Всевышний Шри Кришна Чайтанья (часть 3)

(из двенадцатого номера XXV тома за май 1928 года)

Явив жителям города Надия (обители неисчислимых высокородных брахманов) идеалы проповеди Святого Имени Бога через Тхакура Харидаса, родившегося в мусульманской семье, и освобождение Джагая и Мадхая через Нитьянанду, Махапрабху ясно показал, что о Вайшнава-Ачарье (о том, кто учит религии собственным примером) нельзя судить по его принадлежности к какой-либо семье или касте, что он — совершенное существо, учитель всего мироздания, и что Господь может даровать прощение за любые оскорбления, кроме тех, что нанесены вайшнаву. Нитьянанда Прабху и Шри Гаурасундар проливают Свою милость лишь на тех, кто свободен от оскорблений вайшнавов.

Теперь Махапрабху начал совершать киртан в обществе Своих спутников и последователей каждую ночь без перерыва за закрытыми дверьми в доме Шриваса Пандита. Нечестивые люди, безуспешно пытавшиеся попасть на это духовное собрание, старались множеством способов оскорбить Шриваса Пандита. Один человек по имени Гопал Чапал, выдающий себя за брахмана, однажды подложил перед закрытой дверью дома Шриваса Пандита подношение для поклонения Деви, включая бутыль с вином. За это оскорбление вайшнава он был поражен смертельно опасной проказой. Страдая от невыносимых мук, Гопал Чапал пришел к Махапрабху и стал умолять Его о прощении. Но понимая серьезность его оскорбления, Махапрабху не простил его в тот раз. После принятия санньясы Махапрабху остановился в Кулии. После Его возвращения из Пури Гопал Чапал снова стал молить Его о прощении. В этот раз Махапрабху посоветовал ему обратиться за прощением к Шривасу Пандиту. По милости Шриваса Гопал Чапал освободился от своего оскорбления.

Также Махапрабху установил метод совершения киртана Господа Хари в обществе набожных людей как единственных, кто может принять участие в столь сокровенном поклонении. Однажды ночью Махапрабху начал санкиртану в доме Шриваса, закрыв крепко-накрепко все двери и запретив присутствовать всем, кто недостоин. Однако теща Шриваса спряталась в доме. Зная в совершенстве обо всем, что происходит в каждом сердце, Махапрабху понял это и сказал, что Он не ощущает никакого блаженства во время киртана. Шривас Пандит предположил, что, возможно, в дом проник какой-то безбожник и где-то прячется. Он начал тщательно искать и нашел свою тещу в дальнем углу. Шривас Пандит вывел ее, держа за волосы.

Однажды, в ночь полнолуния, Нитьянанда по просьбе Махапрабху подготовил все для поклонения Вьясадеве. Шривас стал Ачарьей на этом поклонении. Когда, воспевая киртан, Шри Нитьянанда Прабху поместил цветочные гирлянды на шею Махапрабху, Шри Гаурасундар проявил для Него Свою шестирукую форму.

Махапрабху продолжал являть Свое божественное могущество. Шри Пундарик Видьянидхи из Чаттаграма, знаменитый среди парамахамса-вайшнавов, присоединился к Махапрабху в Навадвипе в то время. Однажды Махапрабху уселся на трон Вишну в доме Шриваса и поразительным образом стал проявлять Свои божественные энергии. Проявление этого удивительного настроения продолжалось в течение семи прахар (двадцати одного часа) и стало впоследствии известно как «величайшее проявление божественных сил». Пребывая в этом настроении, Махапрабху дал одной служанке Шриваса по имени Дукха («несчастная»), приносившей воду для Него, новое имя — Сукха («счастливая»). Также Он всем поведал о величии Шриваса Пандита. Господь выразил Свою благосклонность к Харидасу Тхакуру. Шри Мукунда все это время оставался на улице. Даровав всем преданным Свои благословения, Господь узнал от Своих спутников, что Мукунда ждет за дверью на улице. На это Махапрабху ответил: «Я не склонен в ближайшее время даровать прощение Мукунде. С преданными он говорит на языке чистой преданности. Однако с майявади он обсуждает учение имперсонализма, как оно изложено Йога-Васиштхой». Когда же Мукунда выразил свою непреклонную решимость прекратить общение с майявади, Господь принял его в Свое общество и был удовлетворен его поведением. Этим Своим поступком Господь показал, что так называемые свободомыслящие и либеральные люди, склонные соглашаться с любой точкой зрения, не смогут обрести милость Бога до тех пор, пока не посвятят себя исключительной практике чистой преданности с твердой решимостью, свободной от примеси каких-либо пристрастий к эмпиризму, прагматизму и другим материалистичным воззрениям, отвергая их всех как неблагоприятное общение.

Шри Адвайта Ачарья был учеником того же Гуру, что и Шри Ишвара Пури, который принял на себя роль Гуру Шри Чайтаньядева, Всевышнего, Господа всего мироздания. По этой причине Всевышний выказывал Шри Адвайте Ачарье глубокое почтение как духовному учителю. Шри Адвайта Ачарья был этим очень опечален. Он отправился в Шантипур и начал проповедовать превосходство пути эмпирического знания тем неудачникам, которые заслуживают того, чтобы быть обманутыми, призывая высшую милость Господа в форме наказания. Услышав о том, что делает Адвайта, Махапрабху сильно возмутился. Он тут же отправился в Шантипур и побил Шри Адвайту Прабху Своими собственными руками. Получая удары, Шри Адвайта Прабху танцевал и кричал от радости: «Сегодня исполнилось желание моего сердца!»

Однажды, когда Господь рассказывал о славе Святого Имени Своим последователям, Он объявил, что нет ничего, что могло бы сравниться или было бы выше этого. В это время один неудачливый студент возразил, назвав слова Господа о славе Святого Имени неправдой и преувеличенным восхвалением. Господь запретил Своим преданным смотреть в лицо этому студенту, отправился к Ганге и принял омовение в ее водах вместе со Своими спутниками, чтобы смыть грех слушания подобного оскорбления.

Однажды Господь проявил усталость после того, как возглавлял уличное шествие с киртаном. Зайдя во двор дома одного из Своих преданных, Господь посадил в землю семечко манго, и в тот же миг выросло большое и ветвистое дерево с многочисленными спелыми плодами. По этому случаю устроили большой праздник, раздавая всем эти спелые плоды. То место, где это произошло, знаменито и по сей день и носит название Амхатта (Амгхата), что означает «манговая ярмарка».

В другой день, когда Господь совершал санкиртану в месте, удаленном от людских поселений, небо было затянуто облаками. Господь повелел облакам рассеяться, и они тут же исчезли. Однажды Господь вспомнил о лиле Баладевы, в которой Тот увлек за Собой Ямуну, и, преисполнившись этим настроением, Он начал громко требовать вина. Присутствующие при этом Чандрашекхар Ачарья, Ванамали Ачарья и несколько других преданных вложили в руку Господа золотую палицу.

Когда Господь начал проповедь Святого Имени, Он повелел тем, кто живет по соседству с домом Шриваса, петь Святое Имя Господа Хари, хлопая при этом в ладоши. По мере возрастания движения санкиртаны в каждом доме Навадвипы стали петь Святое Имя под аккомпанемент мриданги, цимбал и других инструментов. С момента прихода к власти Бакхтийара Кхилджи, индуизм в Навадвипе был официально запрещен. Во времена Махапрабху Навадвипой правил мусульманский военный губернатор Чханд Кази. Поэтому индусы Навадвипы боялись воспевать Святое Имя Бога из-за страха перед мусульманами. Но теперь, благодаря указанию Всевышнего, киртан Святого Имени Хари стали петь во весь голос под аккомпанемент мриданг и цимбал в каждом доме Навадвипы. Узнав об этом, Чханд Кази направился в дом одного горожанина, который жил по соседству с домом Шриваса в Шри Майяпуре, и, услышав киртан, разбил мридангу и заявил о том, что готов сурово наказать и лишить касты любого горожанина, который станет петь киртан, как учил этому Шри Гаурасундар. То место, где Чханд Кази разбил кхолу (мридангу), стало известно с того времени под именем «кхол бхангар данга».


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас