Духовная преемственность Махапрабху

Все духовные братья высоко почитали Шрилу Гуру Махараджа. Один из них писал мне, что пока Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж находится в этом мире, они будут приходить к нему и слушать его. Другие говорили, что, слушая Шрилу Шридхара Махараджа, они чувствуют, будто находятся рядом с Прабхупадой, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Цель их жизни состояла в служении Шри Шри Радха-Говинде, а оно может осуществляться лишь под руководством гурудева, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Но было очевидно, что гурудев передал божественные полномочия, милость и все свои благословения Шриле Шридхару Махараджу. Именно поэтому они постоянно приходили к нему.

Эти преданные оставили все мирские привязанности и присоединились к миссии, чтобы служить Радха-Кришне, Нитьянанде Прабху и Махапрабху. Но как обрести такое служение? Оно возможно только по милости Шри Гуру и вайшнавов. Поэтому, несмотря на свое высокое положение в миссии, они постоянно приходили сюда и слушали величайшего вайшнава – Шрилу Гуру Махараджа. Они рассказывали ему о том, как они проповедуют, и были счастливы, видя, как он радовался их успехам.

Во встречах вишва-вайшнава-раджа-сабхи, всемирного общества вайшнавов, организуемых нашим Матхом, обычно принимали участие многие духовные братья Шрилы Гуру Махараджа. На этих собраниях Гуру Махарадж неизменно уступал место председателя Шрипаду Бхакти Шаранге Госвами Махараджу, занимавшему очень почитаемое положение в Гаудия-миссии. Хотя Шрипад Госвами Махарадж получил санньясу от Гуру Махараджа, Шрила Шридхар Махарадж всегда отдавал ему первенство.

Однажды, исполняя обязанности председателя на одном из таких собраний, Шрипад Госвами Махарадж произнес замечательную речь. Он сказал, что ему, как и прочим ведущим проповедникам, очень важно знать, как Шрила Шридхар Махарадж оценивает их проповедь. В своем выступлении он употребил слово «симхавалокана» «...Мы проповедуем по всему миру, но время от времени приходим к Шриле Шридхару Махараджу, чтобы узнать, доволен ли он нашей деятельностью».

Симхавалокана: лев иногда оглядывается, прежде чем продолжить путь, проходит немного и оглядывается снова. Так и проповедники, говорил Госвами Махарадж, снова и снова оглядываются на Шрилу Гуру Махараджа, чтобы узнать, одобряет ли он их проповедь.

Рупа-сарасвати-дхара декхена томате1. Глава духовной преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху – Рупа Госвами. Никто не говорит: «Чайтанья-сампрадая». Мы называем нашу традицию Рупануга-сампрадаей. Махапрабху хотел, чтобы Рупа Госвами возглавил Его сампрадаю. Именно поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура с таким уважением относились к Шриле Гуру Махараджу. Они чувствовали духовный поток учения Рупы Госвами, который проходил через него, и чувствуют его по сей день.

Шри Чайтанья Махапрабху поставил Шрилу Рупу Госвами во главе сампрадаи. Чтобы понять, почему Он выбрал именно его, необходимо обратиться к «Шри Чайтанье-чаритамрите». Там все описано предельно ясно. Когда Махапрабху пришел в этот мир, озарив его своим божественным сиянием, Рупа и Санатана Госвами занимали должности государственных служащих в правительстве Бенгалии. Однако в своем сердце они были великими преданными Кришны, они чувствовали, что Кришна уже явился, и пытались понять, где это произошло.

Они узнали Махапрабху по божественному сиянию, исходившему от всего Его облика. «Это наш возлюбленный Господь Шри Кришна. Он наконец явился!» Шри Рупу и Шри Санатану связывали с Господом особые отношения. Их имена были Дабир Кхас и Сакар Маллик. Санатана Госвами был премьер-министром, а Рупа Госвами – министром финансов. Нимай Пандит, Махапрабху Гаурасундар предстал их взору, окруженный божественным сиянием.

Многие преданные знали, кем является Махапрабху и старались сделать для Него все, что только могли. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи.

Рупа и Санатана решили тайно встретиться с Махапрабху. У братьев не было сомнений, что Он – сам Господь. Желая посвятить Ему всю свою жизнь, они жаждали узнать о Его желаниях и исполнить Его волю. Когда разнеслась весть о том, что Махапрабху стал санньяси, их привязанность стала еще сильнее. Махапрабху отправился во Вриндаван через Навадвипу, сопровождаемый огромной толпой последователей. Тысячи и тысячи людей шли за Ним, совершая санкиртану. Именно тогда Рупа и Санатана втайне ото всех встретились с Махапрабху.

Рупа и Санатана жили неподалеку от Рамакели. Когда наступила ночь, они сменили свои роскошные одежды на скромное одеяние преданных и отправились на встречу с Махапрабху. Держа соломинки в зубах в знак смирения, они припали к лотосоподобным стопам Махапрабху:

мат-тулйо насти папатма
напарадхи ча кашчана
парихаре ‘пи ладжджа ме
ким бруве пурушоттама2

«Мы столь презренны, что не достойны предстать перед Тобой. Мы так низко пали – спаси же нас!» Когда Махапрабху услышал эти слова и увидел настроение преданности братьев, Он был очень тронут их искренностью. Махапрабху обнял их и дал такое наставление: «Вам не стоит оставлять свои обязанности. Запаситесь терпением и ждите. Вскоре вы будете со Мной».

Ещи до встречи с Махапрабху Рупа и Санатана написали Ему письма. Он написал им в ответ:

пара-вйасанини нари
вйаграпи гриха-кармасу
тад эвасвадайати антар
нава-санга-расайанам3

«Замужняя женщина, у которой есть тайный возлюбленный, хотя и поглощена домашними делами, в сердце своем все время лелеет мысли о встрече с ним. Поступайте так же, а когда придет время, Кришна освободит вас от мирских обязанностей».

Такой воодушевляющий ответ получил Рупа Госвами. Когда он встретил Махапрабху в Рамакели, Господь дал ему и его старшему брату Санатане Госвами еще большую надежду: «Ступайте домой. Придет время и Кришна избавит вас от мирских обязанностей. Вы – Мои вечные слуги, поэтому никогда ничего не бойтесь. Кришна поможет вам».

Прежде чем уйти, они сказали Махапрабху: «Правитель этих мест – мусульманин. Конечно, он хорошо относится к Тебе, но, увидев толпы людей, может изменить свое отношение. Увидев тысячи Твоих последователей, он, опасаясь бунта, может пойти даже на насилие». Махапрабху внял этому совету и вернулся обратно в Джаганнатха Пури.

Позднее Рупа встретился с Махапрабху, когда Господь возвращался из Вриндавана. Махапрабху дал ему наставления и поручил организовать миссию в Матхуре и во Вриндаване. Кроме того, Он попросил его найти преданные забвению святые места, в которых проходили игры Кришны, и написать книги, систематически излагающие Его учение с обоснованием, аргументацией и примерами из Писаний. Махапрабху сам был наставником Рупы Госвами и рассчитывал, что тот возглавит Его сампрадаю.

Махапрабху встречался с Рупой Госвами в Праяге, а с Санатаной Госвами – в Бенаресе. Они оба – близкие ученики Махапрабху Шри Чайтаньядева. Другим Своим ученикам Господь давал наставления, но не учил их лично. А Рупу и Санатану Госвами он сделал своими личными учениками и доверил им заботу о своем учении. Так постепенно становилось явным особое положение Шри Рупы Госвами в нашей сампрадае.

Позднее Рупа Госвами встретился с Махапрабху в Нилачале, и Господь принял его как сына. Махапрабху никогда не нарушал законов Джаганнатха-кшетры, поэтому Он поселил Харидаса Тхакура в крытой соломой хижине в саду Тапана Мишры. Когда в Нилачалу пришел Рупа Госвами, Махапрабху поселил его в том же саду вместе с Харидасом Тхакуром. А когда Санатана Госвами посещал Махапрабху, он останавливался там же.

Махапрабху не был склонен нарушать принципы окружающей культуры. Уважительное отношение к другим – одно из главных качеств вайшнавов. Наш Гуру Махарадж говорил, что истинная варнашрама-дхарма учит благожелательному отношению ко всем живым существам. Варнашрама предполагает такую организацию общества, при которой не нарушается естественное течение жизни. Тогда, не нарушая его, мы сможем посвятить свое время и усилия духовному совершенствованию.

Махапрабху не стремился утвердить брахманизм, поверхностное понимание Вед – то, что Он дал, неизмеримо выше. Его дар превосходит любые узкие, националистические или фарисейские учения. После того как в Праяге Махапрабху дал наставления Рупе Госвами, он сказал Своим спутникам: «Придет время, и вы увидите его положение». Признав Рупу Госвами своим лучшим учеником, Махапрабху открыто бросил вызов Рамананде Раю, Сварупе Дамодару, Сарвабхауме Пандиту, Бхагавану Ачарье, Шикхи Махити и многим ученым и пандитам, которые были Его последователями. Среди спутников Махапрабху были сотни великих преданных.

Среди них был Рамананда Рай. Махапрабху считал его равным Себе, и даже более того, Своим гуру. Был среди них и Сварупа Дамодар, второе «я» Махапрабху: сакшат махапрабхура двития сварупа4. И все же Махапрабху решил, что преемником Его сампрадаи будет Рупа Госвами. Он не назначил Сварупу Дамодара, хотя он стоял едва ли не выше самого Махапрабху. Сочинения, славящие Махапрабху и его учение, сначала проходили строгую проверку Сварупы Дамодара, и только после его одобрения их передавали Махапрабху. Никакое произведение не достигало Махапрабху, не пройдя критики Сварупы Дамодара.

На берегу Годавари Махапрабху беседовал с Раманандой Раем о высшем предназначении человеческой жизни. Эка рамананда хой итхе адхикара: «Рамананда – живой мукта-пуруша. В этом мире нет никого, подобного ему». Хотя Махапрабху так высоко отзывался о Рамананде Рае, Он не назначил его Своим преемником.

Махапрабху избрал именно Рупу Госвами и представил его собранию Своих близких преданных. «Испытайте его», – сказал Он. Судьей был назначен Рамананда Рай. Он стал задавать Рупе Госвами сложные философские вопросы о его пьесах «Лалита Мадхава» и «Видагдха Мадхава». Сам Рамананда Рай ранее написал пьесу «Джаганнатх Валлабха Натака».

Судьями были назначены также Сварупа Дамодар и Сарвабхаума Бхаттачарья, но Рамананде Раю принадлежало последнее слово. Он спрашивал Рупу Госвами о стилистических приемах его пьес, а также задал много вопросов, касающихся его философских взглядов. Рупа Госвами ответил на все вопросы, и его ответы были верхом совершенства. Все собравшиеся были изумлены, даже Харидас Тхакур, великий проповедник воспевания Святого Имени, который стал рассказывать людям о Харе Кришна маха-мантре за несколько лет до того, как это начал делать Махапрабху.

На долю Харидаса Тхакура выпало немало тягот и суровых испытаний. Стражники били его палками на двадцати двух рыночных площадях, желая забить до смерти. Пройдя через все испытания, Харидас Тхакур явил миру величие Шри Харинамы. Он так отозвался о шлоке, в которой Рупа Госвами восхвалял Святое Имя: «Никогда прежде мы не слышали столь чудесного прославления Святого Имени».

Рамананда Рай сказал о Рупе Госвами: ким кавьена кавес тасья5... «Рупа Госвами представил нам истинное учение о Кришне, которое было явлено Махапрабху, и мы выслушали его с изумлением. Он выразил то, что словами выразить невозможно».

Махапрабху спросил Рамананду Рая: «Как ты оценишь его?» «Это необычайно прекрасно, – ответил Рамананда Рай. – Ты дал ему все, что слышал от меня. В этом нет никаких сомнений. Более того, его изложение столь совершенно, что никто не выразил бы этого лучше. Ким кавьена кавес тасья. Конечно же, он великий поэт. Мы изумлены его поэзией. Ким кавьена дхануш-мата. Герой, не способный поразить цель, перестает быть великим. Рупа Госвами действительно великий герой, стреляющий без промаха. Мы все признаем его Твоим представителем». Преданные сказали: «Ты, должно быть, наделил его всей Своей милостью, иначе бы он не смог выразить ничего подобного».

Махапрабху согласился с ними. Обычно Он занимал самое смиренное положение и никогда не называл себя пандитом, великим ученым, не считая, будто Он способен даровать какие-либо знания. Но тогда Он сказал: «Да, Я пролил на него милость». Это было удивительно. «Более того, – продолжил Махапрабху. – Я хочу, чтобы и вы все одарили его милостью и благословениями на проповедь Моего учения в этом мире».

«Вполне достаточно Твоей милости», – ответили преданные.

«Нет, – возразил Махапрабху. – Все вы Мои друзья, одарите же Рупу Госвами своей милостью. Тогда он преисполнится чистой любви к Богу и сможет проповедовать сознание Кришны».

Все с радостью благословили Рупу Госвами. Это была удивительная встреча. Махапрабху наделил Рупу Госвами прекрасным обликом золотистого цвета и передал ему Свою сампрадаю. После этого Рупа Госвами целый год оставался в Джаганнатха Пури с Махапрабху, все глубже постигая Его учение. Затем он отправился проповедовать во Вриндаван-дхаму.

Кави Карнапур, которого Шри Чайтанья также наделил духовной силой, указал, кем являются преданные Махапрабху в Кришна-лиле. Он писал, что в Кришна-лиле Рупа Госвами – это Рупа Манджари, стоящая во главе всех манджари. Ближайшей служанкой и возлюбленной Шри Кришны является Шримати Радхарани, а Ей служат восемь главных сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадевика. Их возглавляет Лалитадеви, под началом которой служит и Рупа Манджари. В Гаура-лиле Рупа Манджари – это Рупа Госвами.

Если не считать учеником Шри Чайтаньи Махапрабху Вакрешвара Пандита, то можно утверждать, что в то время Кави Карнапура был Его единственным учеником. Кави Карнапура был сыном Шивананды Сена. Когда Кави Карнапура еще находился во чреве матери, Махапрабху велел Шивананде Сену назвать сына Пуридасом. Но Шивананда Сен, согласно своему внутреннему вдохновению, дал ему иное имя – Чайтаньядас. Когда мальчику было всего пять лет, он вместе с отцом пришел увидеться с Махапрабху. Господь спросил, как зовут мальчика. Кто-то сказал, что его имя Чайтаньядас, и Махапрабху, немного смущенный, возразил: «Нет, его зовут Пуридас. Почему ты назвал его Чайтаньядасом?»

Махапрабху стал беседовать с мальчиком. Он наставлял его: «Пуридас, произноси Святые Имена. Повторяй: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе». Но мальчик молчал. Два или три раза Махапрабху просил его повторить мантру Харе Кришна. Махапрабху был очень удивлен. «Кого бы Я ни попросил, все повторяют святые имена Кришны, – думал Он, – а этот мальчик как воды в рот набрал. В чем дело?»

Махапрабху спросил у Сварупы Дамодара, почему ребенок отказывается повторять святые имена. Сварупа Дамодар ответил: «Этот мальчик только что получил у Тебя посвящение. Для него Ты – Гуру всего мира, сам Кришна, который посвятил его в воспевание Святого Имени. Он только что получил от Тебя мантру и не решается произнести ее вслух».

«Какой разумный малыш!» – изумился Махапрабху. Таким необычным образом Пуридас получил посвящение. Позднее он стал известен как Кави Карнапур и написал «Чайтанья Чандродая Натаку», необычайно прекрасную пьесу. Невозможно поверить, что человек способен написать такое. В пьесе Кави Карнапура заключены все богатства Чайтаньи Махапрабху. Также он написал «Гаура-ганоддеша-дипику» и «Кришна-ганоддеша-дипику».

От Кави Карнапура, Сварупы Дамодара, Рагхунатха Даса, Шрилы Дживы Госвами и других преданных мы узнаем, что Махапрабху сам поставил во главе Своей сампрадаи Шрилу Рупу Госвами. В сампрадае Махапрабху Чайтаньядева Рупа Госвами занимает высочайшее положение, и продолжает духовную преемственность Шри Чайтаньи Махапрабху. Это священная история нашей традиции, имеющая большое значение для всех нас.

Нароттам Дас Тхакур, который, как говорится в писаниях, неотличен от самого Махапрабху, в одной из своих песен прославил Шрилу Рупу Госвами. В ней он представил всю сиддханту, высочайшее настроение преданности и непревзойденную славу Шрилы Рупы Госвами. И по сей день в этой молитве – жизнь гаудия-вайшнавов. Шрила Сарасвати Тхакур хотел услышать ее в последние минуты своего пребывания в этом мире от Шрилы Гуру Махараджа.

Хотя Шрила Сарасвати Тхакур был удивительно добросердечен, он не желал слышать эту песню в исполнении кого-либо, кроме Шрилы Гуру Махараджа. «Я хочу слышать не сладостное пение – эту песню будет петь только Шридхар Махарадж!» – воскликнул он. Первые строки песни таковы:

шри-рупа-манджари
пада сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана
сеи мора прана-дхана,
сеи мора абхарана,
сеи мор дживанера дживана6

Я не стану пытаться пересказывать суть этой молитвы на английском: слишком глубокие истины заключены в ней. В дни явления и ухода Шрилы Сарасвати Тхакура и Рупы Госвами Прабху, а также в другие особые дни Шрила Гуру Махарадж всегда сам пел эту песню, передавая благословения Рупы Госвами всем собравшимся преданным. Вспоминая об этом, я думаю о том, как нам всем посчастливилось принадлежать к духовной традиции Рупы Госвами Прабху.

 


1Томара сатиртха-варга сабе эка-мате / рупа-сарасвати-дхара декхена томате – «Все твои духовные братья единодушно заявляют, что видят в тебе воплощение учения Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Сарасвати Тхакура» («Шри Гуру Арати-стути», 13).


2 «На свете нет другого такого грешника и преступника, как я. Во мне собрано все, что есть грязного и дурного. О Господь, мне стыдно даже обратиться к Тебе с мольбой: “Прости мои грехи!” Что еще мне сказать?» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.154, «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.7).


3«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.211.


4Кришна-раса-таттва-ветта, деха – према-рупа / сакшат махапрабхура двитийа сварупа – «Шри Сварупа Дамодар был воплощением самозабвенной любви и полностью познал духовную сладость взаимоотношений с Кришной. Он был вторым “я” Шри Чайтаньи Махапрабху» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.111).


5Ким кавьена кавес тасья ким кандена дхану¢-матах / парасья хридае лагнам на гхур+аяти яч чхирах – «В чем польза стрелы лучника или поэзии стихотворца, если, пронзая сердце, они не заставляют голову кружиться?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 1.195).


6Суть этой песни Шрилы Нароттама Даса Тхакура подробно объясняется в статье Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа «Шри Рупа Манджари Пада».