы только посмотрите на него, на это невежественное животное. Что за высокомерие! Какой глупец! Какой нечестивец! Он похож на большую тупую скотину! Цветочные гирлянды украшают его шею. Что за безмерное восхваление! Что за напыщенность и раздутость! Как самодовольно и внимательно слушает он прославление своих деяний. Разве он открыто не насмехается над учением Махапрабху? И как может эта большая скотина, такая эгоистичная и бесстыжая, когда-нибудь освободиться от своей животной природы?»
Я приказываю – стань гуру!
Я один из самых больших глупцов. Никто не дал мне хорошего совета относительно моего высокомерия. Поскольку никто не соизволил наставить меня, я обратился к самому Махапрабху. Ко мне пришла мысль просто отдать себя под Его опеку и попытаться понять, что Он посоветует мне. Шри Чайтаньядев сказал мне: «Кого бы ты ни встретил, говори ему о величии Кришны. Я приказываю тебе – стань гуру и освободи эту землю. Тогда влияние этого мира не сможет затронуть тебя. И ты снова обретешь Мое общество в этом месте».
В этом стихе дается прекрасное объяснение того кажущегося противоречия, что описано выше. Тот, чьим учением было смирение, даже большее чем у травинки, говорит: «По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю!» Таков наказ самого Махапрабху. Он сказал: «Исполняй обязанности гуру, как исполняю их Я. Передавай это указание всем, кого тебе доведется встретить». Чайтаньядев говорит: «Повтори им эти самые слова – “По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю! Избавь людей от их глупости”». Однако любой, кто услышит эти слова, конечно же, возразит со сложенными ладонями: «Но я ведь большой грешник, как могу я быть гуру? Ты сам Господь, учитель мироздания. Лишь Ты можешь быть гуру».
На это Махапрабху ответил: «Тогда влияние этого мира не сможет затронуть тебя. И ты снова обретешь Мое общество в этом месте». Итак, когда рассказываешь другим о Кришне, не сможешь забыть о Нем.Избегайте влияния мира
Объекты этого мира будоражат наше сознание. Цвет, вкус, запах, прикосновение и звук накатываются, словно громадные волны. Но существует способ избежать погружения в мирское. Шри Чайтанья сказал: «Для тех, кто стремится пересечь безбрежный океан мирского сознания, кто полон решимости служить Богу и свободен от желания чего-то иного, смотреть на вещи, подобно материалистам, и высматривать противоположный пол в поиске наслаждения гораздо хуже, чем добровольно пить яд».
Те, кто хочет быть занятым в служении Богу, никогда не должны бросать алчные взгляды на какие-либо материальные объекты. Сосредоточение на несовершенных, внешних, физических объектах лишает человека видения Бога. Как только наши чувства притягиваются к объектам этого мира, мы сразу же забываем о Боге, а те святые, которые говорят об Абсолютной Истине, кажутся нам незначительными. Поэтому тот, кто следует пути преданности в стремлении служить Кришне, должен избегать общения с материалистами.
Воздерживайтесь от поверхностного подражания
Необходимо критически оценить собственные способности. Почему люди всегда копаются в чужих недостатках и не пытаются задуматься над собственным поведением? Даже те, чье служение несовершенно, могут прогрессировать. Давайте вспомним заповедь: «Не обсуждайте отрицательные стороны тех, кто внимательно слушает и помнит наставления духовных писаний и святых. Даже живущие во грехе могут познать Кришну и преодолеть Его энергию заблуждения, если они следуют руководству преданных слуг Господа, покрывшего весь мир Своими удивительными шагами».
У меня нет права позволять себе выискивать недостатки в вайшнавах, забраковывать их служение Кришне или утверждать свое собственное понимание через отрицание иного, считая, что я вправе предоставлять кому-то возможность служить Господу Кришне и Его преданным. Никаким языком не описать то опустошение, какое может сделать с человеческой жизнью подобное высокомерие. «Пожалуйста, не пытайтесь подражать поведению вайшнавов. Гораздо лучше всегда следовать линии их мысли». Кроме преданных Кришны нам ни с кем не стоит общаться, так как общение с другими людьми лишь усиливает в нас желание чувственного наслаждения.
Никогда не будьте непочтительными к гуру
«Не пытайся стать гуру, чтобы наставлять других из злости. Не принимай положение гуру, чтобы погрузиться в пучину этого мира. Однако если ты Мой простодушный слуга, то будешь наделен всем могуществом. Ничего не бойся». Я не испытываю страха, потому что мой Гурудев услышал это от своего гуру. По этой причине он принял даже такого закоренелого грешника как я, сказав мне: «По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю!» Лишь те, кто никогда не слышал этих слов Гаурасундара, могут сказать: «Как странно слушать хвалу в собственный адрес!» Когда гуру объясняет своему ученику одиннадцатую песнь «Бхагаватам», то в их понимании это великий грех! Что же тогда ачарья делает, когда объясняет шлоку: ачарьям мам виджаниям – «Никогда не будь непочтительным к ачарье. Не думай, что ачарья равен тебе в каком-то отношении».
Гуру благ как Бог
В этих словах самого Шри Кришны заключено великое благо для души, дживы. Ведь если гуру оставит свое место – место ачарьи, – то как объяснить эти слова? Эту роль ему передал Гурудев. Если он не выполнит свои обязанности, то будет обречен на погибель за оскорбление Святого Имени в форме непочтения к гуру. Он будет выполнять свой долг даже несмотря на то, что внешне это выглядит проявлением эгоизма и самодовольства. Когда гуру передает мантру ученику, разве не должен он сказать, что этой гуру-гаятри-мантрой поклоняются своему гуру? Должен ли он вместо этого сказать: «Дай гуру несколько ударов ботинком или хлыстом»? Гуру никогда нельзя порицать. В личности гуру проявлены все божества. Должен ли Гурудев умалчивать об этом перед своим учеником во время чтения «Бхагаватам»? «Лишь тому, кто обладает простодушной преданностью Богу, подобно той трансцендентной преданности, что питал сам Кришна к Своему Гурудеву, открываются все святые истины». Разве Гурудев не должен говорить подобное своим ученикам?
«Гуру-пуджа, поклонение гуру, должно предшествовать всему прочему. Гуру необходимо служить как самому Кришне. Поклонение гуру всегда занимает особенное положение». Разве гуру оставит свое место, не желая говорить это своим ученикам? В освобожденном состоянии не заметны никакие противоречия, однако обычные невежественные люди далеко не всегда способны понять эту простую истину.
Бог как слуга
В некотором смысле гуру подобен руке, протянутой к телу Бога – того Бога, который вездесущ, всезнающ и всеблажен (сат-чит-ананда-виграха). Своей собственной рукой Бог прикасается к Своим стопам. Так Бог служит сам Себе. Бог нисходит лично как Гурудев, чтобы научить служить Себе. Наш Гурудев – часть тела Бога. Есть Бог, которому служат, и Бог, который служит. Мукунда – это Бог, которому служат. А Гурудев – возлюбленный Мукунды, занятый в служении Ему. У Господа нет более дорогого возлюбленного, чем наш Гурудев. Он тот, кого Господь любит больше всех.
Наставления уму
Наш Гурудев сказал: «Мой ум, тебе нет необходимости совершать то, что предписано как религия или запрещено Ведами как безбожие. Оказавшись в этом мире, умножай безмерно желание служить Шри Шри Радха-Кришне во Врадже и непрерывно памятуй о дорогом сыне Шри Шачи, Шри Гаурасундаре, зная, что Он неотличен от сына Нанды, Кришны, и помни о гуру, как самом дорогом возлюбленном Кришны. В Навадвипа-Вайкунтха-Шветадвипа-Вриндаване всегда оказывай почтение жителям Навадвипы и Враджа, ибо они служат Гаура-Кришне. Не осуждай ни вайшнавов, ни брахманов».
К примеру, если, принимая пищу, из благовоспитанности мы ограничиваем себя в ней, то не будем сыты. Если ученик кузнеца не понял, как подготовить необходимый сплав металлов, и стыдится признаться в незнании своему наставнику, он не добьется успеха в своем учении. Подобно этому, если мы желаем служить Богу, но не оказываем должного почтения Его близкому слуге, то никогда не будем удовлетворены.
Лицемеры из псевдо-вайшнавских сект, внутренне стремящиеся к мирской славе, а также многие другие могут подумать: «Какое бесстыдство – занимать положение гуру и слушать хвалебные речи своих учеников». Однако любой вайшнав относится к другому вайшнаву как к объекту поклонения. Если я исполняю долг перед гуру и проповедую, и кто-то крикнет мне «Джая!», то в этом не будет и грана двуличия. Наш Гурудев не учил подобной неискренности. Махапрабху не учил такому лицемерию. Воля Кришны проявляется через Гурудева. Я буду повиноваться этому, несмотря ни на что. Я не буду непочтительным к гуру из-за настойчивых требований каких-то глупцов или злонамеренных сектантов. В особенности, когда Шри Гурудев наставил меня словами: «По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю».
Доверьтесь полностью
Если я не подчиняюсь закону, который взывает ко мне через цепь преемственности духовных наставников, то оскорбление, состоящее в неисполнении наказа гуру, лишит меня лотосных стоп Шри Гурудева. Но если для того, чтобы исполнить наказ гуру, я должен быть самонадеянным, жестоким, испытывать вечные муки, то я добровольно отдам себя на эти вечные страдания и даже подпишу договор для пущего эффекта. Я не буду слушать злых и завистливых людей, призывающих меня ослушаться гуру. Я готов пожертвовать собой с неустрашимой отвагой и убежденностью, полностью полагаясь на силу лотосных стоп Шри Гурудева. Я признаюсь в таком высокомерии. Если раздать пыль с лотосных стоп моего наставника, то десятки миллионов людей, таких как я, смогут спастись. Нет такого учения в этом мире, нет такого звука во всех четырнадцати мирах, что можно было бы соизмерить с одной единственной пылинкой с лотосных стоп моего Гурудева. Гурудев, которому я полностью доверился, никогда меня не обидит. Но я никогда не буду слушать слов того, кто хочет причинить мне вред, и никогда не приму такую злую личность своим наставником.
В присутствии Шри Чайтаньядева Шри Сварупа Дамодар сказал: «О Шри Чайтанья, океан милости! Проявление Твоего сострадания легко избавляет сердце от пыли умственной обеспокоенности, и сердце очень быстро очищается от всей грязи. Затем в очищенном сердце происходит радостное рождение высочайшей преданности Шри Кришне. Противоречивые толкования шастр (писаний) порождают в уме противоположные умозаключения, которые приводят лишь к постоянным разногласиям. Только благодаря обретению Твоей милости сердце опьяняется эликсиром преданности Богу, тогда как споры на основе различий в понимании шастр выводят из душевного равновесия. Твоя милость побуждает к неустанной преданности, она направляет все души на поиск только Кришны, приводя их к вершине истинной гармонии и красоты. О безграничная доброта, Шри Чайтанья, когда же Твоя всеблагая милость прольется на меня».
Когда Шри Сварупа Дамодар говорил это Шри Чайтаньядеву, Господь не хотел слушать. И, чтобы научить смирению глупцов, Он произнес: «Не стоит с такими словами обращаться ко Мне». Но Он сказал это не с целью научить лицемерию. Только в невежественном сердце могут возникнуть сомнения. Я понял благодаря моему Гурудеву, что «так же ничтожен, как навозная мошка». Однако, когда наш Гурудев, по указу своего гуру, по наказу Махапрабху, ведет себя вышеупомянутым образом, может ли кто-либо упрекнуть его?
Слуга слуги Бога
Когда благодаря нам слушают прославление Всевышнего, и оно влияет на наши сердца, тогда мы можем почувствовать свою полную никчемность. Глубина смирения и покорности вайшнавов учит нас тому, что невозможно приблизиться к Богу или Его преданным без подобного смиренного предания. Если мы высокомерны, то, несомненно, будем лишены служения Богу и Его преданным. «Есть люди, которые поклоняются Богу, но не поклоняются Его преданным. Воистину, они высокомерны, и их поклонение Богу ничего не стоит». Если говорить по сути, то поклонение Богу и Его преданным находится на одном уровне. Если та преданность, с которой мы поклоняемся Богу, не устремляется в нашем сердце к стопам Его преданных, то в этом нет никакой ценности, и мы живем напрасно.
Все преданные наставляют нас в высочайшем служении Кришне. Мы должны всегда быть готовы вымести из наших сердец жесткой метлой порочное желание стать преданным Бога лишь для того, чтобы быть почитаемым больше других. Кришна будет милостив к нам, и однажды мы будем благословлены благодатным даром преданности Его божественным лотосным стопам. По Его милости мы освободимся от порочных желаний, от поиска выгоды или почтения со стороны других. Человек, свободный от подобных пороков, будет наделен способностью служить Богу. Безнравственных мужчин и женщин, шудр и всех остальных могут осуждать и презирать в мире за их злодеяния. Но даже такие люди смогут достичь вечного блага, если проявят интерес к образу жизни преданных Бога, которые почитают всех и не желают почтения к себе. Они изменятся благодаря их примеру и учению.
Давайте завершим эту речь уже процитированными ранее словами: «Есть люди, которые поклоняются Богу, но не поклоняются Его преданным. Воистину, они высокомерные грешники. Их поклонение Богу ничего не стоит».