Особые качества Ачарьи (часть 3)
Шри Гаурасундар, драгоценность среди всех Ачарьев, сама трансцендентная Истина, проявил лилу одновременно практики и проповеди послания Господа с единственной целью — распространить повсюду беспримесный киртан Шри Кришны, святой образ Шри Радха-Говинды в форме божественного звука. Если мы смиренно попытаемся понять суть духовной практики и проповеди Шри Гаурасундара и Его последователей, основанных целиком на киртане Шри Кришны и направленных на свободное распространение по всему миру духовных развлечений Божественной Четы в форме божественного звука, то обнаружим, что, действуя как Ачарьи, они явили идеал двух различных методов проповеди, подходящих для всех людей — как неграмотных, так и образованных, — независимо от варны, ашрама, возраста, пола и национальности.
Первый из этих методов принят среди группы проповедников, к которым принадлежали шесть Госвами Вриндавана (начиная со Шри Рупы). Они практиковали отличительный аскетизм (юкта-вайрагью), посвятив себя написанию многочисленных духовных трудов, тем самым как бы призывая нисшествие образа Бога в форме звука. Эти книги авторитетно устанавливают превосходство любовного служения духовным играм Божественной Четы, Шри Радха-Говинды (высочайшей цели вечного поклонения всех живых существ) над всеми остальными формами поклонения. Также эти Госвами опровергли ошибочные теории атеистов, идущие вразрез с этой формой преданности Богу, и заложили фундамент для всего вайшнавского сообщества, дайва, или теистического общественного строя на основе принципов духовных смрити. Эти Ачарьи открыли множество заброшенных святых мест и восстановили там поклонение Господу Вишну на основе древнейших священных трактатов. Они основали много матхов и храмов в качестве мест непрестанного служения Высшему Брахману в форме божественного звука.
Шри Рупа Госвами был уполномочен Шри Чайтаньядевом представить тему чистой преданности Богу, осветив ее самым изысканным и восхитительным образом в своих книгах, таких как «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани». Господь лично преподал ему величие преданности Себе (Всевышнему) и тем самым официально признал его главным Ачарьей принципа бхакти(преданности Богу), поставив его во главе всего сообщества Своих слуг и последователей. Выслушав ранее от Шри Рамананды Рая подобные наставления относительно метода духовной практики, Шри Чайтаньядев показал на собственном примере, насколько велика слава истинного Учителя, постоянно занятого исполнением желаний Шри Радха-Говинды, а также указал на то, как непросто найти его. Шри Рагхунатх Госвами, последователь Шри Рупы, был таким же образом провозглашен Ачарьей конечной цели преданности Богу. Шри Джива Госвами стал Ачарьей наших взаимоотношений с Богом, а также регулируемой преданности. Шри Рагхунатх Бхатта Госвами стал Ачарьей изучения «Шримад-Бхагаватам», а Шри Гопал Бхатта — Ачарьей вайшнавских смрити.
Второй метод принял форму проповеди от двери к двери и является практикой странствующих учителей,паривраджака). К группе, которая следовала этим методом, принадлежал Шри Нитьянанда Прабху, Тхакур Харидас, Шри Вакрешвар Пандит и другие проповедники. Они явили пример идеала не приносящей зла доброты в форме взращивания непрестанной преданности Всевышнему, низошедшему в облике божественного звука. Этот звук разрушает все заблуждения атеистов, проявляющихся как семена невежества, что вызывают отвращение к Богу, а также пробуждает в каждом человеке врожденное призвание к деятельности брахмана. Брахман — это тот, кто действительно познал Брахман и достоин всеобщего почитания как господин, управляющий целыми мирами. Он является примером стремления к подлинному счастью, он непрестанно использует всю силу своего голоса для распространения жажды этого служения Святому Имени Шри Кришны (звуковому проявлению Шри Радха-Говинды, неотличному от изначальной Божественной Четы) во всех десяти направлениях по всей вселенной.
Облачившись в одежды триданди-госвами, Шрила Прабодхананда Сарасвати, необъявленный друг Шри Рупы, явил идеал этого вида проповеди в своих книгах «Шри Чайтанья-чандрамрита» и «Шри Радха-раса-судханидхи». Впоследствии Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами Прабху в своей книге «Шри Чайтанья-чаритамрита» подробно осветил эту форму божественного служения, то есть поклонение божественному звуку, в полном соответствии с учением Шри Рупы. После него три Прабху — Шри Шринивас, Шри Нароттам и Шри Шьямананда — повсеместно распространили среди простых людей это поклонение святому образу Бога, которому учил Шри Рупа, но не написанием литературных трудов, а еще более удивительным способом: с помощью танца, пения и музыки. Два Прабху — Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур и Шри Баладева Видьябхушан — вновь обратились к методу распространения принципов преданности Богу через написание книг, однако подкрепили эту форму служения Господу Хари танцем, пением и музыкой, как это делали их наставники. Фактически в то время, в результате бездумного использования танца, песен и музыки, этот метод божественного служения превратился лишь в глупые и бессмысленные развлечения, и эти два Прабху вновь показали суть учения Шри Рупы, открыв людям глаза в своих многочисленных трудах, а также приводя изречения древних священных трактатов в поддержку школы чистой преданности Богу.
Следующие два столетия стали для Гауды темными временами. Черный занавес закрыл игры божественной драмы, повествующей о восходе Полной Луны Шри Чайтаньи. На этом темном экране теперь проявлялись самые удивительные из причуд Майи, высочайшей чаровницы этого мира, и служили лишь тому, чтобы одурманить и восхитить сентиментальные сердца зрителей. Под именем санкиртаны Шри Кришны на сцене происходили отвратительные вещи под аккомпанемент ужасной и нестройной музыки. Вместо возвышенного учения Шри Рупы была предложена и принята как цель жизни грубая и уродливая приманка, представленная в форме мирских приобретений и эгоистичных наслаждений. Истинную религию, дарующую каждому высшее благо, заменила система, которая была умело разработана своими создателями специально для того, чтобы им в достатке и изобилии устроиться в этом мире. Торгашество в одеяниях святости стали выдавать за служение Богу, которое на самом деле не может иметь никакого отношения к вымогательству или стремлению к вознаграждению. Ради обмана людей и желания расширить сферу своих порочных интересов эти мошенники имитировали воспевание и слушание Святого Имени Господа Хари. Последствия не заставили себя долго ждать. Вскоре образованные люди перестали ужасаться, наблюдая необоснованные претензии на высокое рождение. Работы шести Госвами и те истины, что были установлены и провозглашены Шриманом Махапрабху, позабылись как не представляющие особого интереса, наподобие никому не нужных пыльных фолиантов и изъеденных молью связок газет, или же были высокомерно представлены в качестве товара для продажи. Нигде не осталось даже намека на разумное обоснование необходимости преданности Богу. В качестве религии повсеместно принимали измышления различных людей. В результате откровенной подделки этого высочайшего идеала, источника самой религии, вскоре возникли такие пагубные секты, как аулы, баулы, картабхаджы и нера-нери, которые выдавали за истинную религию ее извращенное и отвратительное подобие, тем самым провозглашая в качестве вайшнавской религии то, от чего воротили нос и плевались даже обычные неверующие моралисты. Люди вовсю потворствовали своим порочным наклонностям, будучи уверены, что смогут нейтрализовать последствия любого греха силой Святого Имени Бога. Они ценили лишь ложное эго и свое земное имущество, позволяли себе клеветать на истинных преданных Бога, почитали незначительных богов как независимых божеств и полагали, что поклонение Святому Имени Бога ничем не отличается или даже проигрывает в сравнении с нравственными нормами человеческого общества и светским образованием. Это было эпохой, когда идеал Высшей Истины был подменен ее жалкой пародией, что положило начало возникновению класса так называемых брахманов, которые ревностно подражали внешнему поведению возвышенных садху, не желающих причинить вред кому бы то ни было. Появлялись все новые лже-аватары, подражающие Шриману Махапрабху, самой Высшей Истине, но их поступки походили на попытки воробья повторить великолепие и изящество танца канджан. В стремлении отстоять якобы разумное «согласование» всех различий, умелые мошенники ревностно пытались подменить духовное материальным, и, соблазненные обещаниями такой «гармонии», по сути являющейся лишь очередным воздушным замком, все люди погрузились в поток этого замаскированного безбожия, опускаясь все глубже и глубже в бездонную, смертельно опасную пучину неощутимой абстракции. Так несчетное количество мужчин и женщин приняло за истину это жалкое подобие религии, и такой либерализм стал причиной их нелепого духовного самоубийства. Другая категория людей была смята и раздавлена беспощадными челюстями демонической иностранной культуры с ее вычурными манерами, обычаями и прогнившей системой образования, вынуждающей постоянно менять одни ложные убеждения на другие. Находясь под сильным влиянием этого приобретенного и чужеродного побуждения, одни люди начинали скандировать лозунги новоиспеченного свободомыслия, другие — называть качества характера Кришны непристойными, третьи — обвинять Махапрабху в нарушении общепринятых законов общества и даже считать Его безумным, в то время как четвертые высокомерно нисходили до признания, что Махапрабху проявлял такие уникальные личностные качества, которыми обладают лишь десяток людей в этом мире. Зачастую люди не придавали никакого значения религии вайшнавов, считая ее прославлением сентиментальности, глупости и безнравственности. Находились и такие, кто говорил, что вайшнавская религия — это поклонение человеку, идолопоклонство или даже почитание дьявола. Некоторые доказывали, что вайшнавизм — это просто искаженная вариация буддизма или философии санкхьи. Другие находились под влиянием мнения, что это одно из незначительных верований, созданное некими людьми и имеющее ограниченное число последователей, поскольку принимали за вечную и всеобщую религию только обычную деятельность ума и тела. Третьи же пытались уничтожить религию вайшнавов, свято веря в то, что эта религия (обладающая реальностью высочайшей духовной гармонии) противоречит самому принципу постижения истины и враждебна по отношению к варнашрама-дхарме. Именно в это время, когда тьма охватила почти всю Гауду, Шри Бхактивинод начал свою работу, призванную завершить долгую и ужасную ночь невежества в Навадвипе и призвать столь долгожданный рассвет Истины.
редакторы: Ашутош Кришна Дас, Традиш Дас