Всевышний Шри Кришна Чайтанья (часть 1)

(из десятого номера XXV тома за март 1928 года)

Всевышний Шри Кришна Чайтанья явил лилу Своего рождения в Шридхам Майяпуре на двадцать третий день месяца Пхалгун в 1407 году эры Шакабда (что соответствует 18 февраля 1486 года от Рождества Христова). Господь явился вечером с восходом луны. В этот момент произошло лунное затмение. Майяпур расположен в самом сердце древней Навадвипы на восточном берегу Ганги1. Это место сейчас можно опознать по нескольким отдельно стоящим холмам, избежавшим разрушения вместе с частью старого города, который исчез из-за изменения главного устья реки. Вершины этих холмов ныне увенчаны прекрасными храмами и другими величественными сооружениями, которые были возведены за последние пятьдесят лет стараниями искренних последователей Махапрабху. Шридхам Майяпур, несомненно, считается одной из самых священных тиртх. В любое время года тысячи паломников со всего света приходят увидеть место рождения Махапрабху Шри Чайтаньи. С каждым годом неизмеримо возрастает число преданных, празднующих приносящее всем благо явление Господа. Тем, кому посчастливилось хоть однажды посетить это священное место, проникается на всю жизнь тем глубочайшим впечатлением, что оставляет в душе трансцендентное влияние этой самой святой из всех тиртх.

Западная часть старой Навадвипы, которая сейчас кажется пустынной и безлюдной, во времена явления Махапрабху была одним из величайших центров нашей древней культуры. Воистину, это был город-университет, насчитывающий великое множество школ, учителя которых были сведущи во всех областях санскритского образования. Школы этих высокообразованных ведических профессоров были всегда переполнены ревностными студентами, приезжавшими со всех уголков страны и взамен на прибежище и наставления отвечавшими прилежным послушанием. Однако все эти профессора были ортодоксальными брахманами, которые с почтением относились лишь к благочестию, знатному происхождению и образованности. Все эти сведения мы находим в трудах, принадлежащих перу преданных Махапрабху того времени.

Сам Всевышний, Шри Кришна Чайтанья, явил лилу Своего рождения в почтенной брахманической семье Шри Майяпура. Его отец, Джаганнатха Мишра, был брахманом в подлинном смысле этого слова, одаренным глубочайшими познаниями в шастрах, строго следовавшем религиозным принципам в своем поведении и при этом крайне бедным. Матушка Махапрабху, Шри Шачидеви, была дочерью Ниламбара Чакраварти, величайшего астронома. Джаганнатх Мишра носил ученый титул «Пурандар». Шачидеви дала рождение восьми дочерям, но все они умерли еще в младенчестве. Горячо желая обрести наследника мужского пола, Джаганнатх Мишра поклонялся Вишну и молил Его о сыне. Отвечая на эти мольбы, Маха-Санкаршан Вайкунтхи низошел в этот мир, родившись девятым ребенком Пурандара Мишры, и получил имя Вишварупа, став старшим братом Шри Чайтаньи.

Так в Шридхам Майяпуре, самом сердце древней Навадвипы (города девяти островов), в полнолуние месяца Пхалгун, как новое проявление вечных игр Шри Кришны, явился Шри Чайтанья Чандра, безупречная Луна Навадвипы. Его лик был столь прекрасен, что даже луна на небесах ощутила стыд за свои пятна и скрылась под предлогом затмения. Явление Всевышнего сопровождалось повсеместным пением санкиртаны святых имен Господа Хари, в котором участвовали все горожане, выполняя предписанную религиозную практику во время затмения. Рождение Господа пришлось на очень благоприятный момент и прошло под влиянием созвездия Льва. Его дедушка по материнской линии, великий астроном Ниламбар Чакраварти, обнаружил все знаки маха-пуруши у новорожденного дитя. Подтверждением Его божественной природы был, кроме того, желтоватый цвет кожи младенца, а также необычайные обстоятельства, такие, например, как то, что Его можно было успокоить лишь воспеванием Святого Имени Господа Хари, за что малыш и получил имя Гаура-Хари. Также Ему дали имя Нимай по причине Его рождения под деревом ним после преждевременной смерти восьми дочерей.

Подробное описание детских развлечений Господа было с величайшей заботой представлено Его биографами. Все эти истории подтверждают то, что Шри Гаурасундар был в высшей степени озорным и неугомонным ребенком. Его быстрое развитие было отмечено яркими событиями. На церемонии наречения именем (когда ребенку предлагают выбрать одну из нескольких различных вещей, выявляя тем самым его предпочтения) Малыш выбрал «Шримад-Бхагаватам». Научившись ходить, Малыш выпрашивал у прохожих бананы и сладости и предлагал все это тем женщинам, которые пели Святое Имя Хари. Он периодически наведывался в дома Своих друзей и соседей, и, как только они отворачивались, выпивал их молоко, съедал творог и вареную пищу. Один раз Он начал есть землю, предпочтя ее рису и сладостям, которые предлагала Ему матушка, Шачидеви, изумив ее доводами о единой природе земли и конфет и утверждая, что сладости — это просто иное проявление земли. Однако Его матушка переубедила Его, объяснив, что, несмотря ни на что, различие между землей и сладостями вполне реально.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


1 Топография города Навадвипа во времена Махапрабху была скрупулезно описана в нескольких старинных аутентичных вайшнавских трудах. В настоящее время это место опознано благодаря все еще существующему захоронению Чханда Кази, современника Махапрабху и губернатора Навадвипы под правлением Алауддин Сайед Хуссейн Шаха, независимого императора Бенгалии. Это место с большим холмом и водоемом, расположенными неподалеку от гробницы Чханда Кази, до сих пор носит имя Буллала Сэна (знаменитого седьмого царя Бенгалии, который перенес свою столицу из Малдаха в древнюю Гаудпур Навадвипу). Современный город Навадвипа расположен на острове Кулия, являющимся одним из девяти островов «города девяти островов» на западном берегу реки. Название «Навадвипа» применимо исключительно к этой части старого города, которая впоследствии была затоплена Гангой, отклонившейся от своего обычного русла и образовавшей несколько различных рукавов.