Шри Кшетра и Алалнатх

(из первого номера XXV тома за июнь 1927 года)

Шри Кшетра —одна из самых священных вайшнавских тиртх. Она всегда была центром поклонения Вишну и представлена в шастрах как Дашаватара-кшетра. Владыкой этой Пурушоттама-кшетры является Шри Джаганнатхадев. «Санкхьяяна Брахман» говорит:

адау йаха̄ру плавате синдхох̣ па̄ре апӯруш̣ам
тада̄ лабхасва дурдӯно тена йа̄хи парам̇ стхалам

Как объясняется в «Санкхьяяна-бхашье», эта шлока означает: «Далеко-далеко, на берегу океана, извечно самопроявлен Бог в деревянном облике, не сотворенный никем. Все, кто поклоняется Ему, попадают туда, где живут лучшие из вайшнавов».

Это общеизвестное в шрути описание Дару-Брахмы постоянно упоминается в смрити. Шри Мурти Джаганнатхадева, Баларамы и Субхадры вечны. Поклонение Шри Джаганнатхадеву, по всей видимости, было возрождено Ади Вишнусвами в древние времена, после того, как оно пришло в упадок под влиянием псевдо-вайшнавов с буддистскими воззрениями. Этим временем датируется [ежегодный] фестиваль Колесниц. Согласно древнему преданию, царь Пандья покорил Уткалу. Виджая из провинции Пандья приказал перенести Шри Виграхи в место, ставшее впоследствии известным как Сундарачал, откуда, после ухода завоевателя, Они были возвращены в Нилачалу. Говорят, это событие и послужило началом фестиваля Колесниц, на что указывает термин «паханди» (т. е. Пандья Виджая), которым называют церемонию вынесения Шри Мурти из храма и помещение на колесницу.

Ади Вишнусвами был сыном Девешвары или Девы Свами, главным жрецом и премьер-министром царя ПандьиВиджайи. Имея большое влияние в Шри Кшетре, псевдо-вайшнавы снова получили управление храмом и продолжили это празднование в своем ключе, переняв традицию фестиваля Колесниц и других церемоний, введенных Ади Вишнусвами, хотя и изменили имена этих Божеств и сделав из храма буддийскую святыню. По преданию в более поздние века Шри Кшетру посетили Шри Шанкарачарья, Шри Рамануджачарья, Шри Мадхвачарья и Шри Нимбаркачарья, чьи сампрадаи основали свои Матхи в этом месте.

Учитель мира Шри Гаурангадев в сопровождении Прабху Нитьянанды пришел в Нилачалу в начале XVI столетия как ачарья Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Впоследствии к Нему присоединились Шри Адвайта Прабху, Шри Тхакур Харидас, Шри Сварупа Дамодар и Шрипады Госвами, которые, как Его представители, составляли ближний круг Его последователей. Трансцендентные деяния Шримана Махапрабху в Нилачале, где Он прожил последние восемнадцать лет Своих проявленных игр в этом мире, описаны Шримадом Кавираджем Госвами в «Шри Чайтанья-чаритамрите». И по сей день все места Шри Кшетры, освященные Его играми, являются местом паломничества всех духовых искателей.

Ом Вишнупад Шримад Тхакур Бхактивинод, первый проповедник шуддха-бхакти нынешнего века, много лет поклонялся Господу Хари в Шри Кшетре. За эти шесть лет был основан Шри Пурушоттам Матх и установлен стандарт поклонения Шри Гаурасундару.

Алалнатх хорошо известен читателям «Шри Чайтанья-чаритамриты». Он расположен на берегу океана в двадцати километрах южнее Пури. Там возвышается прекрасный каменный храм Шри Алалнатха, посвященный четырехрукому Божеству Васудевы. Шри ВиграхаАлалнатха (Альвар-натх), возможно, была создана одним из двенадцати альваров (альвар —тамильский эквивалент, указывающий на спутника Бога) и предназначалась в качестве связующего звена между тамильскими землями и Одхрой, Уткал-дешей. Во время анабасара (т. е. начиная со следующего дня после Снан-ятры и до Наваяубаны) Шриман Махапрабху ушел в Алалнатх из Пури и жил там в окружении нескольких Своих преданных. Неподалеку от Шри Мандира, где Шриман Махапрабху останавливался в Алалнатхе, был основан Шри Брахма Гаудия Матх как отделение Шри Чайтанья Матха.

Мы надеемся, что Пурушоттама-кшетра вновь станет центром распространения учения шуддха-бхакти, которой учил здесь много лет назад Сам Верховный Господь, а через Алалнатхэто учение безгранично распространится по всему югу Индии.

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас