Вера и гармония

Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж

В материальном мире, отвернувшемся от Бога, каждый сосредоточен на себе, оттого этот мир полон вражды и раздоров. Но в духовной обители, где царствует гармония, разлада нет. Внешние разногласия, которые там иногда случаются — лишь проявление внутренней красоты и богатства Высшей Реальности.

Здесь за видимостью дружбы часто скрывается враждебность, но там, где в центре всего Бог, видимое соперничество означает скрытое взаимопонимание, поскольку всех объединяет одно желание служить Господу.

Кришна-сознание всеобъемлюще. Его мир, где правит не закон, а милосердие, выше всех наших представлений о благе, добре и справедливости. Там не принимают в расчет наши способности и достоинства, и мы уповаем лишь на милость, а не на собственные заслуги. Связь с этим миром — дар Божественной Любви, и если нам позволено служить ему, то только из милости. У нас нет на него никаких прав, и Господь может вовсе не допустить нас в Свое царство. Единственная виза, открывающая доступ в тот мир, — наше чистосердечное желание ему служить. Вера, шраддха, будет той пошлиной, которую мы заплатим. Шраддха не просто откроет врата того мира, она даст нам уют родного дома и ощущение свободы. Кришна-сознание — это высочайшая свобода, выше всех законов и правил. В той земле не взвешивают наши заслуги, ее милость проливается на каждого. Во Вриндаване нас ждет подлинная свобода, взаимопонимание, счастье. Почему? Потому что такова сила любви и самопожертвования, которой пронизана та обитель. Это выше нашего разумения.

ачинтйах кхалу йе бхава, на тамс таркена йоджайет
(Махабхарата. Бхишма-парва, 5.22)

В Упанишадах сказано: «Не пытайтесь оценить тот мир при помощи разума: он превосходит все ваши представления. Там действуют иные законы, и ваши домыслы и расчеты окажутся бесполезны» .

Поэтому нужно правильно понимать конфликты между теми, кто идет путем самопознания. Нас могут обескураживать их разногласия: «Они стремятся к гармонии, так почему же сами не ладят друг с другом?» Как мы видим, столкновения иногда случаются, они бывают на разных планах и уровнях духовного бытия. Когда четверо Кумаров пришли на Вайкунтху, чтобы увидеть Нараяну, стражники — Джая и Виджая — не пустили их в неурочный час. Кумары в гневе прокляли стражников Вайкунтхи. Порой между преданными действительно происходят, на первый взгляд, необъяснимые раздоры, хотя в конечном счете все они служат какой-то высшей цели и предназначены для наслаждения Господа.

Столкновения происходят даже в кришна-лиле и, конечно, самое возвышенное из всех видов соперничества — во Вриндаване, без него лила была бы невозможна. Так задумано Йогамайей, чтобы доставить Кришне как можно больше удовольствия. Замыслы ее разнообразны, и порой она намеренно устраивает видимое противостояние, желая принести особое наслаждение Кришне. Размолвки случаются даже между слугами одной группы, в том числе и среди слуг Шримати Радхарани.

Когда Кришна жил во Вриндаване, асуры часто пытались помешать Его лилам, однако и они вносили свой вклад, играя отрицательную роль. Они давали возможность главному герою совершить подвиг. Убить асура — героический поступок.

Конфликты, и очень серьезные, происходят в лилах даже самого великодушного воплощения Господа, Шримана Махапрабху. Адвайта Прабху и Шривас Пандит имели знатное, благородное происхождение, тогда как Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур родились в семьях простолюдинов. «Шри Чайтанья-Бхагавата» рассказывает, что Адвайта Ачарья возмутился, узнав, что Махапрабху обратил двух грешников, Джагая и Мадхая, и позволил им участвовать в движении санкиртаны. «Ты даешь Святое Имя низкорожденным, а то и просто недостойным, — Бросил он в лицо Махапрабху. — Из-за этого людям благородным, таким как я и Шривас Пандит, трудно оставаться в рядах санкиртаны» . Эти слова поразили Махапрабху в самое сердце. Не в силах этого вынести, Он побежал к Ганге и бросился в ее воды. Вслед за Ним прыгнули Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур. Нитьянанда ухватил Господа за плечи, а Харидас за стопы, и вдвоем они вытащили Его на берег.

Махапрабху сказал: «Больше Я не вернусь в дом Адвайты. Я останусь у Нанданы Ачарьи». Дом Нанданы Ачарьи, одного из преданных, стоял на берегу Ганги неподалеку от Навадвипы. Махапрабху укрылся в нем и велел не говорить об этом Адвайте Ачарье.

В это время Адвайта Ачарья думал: «Что я наделал! Не сумел себя сдержать. И откуда только взялась во мне эта спесь аристократа? Она причинила Махапрабху такую боль, что Он бросился в Гангу». И Адвайта Ачарья, отказавшись от еды, погрузился в скорбь.

Через несколько дней слух о том, что Адвайта Ачарья решил умереть голодной смертью, дошел до Махапрабху. Сердце Его оттаяло и Он пришел к Адвайте Ачарье: «Вставай, Ачарья. Я перестал скрываться и теперь всегда буду с Тобой». И Он прочел ему стих, говоривший, что как бы ни была велика власть царского советника, по чьему приказу вешают сотни людей, ей не сравниться с властью царя, который может повесить самого советника. «Таков Абсолют, и с Его волей приходится мириться. Вставай и отведай прасада, который Я тебе принес». И Адвайта Ачарья вновь обрел душевный покой.

Есть и другая история. Адвайта Ачарья был весьма преклонного возраста, кажется, даже старше отца Господа Чайтаньи, поэтому Махапрабху выражал ему свое почтение. Но сам Адвайта Ачарья, сознавая, кем является Нимай Пандит, всегда обращался к Нему в величайшем смирении. Однако Махапрабху протестовал: «Нет-нет, это Я должен тебя почитать. Ведь ты намного старше Меня, ты один из Моих наставников, ты Мне как отец». И несмотря на протесты Адвайты Ачарьи, Он всякий раз кланялся ему и прикасался к его стопам. Адвайту Прабху это очень смущало и расстраивало.

Наконец он нашел выход из положения: «Мне нужно придумать что-нибудь такое, что вызвало бы Его немилость». И вернувшись в Шантипур, он начал проповедовать гьяна-маргу, убеждая людей в том, что высшая цель — мукти, освобождение, а бхакти ему во многом уступает. «Согласно философии бхакти, Бог полностью независим. Мы можем стараться Ему угодить, но будет Он нами доволен или нет — на все Его воля. К чему нам такая неопределенность? Удастся ли заслужить Его милость, неизвестно. Может, да, а может, и нет. Мукти — другое дело, считайте, что оно у нас в руках: следуйте известной практике, и вы погрузитесь в самадхи, поэтому мукти — ясная, четкая цель, наш настоящий друг. Чего же еще желать?»

Слух о том, что Адвайта Ачарья открыто выступает против бхакти, дошел до Махапрабху. Вместе с Нитьянандой Прабху Господь отправился в Шантипур, где произошло нечто невиданное: найдя Адвайту Ачарью, Он набросился на него с кулаками! «Зачем ты Меня сюда звал? — приговаривал Он. — Зачем просил прийти на Землю? Я здесь по твоим молитвам и просьбам, а теперь ты воюешь со Мной? Отвечай!»

Харидас Тхакур содрогнулся: «Что происходит? Я не верю Своим глазам!». Нитьянанде Прабху, напротив, это зрелище доставляло необычайное удовольствие, и Он ждал, что последует дальше. Сита Тхакурани, супруга Адвайты, взмолилась: «Прошу Тебя, остановись — ведь он же старый человек! Он не вынесет Твоих побоев!»

Но Адвайта Ачарья только улыбался: «Я добился своего. До сих пор Ты почтительно склонялся к моим стопам, а теперь явился меня наказать. Так кому же принадлежит старшинство?» Лицо Адвайты Ачарьи осветилось счастьем, и все свидетели этой сцены вздохнули с облегчением, один лишь Махапрабху был немного озадачен. Даже такое происходит порой среди преданных!

Конфликты случаются и в Двараке. Один из них связан с драгоценным камнем Сьямантакой. Его получил от бога солнца отец Сатьябхамы, Сатраджит, в награду за свое поклонение. Затем Сьямантака украшал грудь Прасены, младшего брата Сатраджита. Однажды Прасена отправился на охоту в лес, где Сьямантаку увидел лев. Очарованный красотой бриллианта, лев растерзал Прасену и забрал Сьямантаку себе. Вскоре после этого на льва напал медведь Джамбаван, вечный спутник Господа Рамачандры, и завладел драгоценностью.

Тем временем по Двараке распространился слух, будто бы Сьямантаку похитил Кришна, и вся история с камнем была Его рук делом. Узнав об этом, Кришна решил: «Я выясню, кто украл бриллиант и верну пропажу Сатраджиту, иначе вором будут считать Меня. Брошен вызов Моей чести, и единственное средство защитить ее — найти бриллиант». Он отправился по тому пути, которым в свое время ехал Прасена. Найдя его тело, Кришна пошел по следам льва и вышел к месту, где зверь схватился с Джамбаваном. Там Он нашел мертвого льва и, следуя по медвежьему следу, пришел к пещере. Он вошел в нее, но, впрочем, это уже другая история. Когда после битвы с Кришной, длившейся больше двух недель, Джамбаван наконец понял, Кто перед ним, он предложил Кришне в дар Сьямантаку и свою дочь Джамбавати.

Но спустя какое-то время камень снова пропал. На сей раз подозрение пало на Шатадханву. Все считали его похитителем, хотя он ни в чем не был виновен. Узнав об этом, Шатадханва испугался: «Люди думают, что я украл сокровище Сатраджита. Если они найдут меня, то жестоко расправятся». Но слухи не утихали, и Шатадханва в страхе бежал из города. Тогда Кришна и Баларама пустились за ним в погоню. Кришна нагнал его первым и убил. Обыскав Шатадханву и не обнаружив бриллианта, Он пришел в замешательство. Когда подоспел Баларама, Кришна признался: «Я напрасно убил Шатадханву. Камня у него нет». «Этого не может быть! — вспылил Баларама. — Ты лжешь! Я больше не верю Тебе — возвращайся в Двараку, а Я ухожу к Джарасандхе, Твоему врагу». У Джарасандхи Баларама стал обучать военному искусству Дурьодхану. Так что бывают и такие лилы. О них рассказывает «Шримад-Бхагаватам».

Объясняя смысл этих историй, наш Шрила Гуру Махарадж говорил: «Конфликты, распри, неурядицы, столкновения на духовном пути только помогают осознать его настоящую ценность и скрывают его от маловеров и атеистов. Удачливые души не смогут противостоять очарованию кришна-лилы — они примут ее целиком, со всеми ее противоречиями и в конце концов получат право войти в этот мир».

Раздоры нужны для того, чтобы оградить ее от посторонних. Кришна-лила нисходит и открывается лишь тем, кто наделен глубокой верой и ощутил подлинный вкус к духовной жизни. Их неудержимо влекут деяния Господа, и по милости Божьей они видят в них только красоту и гармоничное единство. Лилы задуманы так, чтобы обмануть безбожников. Такое их свойство на санскрите называется асура-мохан: Асурам никогда не понять их тайны.

Поэтому нужно быть очень осторожным в своих суждениях о подобных предметах. Ссоры могут случаться даже среди самых возвышенных преданных. Роза — прекрасный и нежный цветок, почему же она окружена шипами? Корни ее впитывают силу земли, и эта сила рождает цветок — чудо красоты. Но та же сила вооружает ее стебель острыми шипами. Почему? Существует тезис, антитезис и синтез. Возникает один принцип, с ним борется противоположный, затем происходит их синтез — и в нем заключена более высокая гармония: единение, согласие, союз. Синтез, в свою очередь, становится новым тезисом, и тогда неизбежно появляется новый антитезис, и снова оба приводятся в гармонию. Такова природа лилы — она всегда в движении, развитии.

Лила развивается подобно театральному действию. Иногда для живости и колорита в него вводят забавные персонажи, чтобы рассмешить публику. Точно так же асура-мохан-лила нужна, чтобы внести разнообразие в деяния Кришны. Нужно уметь правильно понимать то, что происходит в кришна-лиле.

Я был поражен, прочитав в «Шримад-Бхагаватам», что в процессии, встречавшей в Двараке Кришну после долгого отсутствия, танцевали женщины легкого поведения. «Что? — подумал я. — Продажные женщины в Двараке? Как они могли там появиться?» Я был ошеломлен.

В раю тоже есть продажные женщины, однако нужно понимать, что лежит в основе всех явлений. В высшей реальности есть место всему — и хорошему, и плохому — всему, кроме несовершенства, присущего лишь материальному миру. Все, что мы видим здесь, — искаженное, неверное отражение того, что изначально существует в духовном мире. Главное различие состоит в том, что в духовном мире все пронизано духом служения, а здесь — желанием наслаждаться.

Разумом и логикой всего не понять, и все же нужно пытаться увидеть природу вещей в той мере, в какой позволяют наши способности, вера и духовный опыт. Несмотря на все наши идеи и представления, прекрасное прекрасно, а истинное истинно. Истина, даже та, что не укладывается в нашем сознании, остается истиной. С этим придется примириться. Думать, что мирская мораль может служить мерилом божественной, трансцендентной реальности, означало бы низводить духовное до мирского. Поймите, что мир служения чист.

У Драупади было пятеро мужей, однако, произнося ее имя, мы очищаемся:

ахалйа-драупади-кунти-тара-мандодари йатха
панчаканйа смарет нитйам махапатака нашанам

У всех пяти женщин, перечисленных в этом стихе, волей обстоятельств было несколько мужей. Какие-нибудь ханжи и моралисты возьмутся вас предостерегать, однако на самом деле эти женщины столь возвышенны, что одно лишь повторение их имен сделает нас чище. Их жизнь определялась не похотью, а совершенно иным чувством — преданностью. Необходимо помнить об этом. Старайтесь понять глубинный смысл, прежде чем выносить суждение. Ищите основу их поступков и руководствуйтесь только ей. Готовность пожертвовать собой может очистить все. Поймите самое главное. Степень чистоты или порочности определяется не формой, а сутью. К ней, к сути, и должно быть устремлено наше внимание. Старайтесь видеть не форму, а суть.