Превыше небес

Мир переполнен самыми различными вероучениями, но вайшнавизм выделяется среди них так же, как свет солнца выделяется среди света звезд. В некотором смысле, вайшнавизм это тоже вероучение, но подобно тому как сильно разнится свет звезды Солнце со светом иных звезд, суть вайшнавизма совершенно отлична от сути всех друг их религиозных учений. Строго говоря, вайшнавизм — это не религия, это естественная природа каждой души. Религия описывает путь к совершенству, но вайшнавизм — это жизнь в совершенстве, это существование души (сознания) в естественной и прекрасной Реальности изначального духовного Бытия. Вайшнавы не практикуют какие-то методики, позволяющие достичь неких умственных или телесных совершенств, они поглощены жизнью преисполненной любовью и преданностью Верховному Господу. Эти сокровенные отношения с Господом столь пленительны и самодостаточны, что преданный теряет всякое стремление к любым совершенствам, ибо кришна-бхакти (любовное служение Кришне) — это сама жизнь души. Говорится, что душа представляет собой жизненную энергию, но кришна-бхакти является жизнью для самой души. Итак, под словом «вайшнавизм» понимается естественная природа преданно служить Господу, что изначально заложено в каждой душе.

Религиозная градация с точки зрения вайшнавизма, это градация духовного осознания. Вайшнава не особо интересуют межконфессиональные догматические различия, его больше интересует глубина того осознания духовной природы, которая доступна в практике данного вероучения. К примеру, религия Вед включает» себя широчайший диапазон уровней духовной эволюции сознания, начиная с основ карма-канды (благочестивого чувственного наслаждения), и заканчивая высшими элементами рагануга- бхакти (сокровенной спонтанной преданности). Хотя вайшнавизм есть изначальная природа каждого живого существа, если сознание покрыто невежеством, а сердце погрязло в тяжких грехах, без особой милости Высшего Мира душа очень долго будет бродить в дебрях относительных пониманий, представленных различными учениями, пока наконец не встретится с беспричинной милостью великого святого вайшнава.

Большинство живых существ, находясь под воздействием тама-гуны (модуса невежества материальной природы), даже не подозревают о реально существующем духовном мире, подобно тому, как жители Европы в первых веках нашей эры понятия не имели о существовании Америки или Австралии. Но, совершая благочестивые поступки, живое существо все больше склоняется к саттва-гуне (модусу благочестия), в следствии чего, оно может обрести какое-то поверхностное восприятие некоторых основ духовности. Тогда человек, привлекшись менталитетом праведной жизни, начинает посещать храм и просить у Бога какие-то достояния, как то здоровье, богатство, жену, хорошую работу и т. п. Такой ranсознания привлекается религией, исповедующей карма-нанду. Прогрессируя в этом направлении, человек может ощутить влечение к культивации духовных знаний, что, при благоприятном стечении обстоятельств, может привести его к сознательному поиску истины. Подобные люди пытаются постичь душу и Всевышнего, опираясь на логику и чувственное восприятие. Некоторые из них приходят к заключению о необходимости отречения. Призывая на помощь силу воли и разума, они пытаются подчинить себе чувства и побуждения ума. Но так как ум и чувства подобны ядовитым змеям, искусственными усилиями сдержать их невозможно (Б.-г.6:34). Вследствие чего аскет как правило отходит от своей практики, особенно в эту эпоху, в которой царит лицемерие и разврат. Самые же удачливые из них, увидев свое бессилие, обращаются за помощью к Верховному Господу и вручают Ему свою жизнь и духовный прогресс. Когда же это вручение себя становится полным и безусловным, человек истинно приходит к служению Богу (криита- бхакти), что, при наличии искренности в его сердце, гарантирует ему полный успех в духовной жизни.

Однако следует заметить, что приведенная здесь схема постепенного эволюционирования, вовсе не обязательно будет протекать именно в таком порядке. Бхакти (любовное самопредание) не зависит от мирского благочестия и академических познаний, оно не приходит по прихоти человека. Более того, бхакти не развивается благодаря благочестивой карме (последствиям деятельности в прошлом), ибо бхактии не есть справедливое вознаграждение, бхакти, есть беспричинная милость, проливаемая свыше. Человек никогда не будет достоин бхакти, благодаря своим усилиям. Чистая любовь к Богу (Кртина-према) — это единственная цель всего Бытия, достигаемая лишь углублением бхакти, поэтому бхакти считается столь драгоценным и возвышенным. И именно по сему, не стоит думать, что преданное служение Господу достигается только по прошествии вышеприведенных ступеней духовного развития. Правильней было бы даже сказать, что нисхождение на человека кришна-бхакти вообще не зависит от постепенной эволюции сознания, так как упомянутая эволюция в большей степени движима усилиями человека, а бхакти — это исключительно благосклонность Высшего Мира.

Так какова же цена обретения кришна-бхакти? Желание, жгучая жажда достижения высшего совершенства. Святые вайшнавы ходят по миру, нося в сердце Верховного Господа, Который предлагает всем и каждому нектар Божественной Любви: «О, вам он понравился, вы хотите его? Тогда раскройте ваши сердца и вкушайте этот нектар, наслаждаясь общением со Мной». Никто не отвергнут, никто не признан недостойным. Такова непостижимая милость Бога: никто не достоин, но Он принял всех. Стучась в наши сердца, Он являет Себя на устах Своих возлюбленных преданных как Харинам-Прабху (Святое Имя Бога). «Харе Кришна...», и наше измученное сердце озарилось ярким светом духовного чувства. Это пришел Господь. Он пришел чтобы отвоевать наше сердце у гнусных поработителей этого мира: похоти, гнева, жадности, невежества... Но когда война закончена.мы обнаруживаем, что наше сердце теперь захватил Бог, оно опять оккупировано. Красота, Любовь и Милость — вот, что теперь безраздельно распоряжается нашим сердцем, и мы получаем доступ в Мир высшего блаженства.

Мы должны ценой искреннего желания обрести связь с садху (святым). Садху-санга (смиренное общение с вайшнавом) — это подлинное начало реальной духовной жизни.

тад виддхи пранипатена парипраишена севака
упабекшйанти те гьйанам гйанинас таттва-даршинах
(Б.г.4:34)

«Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Само реализованные души способны дать тебе знание, ибо они видят истину». Кого может привлечь бесконечное жонглирование цитатами из книг? Настоящая духовная жизнь — это вне мирское чувство, приходящее из трансцендентных сфер Бытия. Духовная жизнь подразумевает непосредственное видение и переживание реально сущей Абсолютной Истины. Но в Мир подлинной духовной жизни мы можем быть допущены лишь по милости святого вайшнава, и никак иначе. Знание, в абсолютном смысле этого слова, передается из сердца в сердце. Гуру (духовный учитель) вливает в открытое сердце ученика живое чувство любви к Богу, он дает ему семя духовного знания, которое, будучи поливаемо искренностью ученика, вырастает в прекрасное древо Кришна-премы.

В удачливом сердце, обретшем милость садху, проявляется все пленяющая и манящая Обитель, сияющая Красотой, проливающая Милость и источающая нектар Божественной Любови. Кто сможет устоять? Кто сможет сопротивляться пленяющему сердце, ум и чувства Очарованию? Никаких затворов, все стены сметены сжигающей лавой Любви к прекрасному Господу. Какова Божественная Сладость той Обители? Человек этого не ведает, но когда в его сердце начинает бить фонтан чистой Любви, он просто теряет себя в бескрайнем океане обезоруживающей Сладости. Бушующая жизнь духовных чувств — вот практика и суть вайшнавизма, и самые удачливые и искренние души привлекаются именно этой сутью.

Дева дас