Посланник Шри Рупы

В этом году, вскоре после фестиваля Гаура-пурнимы в Шри Навадвип-дхаме, Шрила Говинда Махарадж с группой преданных приехал во Вриндаван, чтобы благословить строительство нового ашрама в Сева Кундже, неподалеку от храма Шри Шри Радха-Дамодара. Земля эта необыкновенно свята. Здесь все связано со Шрилой Рупой Госвами: совсем рядом его самадхи и бхаджан-кутир, а также самадхи Шрилы Дживы Госвами и других великих вайшнавов.

Незадолго до этого на первом этаже ашрама под руководством Пурнананды Прабху были подготовлены три комнаты, и Шрила Говинда Махарадж решил побывать там, перед тем как отправиться в очередное мировое турне. Начать его он решил именно отсюда, из Вриндавана, освятив строительство храма и получив благословения Шрилы Рупы Госвами.

Во время нашего пребывания в Сева Кундже Шрила Говинда Махарадж как-то спросил, какое название, по нашему мнению, следует дать новому ашраму. Я ответил, что в его арати, посвященном Шриле Гуру Махараджу, есть такие слова: рупа-сарасвати-дхара – «Шрила Гуру Махарадж продолжает духовную традицию Шрилы Рупы Госвами, которую передал ему Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада» 1. Шрила Говинда Махарадж заключил, что ашрам должен называться «Шри Рупа Сарасвати Шридхар Сева Кундж», а сам храм будет называться «Шри Дживануга Шраван Мандир» в честь Шрилы Дживы Госвами, слуги Шри Шри Радха-Дамодара.

Даже после того, как Шрила Рупа и Шрила Санатана Госвами обрели безграничную милость Шри Чайтаньи Махапрабху, они считали себя падшими душами. Махапрабху очень ценил Шрилу Рупу Госвами. Когда тот во время Ратха-ятры написал стихотворение, в котором раскрыл самые сокровенные чувства Господа, Шри Чайтанья Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара: «Как смог Рупа понять то, что у Меня на сердце? Ты открыл ему это?» На это Сварупа Дамодар ответил, что Махапрабху пролил Свою милость на Шрилу Рупу Госвами, и поэтому ему теперь известно, что таит сердце Господа. Шриман Махапрабху сказал, что Сварупа Дамодар прав: в Праяге Он действительно даровал Шриле Рупе Госвами всю Свою милость.

Шрила Рупа Госвами получил благословения Шри Чайтаньи Махапрабху, и преданные единодушно признали его избранником Господа, который откроет миру Его божественное учение. Но сам Шрила Рупа Госвами считал себя недостойным и потому никогда не входил в храм Джаганнатхадева в Шри Пури-дхаме. В Пури он вместе со Шрилой Харидасом Тхакуром жил отдельно от остальных преданных. Известно также, что Шрила Рупа Госвами общался с млеччхами и одаривал их своей милостью.

Он жил рядом с млеччхами еще до того, как встретил в Рамакели Шри Чайтанью Махапрабху, общался с ними и давал советы. Так и Шрила Говинда Махарадж, нынешний хранитель традиции Рупануга, по непостижимой милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами щедро раздает милость Господа падшим душам и стремится охватить проповедью весь мир.

В «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» Шрила Гуру Махарадж цитирует Шрилу Рупу Госвамипада: «Разве огонь, зажженный варваром, не очистит золото? 2» Слово, которое использует Шрила Рупа Госвами, – пулинда, «варвар». Конечно, в смирении под «варваром» он подразумевает себя, но мы можем считать, что это относится к нам и указывает, что по безграничной милости Шрилы Говинды Махараджа, даже будучи низкорожденными, мы тесно связаны с мировой проповедью, которая, подобно бушующему пожару, вскоре охватит весь мир.

Следуя примеру Шрилы Рупы Госвами, Шрила Говинда Махарадж говорит о себе как о падшей душе. С искренним чувством и в глубоком смирении он часто цитирует стих из «Шикшаштакам» Махапрабху, в котором заключены главные заповеди для преданных: считайте себя ничтожнее соломы на дороге, будьте терпеливее дерева и оказывайте почтение всем3. Глубокая медитация Шрилы Говинды Махараджа на эти наставления Махапрабху и смирение сделали этот стих основой его мировой проповеди.

Иногда Шрила Говинда Махарадж говорит: «Мы знаем, почему Махапрабху так самозабвенно танцевал во время Ратха-ятры…» Шрила Рупа Госвами говорил, что Шримати Радхарани хочет увести Кришну из Двараки (Пури) во Вриндаван (Гундичу), и эти же чувства переполняют Махапрабху во время Его танца. Затем Шрила Говинда Махарадж спрашивает: «Но почему Махапрабху так же самозабвенно танцует, когда колесницы возвращаются?» И просит задуматься над этим.

Недавно на одной из утренних лекций мы читали в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами о том, как Махапрабху посетил Вриндаван. Его слуга, Балабхадра Бхаттачарья, однажды увидел Махапрабху в волнах Ямуны у Шри Акрура Гхата. Он испугался, что Махапрабху утонет, пребывая в забытьи от переполняющих Его божественных чувств. После этого случая он и другие преданные решили, что будет лучше, если Махапрабху покинет Вриндаван. Тогда Он будет в безопасности.

Шрила Кавирадж Госвами замечает, что Махапрабху решил покинуть Вриндаван, потому что этого хотели Его преданные. Ранее Махапрабху сказал Балабхадре: «В прошлый раз Я хотел пойти во Вриндаван через Бенгалию, хотел увидеть Гангу, Свою мать и преданных. Но когда Я добрался до Рамакели, Господь устами Шри Санатаны Госвами спросил, почему за Мной идут тысячи людей. Тогда Я понял, что так нельзя идти во Вриндаван. Теперь Я вижу, что все это было непостижимым замыслом Господа: Он хотел провести Меня через джунгли Джарикханды. Благодаря твоей заботе, Балабхадра, Я не испытывал неудобств и путешествие во Вриндаван доставило Мне большую радость».

Увидев, что Балабхадра и другие преданные желают покинуть Вриндаван, Махапрабху тут же согласился уйти с ними. Такова и тайна преданности Шрилы Говинды Махараджа: в глубине сердца он всегда стремится исполнять желания преданных и служить им. Покидая Вриндаван, Махапрабху испытывал сильные и глубокие духовные чувства. То были чувства разлуки с Вриндаваном. Эти чувства испытывает и Шрила Говинда Махарадж – с ними он отправляется в это мировое турне.

Всем нам выпала большая удача – быть связанными с божественной миссией Шрилы Рупы Госвами. Когда Шрила Прабхупада основал свое движение на Западе, он принес туда учение и милость Шрилы Рупы Госвами. Исполняя наказ своего духовного учителя, Шрилы Сарасвати Тхакура, он начал проповедь в западных странах. По словам Шрилы Говинды Махараджа, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж открыл Запад и ему самому. Когда Шрила Прабхупада приехал туда, там не было ни храмов, ни преданных, ни условий для проповеди. Благодаря безграничной доброте Шрилы Прабхупады мы сейчас можем продолжать его миссию, и он всегда будет нашим вечным наставником и доброжелателем.

Шрила Говинда Махарадж почитает Шрилу Прабхупаду так же, как и Шрилу Гуру Махараджа, Шрилу Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Сейчас, в год юбилея Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, Шрила Говинда Махарадж, покинув Вриндаван и Навадвип, приехал сюда и принес настроение Шрилы Рупы Госвами, который всегда жаждал служить своему Господу, Шри Чайтанье Махапрабху. Божественная миссия Шрилы Говинды Махараджа – передать этому миру сокровенные чувства Господа и Его настроение.

 


1Томaра сатиртха-варга сабе эка-мате / рупа-сарасвати-дхaрa декхена томaте – «Все твои [Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа] духовные братья единодушно заявляют, что они видят в тебе воплощение учения Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура» («Шри Гуру Арати-стути», 13).

2Абхивйактa маттах пракрити-лагху-рупaд апи будхa / видхaтри сиддхaртхaн хари-гунамайи вах критир ийам / пулинденaпй агних ким у самидхам унматхйа джанито / хиранйа-Ўренинaм апахарати нaнтах калушатaм – «О знатоки священных книг, в этом произведении воспеты божественные качества Господа Хари, и оно не обманет ваших сокровенных ожиданий, пусть даже и составлено таким ничтожеством, как я. Разве огонь, добытый дикарем, не расплавит и не очистит золото?» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.7).

3Тринaд апи суничена, тарор апи сахишнунa / амaнинa мaнадена, кирттанийах садa харих – «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шри Шикшаштакам», 3).