Красота значит гармония
Одно из основных положений теизма заключается в том, что Абсолют есть Абсолютное Благо. Он не ноль, не пустота, напротив, в Нем берет начало и покоится все сущее. Целое столь велико, что может вместить в Себя все. Шанкарачарья отрицал идею множественности, признавая Абсолют единым, однородным и неделимым. Он говорил: «Враги, друзья — это иллюзия, в конце концов различия исчезнут, и все сольется в одно». Такая концепция все сводит к нулю. Но Чайтанья Махапрабху говорил: «Шанкарачарья дал неверные представления о богооткровенной истине. Нужно признать существование как единства, так и многообразия».
В Упанишадах сказано: «Многообразия нет». О том же говорит Шанкарачарья: «Множественности нет, есть только единое, неделимое целое — Брахман». Но Махапрабху возражает: «Нет! Многообразие тоже существует, в противном случае не было бы причины для споров и разногласий. Единство означает, что есть Единый Повелитель всего, а все остальное Ему подчинено. Властвующий и подвластные — две составляющие гармоничного единства. Если вы утверждаете, что многообразия нет, что же нам тогда обсуждать? Кому вы объясняете свои взгляды? Если разнообразия нет, зачем убеждать в этом тех, кто уже един с вами? Иллюзия тоже существует, иначе почему вам понадобилось ее устранять? Если майи — неверных, ложных представлений — нет, к чему тогда проповедовать?»
Опасность оказаться в заблуждении угрожает нам постоянно. Поэтому всегда нужен учитель, знающий истину. Помимо Абсолютной концепции, есть также относительные, ограниченные представления; абсолютное и относительное сосуществуют друг с другом. Это называется чид-виласа: не отрицание какого-либо явления, а необходимость приведения его в согласие с Целым, с Абсолютом — Центром всего. Многообразие и единство существуют одновременно: ачинтйа-бхедабхеда-таттва — вот всеобъемлющее заключение Шри Чайтаньи Махапрабху. Шанкарачарья же признает существование только одной стороны, поэтому его концепцию нельзя считать полной.
Единственная причина страха — разочарование, вызванное отсутствием гармонии. Там, где есть гармония, страху нет места.
«Нежелательность» — это слово на санскрите означает также «опасение», «страх». Эти чувства отступают на второй план при свете Абсолютной Истины. Но как их преодолеть, преобразовать и достичь согласия со всеобщей гармонией? Когда мы объединим разные интересы в служении одной, общей цели, тогда наступит гармония, страх исчезнет, и мы увидим, что мир совершенен.
Сейчас мы страдаем из-за обособленности своих интересов. Недуг опасений и страхов поразил нас только потому, что мы отвернулись от нашего общего Владыки и Покровителя. Когда у всех один Господин, нет места для опасений. Мы чувствуем истинное единство друг с другом и со всем сущим. Упав на землю, мы поднимемся с ее же помощью.
Причина всех наших бед и несчастий в том, что мы забыли своего Покровителя. И только вернувшись к идее единого для всех покровительства, мы сможем избавиться от своих страданий. Помочь в этом могут истинные садху, сохранившие в своих сердцах связь с Богом. Лишь через садху можно обратиться ко всемогущему, повелевающему всем Существу. По их ходатайству нам позволят снова занять место у лотосных стоп нашего Господина, дарующего прибежище. Как только мы это признаем, в нашей жизни вновь наступит гармония. Поэтому мы всегда должны помнить о своем Покровителе, источнике высшей гармонии — это и есть истинное сознание Бога.
Яшода и Деваки, две матери Кришны, относятся друг к другу настороженно. Яшода постоянно боится, что Деваки и ее муж, Васудева, приедут и потребуют, чтобы им вернули Кришну, их сына. Как такое возможно в совершенном мире служения? Или, в другой расе, Радхарани и Ее подруги, главные среди тех, кто служит Кришне, считают Чандравали и ее подруг своими соперницами. Но те так же служат Кришне, хотя и косвенно. Без них лила была бы невозможна. Чандравали — противоположность Радхарани: она больше руководствуется умом, тогда как Радхарани — чувством. Во всех расах, настроениях преданности, есть и гармония, и разлад. Противостояние придает лилам преданности особую остроту.
Или возьмем сакхья-расу, служение Господу в качестве друга. Когда Кришна затеял игру со своими друзьями, пастушками, они разделились на две соперничающие команды: в одной был Кришна, а в другой — Его брат, Баларама. Проигравшие должны были носить на плечах победителей. Это наказание было одновременно и их служением.
Баларама обладает недюжинной силой, в команде Кришны с Ним может соперничать только Шридам. Даже Сам Кришна уступает Балараме в сражении. Характер Баларамы таков, что Он никогда не признает Своего поражения в игре, напротив, оно приводит Его в ярость и придает новые силы.
Но иногда под видом пастушков в игру прокрадываются демоны, как это сделали Праламбасура и Вйомасура, чтобы похитить кого-нибудь из мальчиков. Праламбасуре досталось нести на плечах Балараму, и он увлек Его в глубокую чащу. Но когда Баларама понял, что несет Его вовсе не пастушок, а демон, Он одним ударом раскроил ему голову. Так Сама Истина в высшем Ее проявлении не только устраняет все препятствия — а именно их и олицетворяют демоны, — но и приносит своим преданным блаженство, являя Свои полные нектара деяния. А сладчайший нектар олицетворяет Собой Кришна.
В другой раз Кришне пришлось иметь дело с демоном Шишупалой — нужно было найти способ его уничтожить. Для этого Он призвал на совет Балараму и Уддхаву. Но что бы Кришна ни предложил, Баларама всему противился. Он отвергал любой план действий: «Да зачем все это нужно? Предоставь дело Мне, и Я убью его одним ударом! К чему все эти ухищрения?» И всякий раз Уддхава, убежденный противник насилия, принимался увещевать Балараму. Эта замечательная история показывает, как разлад и противоборство делают лилы Господа еще прекраснее.
Балараму еще называют Мушаладхарой, «Прекрасно владеющим булавой» — само это имя указывает на Его неприязнь к дипломатии и изощренным интеллектуальным играм. Баларама предпочитает все решать ударом Своей булавы. Он больше полагается на физическую силу, чем на ум. Только Кришна обладает способностью разрешать самые сложные, самые непримиримые конфликты. Приводить в гармонию и означает уметь подчинять противостоящие стороны и управлять ими.
Господь Рамачандра говорил: «Нет на свете друга лучше родного брата». Но Лакшман, хотя и был родным братом Рамачандры, придерживался противоположного мнения: «Брат — худший из врагов. Когда он появляется на свет, мать отнимает от груди старшего сына. Он лишает старшего всего: и материнского молока, и места на руках у матери». Так что нужно всегда учитывать противоположные взгляды и мнения.
Ученик: Все мы пытаемся стать преданными, но иногда видим, как между западными и индийскими преданными проводят какие-то различия.
Шрила Шридхар Махарадж: В вас же так много разного — волосы, глаза!
Ученик: Это материальные различия.
Шрила Шридхар Махарадж: Но они ведь не появились сами собой. У всего материального духовные истоки.
Нам еще многое предстоит понять. В Пушкаратиртхе вся династия Яду, вместе со многими великими ее представителями, была уничтожена в присутствии Кришны, прямо у Него на глазах. Ядавы истребили друг друга, поскольку служили интересам Высочайшей Реальности. Воля Господа — вот единственный критерий истины. Кришна наблюдал за этой бойней, стоя в отдалении. Как вы это объясните? Поймите, что война — это неотъемлемая часть жизни.
Все Пандавы, и Арджуна в том числе, были послушны царю Юдхиштхире, и все же порой они открыто выражали несогласие с ним. Покой, подобный глубокому сну брахма-нирваны, лишен жизненной силы, он нереален и недолговечен. Абсолютная Истина не абстрактна, Она — Личность.
Ученик: Мне хотелось бы видеть единство, полную гармонию во взглядах последователей Чайтаньи Махапрабху.
Шрила Шридхар Махарадж: Гармония предполагает возможность мыслить самостоятельно, независимо, но в согласии с общей целью. Допустим, мать приготовила еду и кормит детей. Один говорит: «Какая горькая!», другой: «Какая соленая!», третий: «Какая кислая!». Там, где есть разнообразие, расхождения, там есть жизнь. Многообразие — признак жизни. В многообразии единство складывается из противоположностей. Однородное «единство» означало бы смешение, гибель индивидуального. Такое единство мертво.
У Вишну не один, а бесчисленное множество аспектов, в каждом из которых заключены безграничные возможности. Кришна — акхила расамрита-мурттих, средоточие всех нектарных рас. Он окружен множеством слуг, очень различных между собой. Радхарани и Чандравали даже соперничают друг с другом. Они возглавляют два лагеря, которые состязаются друг с другом в том, как лучше угодить Кришне. Нам следует понять, что Реальность такова, и стараться с терпимостью и смирением следовать выбранному пути.
Оппозиция в парламенте нужна для того, чтобы улучшить работу правящей партии. Одна партия правит непосредственно, другая — косвенно, но для полноценной работы правительства необходимы усилия обеих. Этот принцип, перенесенный в другие сферы, поможет понять природу разнообразия, различий и разногласий. Наша задача — не создавать новый мир, а понять тот, который уже существует. Какова причина тех или иных явлений? Каков их смысл? В чем разница между Кришной и Баларамой? Баларама иногда принимает сторону Дурьодханы, а Кришна — сторону Пандавов, хотя Кришна и Баларама — проявление одной и той же Личности Бога. Как понять Их действия? Что вы скажете? Думаете, все это просто сказки?
Ученик: Я могу сказать только то, что пришел в Гаудия Матх за даром Любви, который принес Махапрабху.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, это так. И такая Любовь принимает всех, не глядя на различия. Рупа Госвами объяснил это так:
ахер ива гатих премнах свабхава-кутила бхавет
Любовь, как змея, движется извилистым путем. Любовь не может быть прямолинейной, поскольку в ней должно найтись место всему. Готовность принести себя в жертву в любви настолько высока, что она способна принять и вместить в себя все.
Ее поступки непредсказуемы — так было задумано божественной энергией Господа, Йогамайей, для услаждения Кришны, чтобы украсить Его лилы всеми оттенками чувств. Постарайтесь понять и принять эту идею и оставьте все попытки создать какой-то другой мир.
Устранить противостояние может гармония высшего порядка. Противостояние даже усиливает, подчеркивает ее красоту. Когда гармония побеждает, становится очевидно, что без нее красоты быть не может. Кришна — олицетворенная красота, и Его способность приводить все в гармонию не имеет себе равных. Нет ничего, что не могло бы служить Его лиле, и в такой гармонии все враги превращаются в друзей. Там всему должно найтись место. Господь — центр высочайшей гармонии, Он наш господин и Сама Божественная Любовь, которую ищут наши сердца.
Чандравали противостоит Радхарани, и все же стараниями Йогамайи соперничество между ними только увеличивает блаженство Кришны. Все для Него. В акхила-расамрита-мурти (океане Божественной Любви) все различные оттенки божественного экстаза приходят в гармонию, и ничто не останется без внимания. Поэтому все имеет право на существование. И многообразие, и единство — все предназначено для исполнения Его замысла.
Сама Радхарани говорит: «Хотя гопи этого не знают, Я не против, если кто-то из них займет Мое место, лишь бы это принесло радость Кришне. Мне важно одно — доволен ли Он. Меня беспокоит лишь это. Если бы только они могли принести Ему полное удовлетворение, Я бы Сама уступила им место». Эти слова Радхарани являют Ее сокровенные чувства. Они открывают недосягаемый уровень Ее преданности, выделяют среди других приближенных слуг Кришны, соперничающих за Его любовь и внимание — в этих словах Ее особая красота.
Ее самоотверженность и искусность в служении Кришне не имеют себе равных. Кришна дает жизнь всей лиле, Он ее источник, на Него обращена всеобщая любовь. Но одни, например, Лалита и Вишакха, участвуют в лиле, оказывая прямое служение Радхарани, а другие, приближенные Чандравали, служат Радхарани косвенно, соперничая с Ней и Ее окружением. Эта противостоящая сила совершенно необходима, она так же важна, как оппозиционная партия в демократическом парламенте.
Для чего создан этот мир? Знает об этом только Он. Первый стих «Шримад-Бхагаватам» говорит, что Его намерения ведомы лишь Ему одному. Он полновластный Самодержец и не обязан ни перед кем держать ответ. Все существует ради Него. И Он, в определенном смысле, существует ради нас.
ахам бхакта-парадхино, хй асватантра ива движа
садхубхир граста-хридайо, бхактаир бхакта-джана-прийах
«Для Меня не существует никого, кроме Моих преданных. Святые безмерно дороги Мне, а Я безмерно дорог им. Они не желают знать ничего, кроме служения Мне, а Мне не нужен никто, кроме них».
Он живет для Своих преданных, а Его преданные живут для Него. Источник и энергия, Наслаждающийся и наслаждающее, Принимающий и отдающее, Повелитель и слуга — обе стороны, объединившись, образуют Целое: Субъект и объект.
Субъект не может существовать без объекта. Субъект — это тот, кто мыслит, стало быть, должно существовать то, о чем он мыслит, без этого не будет Субъекта. Бытие мыслящего подразумевает и наличие объекта Его мышления.
Ученик: Радхарани посылает своих приближенных привлекать в Ее окружение новых слуг. Чандравали тоже это делает?
Шрила Шридхар Махарадж: Да, и нередко происходят столкновения между подругами Радхарани, например Лалитой и Вишакхой, и подругами Чандравали — Шаибьей, Падмой или кем-то еще. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «Я служу Радхарани, и мне не хочется смотреть в ту сторону, где расположилась со своими подругами Чандравали. Ведь Падма всегда норовит увести Кришну от Радхарани к Чандравали, и если Он отправится к Чандравали, наша кундж погрузится в тьму». И все же противостояние необходимо для развития и совершенствования лилы, как чувство голода или пост необходимы для того, чтобы насладиться вкусом еды. Все это задумано только для того, чтобы повысить уровень служения.
Какую же степень приверженности и служения Радхарани являет Лалитадеви? Заметив на стопах Радхи или Говинды каплю пота, она молит ниспослать ей сотни тысяч тел, чтобы тут же ее убрать. Преданность такой силы и есть мерило, которым оценивают любовь. Это внутреннее, глубинное чувство. Оно украсит лишь то сердце, которое соприкоснется с истинным Вриндаваном.
На Голоке Вриндаваны, во владениях Шри Кришны, есть множество разных противоборствующих групп. Их лилыиногда напоминают соперничество в этом мире, но вся разница в степени их жертвенности Господу. Жизнь преданного — это постоянная готовность жертвовать собой.
Вриндаванские гопи полностью забыли о собственной выгоде, о благополучии; они без остатка отдают себя служению не только в настоящем, но и на все грядущие времена. Там, где они живут, на земле милосердия, красоты, очарования и любви, все покорно Абсолюту. И это высочайший идеал нашей жизни. Здесь нужна только безраздельная преданность — и ничто меньшее. Кришна Сам говорит: «Если ты предашься Мне всем существом, Я отдам тебе всего Себя».
Шрила Рупа Госвами приводит пример различных уровней служения Кришне. С вершины холма Говардхан Кришна видит Балараму и Своих друзей, играющих внизу на пастбищах. Яшода с помощницами готовят для Него еду. Все слуги заняты делом под началом матери Яшоды. Кришна видит Чандравали и ее подруг. Он видит и Свою любимую, Шримати Радхарани, которая в окружении спутниц направляется к месту Их свидания. Все группы преданных: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура — вблизи Говардхана, у Него на виду. Он наблюдает за всеми. Огромное множество слуг, любящих Кришну, соперничают друг с другом, чтобы привлечь к себе Его внимание, но Его взор всегда обращен к Шримати Радхарани и Ее подругам.
Сама Лакшмидеви, богиня процветания и супруга Господа Вишну, хотела участвовать в Раса-лиле наравне с простыми вриндаванскими пастушками, гопи. Но ей не посчастливилось, ибо этот «рынок» — место Раса-лилы — открыт для особо избранных. Все богатства, все великолепие Вайкунтхи, царства Господа Вишну, — у ее ног, но внутренняя неудовлетворенность побуждает ее искать шанс участвовать в том великом танце, центр которого — Кришна. Ни одному капиталисту не удастся проникнуть на этот рынок и открыть свое дело, ибо там — монополия Кришны. Торгуют на этом рынке только одним товаром, и товар этот — сознание Кришны.
Даже почве того мира довелось познать радость общения с Кришной благодаря божественному прикосновению Его стоп. Птицы, звери, друзья Кришны — все поет в Его прекрасной Обители. Доступ туда откроет только самозабвенная, бескорыстная Божественная Любовь. Такая, что без остатка наполняет сердца влечением к Кришне. Красота Господа так могущественна и чудесна, что ничего не остается, как служить ей. Не страх, не расчет и не долг побуждают преданных служить Кришне — они пленены любовью к Нему. Вриндаван — это царство живой, естественной, прекрасной гармонии. Его обитатели не могут жить без служения Кришне. Оно им необходимо как воздух.
Шримати Радхарани обращается к Кришне: «Ты завладел Моим сердцем. Все мое существо жаждет встречи с Тобой, но жестокая судьба разлучила Нас. Я готова броситься в бездонный колодец и расстаться с жизнью. О Кришна, о Шри Нанданандан! Молю Тебя, почувствуй то, что чувствую Я — тогда Ты увидишь глубину Моего отчаянья».
Таким же чувством был охвачен Шри Чайтанья Махапрабху. Он умолял: «Друзья мои, покажите Мне Кришну, спасите Меня, иначе Я не смогу жить! Покажите Мне то, что Я уже видел однажды, что как молния ударило Мне в самое сердце, а затем бесследно исчезло. Покажите Мне это еще раз, ибо Мне не вынести разлуки с ним. Сколько раз за мгновение нужно умереть, чтобы заслужить счастье увидеть Кришну хотя бы мельком? Я готов умирать миллионы раз. Мое сердце разорвется от боли, если этот чудный образ не коснется его вновь! Он однажды являлся Мне, но какой, оказывается, жестокой бывает красота! Если она не снизойдет ко Мне еще раз, Я умру».