Эротический принцип и безраздельная преданность Богу (часть 6)
Слава Шри Гуру и Гауранге!
Когда игры Шри Кришны с девушками-пастушками Враджи объясняются в «Шримад-Бхагаватам», это не является ни историческими описаниями, ни аллегорией. Это не история, поскольку они трансцендентны, тогда как так называемые исторические хроники — лишь записи нашего материалистичного опыта в этом мире, представленные через призму эгоизма. Также это не является аллегорией по той простой причине, что слова «Шримад-Бхагаватам» описывают подлинную реальность, тогда как весь этот мир — лишь ее искаженное отражение. В действительности аллегорией является этот мир и все, что в нем происходит, поскольку это можно осмыслить только в категории относительных понятий, лишь символически представляющих истинную реальность. Наша душа не может взаимодействовать с аллегорией, которая искажает ее деятельность и обманывает нас, заставляя принять это искаженное существование. Подлинная природа наших душ — служение Абсолютной Личности в смиренном исполнении воли Всевышнего, переданной нам Им Самим через Его преданных.
Принцип сексуальных отношений — это ложно воспринятый символ реальности. Он не может быть выдворен из нашего сознания в большей степени, чем само сознание. Мужской и женский облики — не единственные отличительные характеристики этого мира. Некая реальность также присутствует за этим. У души есть тело, которое символически представлено женским обликом и которое совершенно свободно от любых материалистичных ассоциаций. Наше нынешнее несогласие с женским обликом происходит по причине эгоизма, согласно которому мы скорее готовы принять мужской облик в качестве более подходящего представления о чистой индивидуальной душе. Эта антипатия к женской форме мешает нам беспристрастно понять положение и деятельность пастушек Враджи. Признание и одобрение женской природы крайне важно и необходимо для постижения концепции любви. Любовные отношения — высший предмет человеческой поэзии и самый могущественный фактор во всех человеческих делах. Нельзя утвердить их бесполезность простым отказом признать их неотъемлемой частью нашей природы. Гораздо важнее было бы попытаться понять их подлинную сущность. «Шримад-Бхагаватам» — единственная книга, которая дает удовлетворительный ответ на этот крайне важный вопрос.
Однако тот единственный ответ, что необходим нам и способен развеять все наши сомнения и затруднения, должен быть абсолютно истинным. Эмпирики во всем полагаются на гипотетические истины. Они склонны верить, что прогресс человечества приведет их к желанной цели. Однако все, чего они могут достичь в результате такого прогресса, целиком и полностью иллюзорно. Это подобно безуспешной попытке достичь линии горизонта. Высшую Истину невозможно описать в терминах подобного прогресса. Всевышний неизменен и постоянен. Непонимание этой темы происходит лишь из-за несовершенства и ограниченности самого человека. Эта ограниченность также материальна, что затрудняет наш путь к всецело духовной Абсолютной Истине. Подлинное приближение к Абсолютной Истине состоит в попытках улучшить свое восприятие. Мы не способны осознать Абсолютную Личность Бога с помощью знания этого относительного мира. Это лишь уводит нас в противоположном направлении. Чем больше ограниченных объектов заполоняют наш разум, тем труднее понять их полную непригодность для нашей цели. Фактически наше стремление к полу-истине и подобию истины ответственно за эту запутанность. Нескончаемый процесс принятия и отвержения материальных объектов мешает нам сосредоточиться на нашей духовной цели. Нам следует остановиться и понять, что же постоянно не дает нам достичь успеха. Если мы искренне так поступим, то придем к тому же открытию, что и Кант: мы не способны постичь Высшую Истину благодаря своим нынешним способностям. Но это не означает, что нам следует оставить свой поиск и признать его бесполезным. Снова задавшись этим вопросом, мы получим подлинный ответ: Абсолютная Истина, обрести которую стремятся души, не является чем-то бренным или ограниченным, Она очень близка и родственна нам. Всевышний вечно обладает сознанием. Так же Он всецело духовен, как и наши души. Так мы придем к следующему вопросу: «Почему же мы не видим Его?» «Потому что Он не открывает Себя нам» — будет ответом на это. Он поступает так, поскольку мы не ищем Его. Вместо Высшей Истины мы постоянно заняты поиском полу-истины. Это болезнь. Если бы мы искали Абсолютного Господа, то Он низошел бы к нам в то же мгновение. Мы начнем подлинно искать Его лишь тогда, когда осознаем Его природу. Это словно замкнутый круг. В настоящее время у нас нет никакого представления об Истине и поэтому все, чего мы ищем, несомненно, Истиной не является. И как только мы начнем понимать, что нам следует коренным образом изменить свой подход, нам откроется скрытый до этого смысл священных писаний: «Прекратите свой эмпирический поиск Истины и ждите действий со стороны Господа. Вы не можете идти к Нему напрямую. Когда вы пытаетесь достичь чего-либо, вы лишь движетесь в обратном направлении. Чтобы избавиться от подобной запутанности, следует покориться Ему. У Него есть сила, чтобы открыть Себя вам».
Тогда неизбежно возникает вопрос: «Это значит, что следует прекратить все усилия и ничего не делать?» Ответ таков: «Нет! Пусть ваши тело и ум занимаются той деятельностью, для которой они созданы, а вы сами держитесь в стороне от этого и не отождествляйте себя с ними. Просто ждите связи со Мной. Положитесь полностью на Меня, и Я буду вести вас к цели, которая и есть Я».
Так возгорается вера в пока еще сомневающемся сердце, и мы подготавливаем себя благодаря наставлениям истинного духовного учителя, которого отправляет к нам Шри Кришна в тот момент, когда мы по-настоящему ищем в состоянии совершенного смирения. Так мы становимся способны понять слова духовного учителя, тождественные словам священных писаний. Убедившись в способности духовного учителя вести нас по пути Абсолютной Истины, мы берем его протянутую нам руку и подчиняемся ему, чтобы следовать без колебаний и сомнений. По мере того как мы учимся идти по пути служения Богу, наше восприятие очищается, и мы становимся способны непосредственно узреть Высшую Истину. Лишь тогда мы понимаем, что есть что.
Ниши Канта Саньял
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас