На пути в бесконечность

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

«Не пытайтесь зажать Божественное в своем кулаке», — любил повторять Гуру Махарадж. Не пытайтесь приблизиться к тому плану, опираясь на свой интеллект и скудные познания, добытые в разных местах, привлекая логику эмпирических выводов, где АнВмС. Все это бесполезно, если речь идет о постижении Божественного. Самонадеянность Брахмы привела его в конечном итоге к полному замешательству и оскорблению. Мы должны оставить всякую мысль подвергать все, включая Божественное, анализу своего интеллекта (джнане прайасам удапасья наманта эва). Нам дано знать ровно столько, сколько Ему угодно открыть — и не больше (йам эвайша врнуте тена лабхьяс ташьяйша атма виврнуте танум свам) . Если мы потребуем большего, это оттолкнет Его, оставив нас в плену собственного воображения, не имеющего ничего общего с Божественной реальностью.

Шрила Шридхар Махарадж: «Ум наш склонен всему выносить суждение и оценку: мы хотим утвердиться в реалиях нашего бытия. Но Надмирный План живет иными реалиями, Он сверхcубъективен и непознаваем. Высочайший интеллект, обретения разума или пыл устремлений едва ли способны коснуться Его. Помогут ли все ваши знания определить, насколько вы властны над Ним? Лишь издалека наш взгляд, возможно, различит то, что наполнит душу трепетом: «О, неужели Он удостоит меня Своим откровением?» Общение с Гурудевом, с возвышенными вайшнавами может наделить нас смирением и благоговением перед озарением, явленным духовному взору.

Внезапно Он может возникнуть перед вами, но как только ваше внимание устремится к Нему, Он исчезнет. Такова Его природа. Он появляется непредсказуемо, повинуясь лишь Собственной прихоти, но стоит сосредоточить на Нем взгляд, как Он тотчас ускользает. Он вне всяких правил. Если вы хотите обрести с Ним связь на таких условиях, попытайтесь; нет — выбор собственного пути всегда в ваших руках. Следуйте собственной адхокшадже: йато бхактир адхокшадже. Когда в конечном итоге вы задумаетесь над тем, чем располагаете в обмен на эти отношения, то осознаете всю тщетность и смехотворность своих притязаний. Тогда-то, отбросив, наконец, этот хлам, вы поймете, что старались увидеть нечто недостижимое, неведомое и непознаваемое, находящееся неизмеримо выше уровня вашего восприятия. И в этот миг вам будет позволено ступить на единственно верный путь, идти по которому следует, лишь зная, что риск может стать единственным обретением искателя: йато бхактир адхокшадже

Точка отсчета

Принято думать, что человек сможет реализовать заложенные в нем способности и достичь успеха в жизни лишь благодаря самоутверждению, представлению о себе как о силе, способной творить и преобразовывать окружающий мир. Мы часто слышим: «Будь уверен в себе», «Ты этого достоин», «Твое решение — самое верное» и т.п. Но если ослабить поводья сдержанности, оправдывая это необходимостью раскрытия своего «я», куда занесут нас лихие скакуны наших чувств? Достаточно вспомнить бесстыдное подстрекательство прессы: «Все дозволено — и потому безнаказанно».

Нашими умами, как утверждают современные психологи, прочно владеет байроновская идея о том, что человеческая натура по сути своей добра и прекрасна, и под грубой оболочкой таится крохотный лучистый сгусток, свет которого можно направить на благородные цели.

Такой подход, известный еще как гуманизм, настойчиво внедряется в наше сознание для обоснования и утверждения истинности эгоцентрического мировоззрения. Если вы считаете себя центром мироздания, то лучше его, на мой взгляд, найти трудно. Если же положение центральной фигуры вас не привлекает, то не исключена вероятность осложнений в тех ситуациях, когда ваши собственные интересы приходят в столкновение с интересами тех, кто мнит себя этим центром.

«Самоуважение как опора, как квази-религия, — пишет Лорен Слейтер, ведущий американский психолог, — неотъемлемая часть нашего менталитета, которая определяет и ограничивает нас понятием «человеческая раса». Если бы мы попытались вычленить слагаемые собственного достоинства, чтобы определить его ценность, нам пришлось бы задаться вопросом — а что мы собой представляем как отдельно взятые индивидуумы? Это означало бы угрозу собственному достоинству».

Одним из неожиданных последствий такого мировоззрения является неспособность признать и допустить ценность и значимость окружающих — будь то отдельная личность, сообщество людей или культурное достояние нации. Что же говорить о величии adinfinitum — Божественности?

«До недавнего времени, — пишет далее Л. Слейтер, — почти не вызывало сомнений, что развитое чувство собственного достоинства или, иными словами, самовлюбленность и оправдание собственных действий и наклонностей — необходимое качество для достижения высокого уровня благосостояния, тогда как отсутствие его ведет к преступности, злоупотреблениям, проституции, убийствам, насилию и даже терроризму.

Это положение столь очевидно, что истинность его кажется бесспорной. Чем меньше вы уверены в себе, тем хуже идут ваши дела, чем выше ваша самооценка — тем успешнее ваша жизнь, и цепочка следствий замыкается». Но недавние исследования заставили ученых прийти к выводу о том, что «ценность такого качества, как самоуважение, весьма преувеличена, более того, оно скорее корень зла, нежели спасительное средство.

Только за последний год в США было проведено три обширных исследования, результаты которых выявили следующую тенденцию: люди с развитым чувством собственного достоинства представляют гораздо большую опасность для окружающих, чем те, у кого оно развито незначительно:

Эти исследования проводились впервые и их результаты заставляют взглянуть по-иному на привычные ценности — при условии, однако, что мы согласимся на это, что довольно нелегко. В нас крепко убеждение, что жизнь есть не что иное, как погоня за счастьем, которое необъяснимым образом связано с чувством самоуважения. Сменить парадигму не так-то просто».

Чтобы избавиться от предрассудков, мы должны быть готовы к радикальной перемене нашего мышления, коль скоро мы хотим понять, что такое смирение в контексте высоких жизненных устремлений. Это особенно важно, когда речь идет о духовной реализации.

Выбор перспективы — начало любого духовного продвижения (самбандха-гьяна) . Чтобы вступить в отношения с другими, включая Божественное, необходимо объективно оценить самих себя, свою жизненную ситуацию и свой потенциал, осознавая свое положение в окружающем мире. Правильная оценка устанавливает сравнительную величину: Абсолют. Затем нужно определить свое положение или, другими словами, положение существа, обладающего ограниченным сознанием, по отношению к Бесконечному, исполненному Сверхcознания. Смирение будет подходящей отправной точкой.

Смирение можно назвать той духовной температурой, что позволяет божественному откровению беспрепятственно проникать в наше сознание и прекращать кармическую деятельность. Мы изъявляем желание действовать от имени Другого в качестве Его представителя.

Соприкосновение с великим рождает чувство смирения. Восторг, который испытывает альпинист на вершине Эвереста, затмевает его восприятие себя как личности. Восхищение творческой мощью другого не является свидетельством недостатка самоуважения. По тому, насколько художник отсутствует в своих работах, мы судим о его таланте. Таинственное обаяние мастера, исходящее от его работ, ощущаемое именно как его «блистательное отсутствие» — признак гениальности, но отнюдь не неспособности выразить себя.

Сходным образом, глубина восприятия божественного обратно пропорциональна осознанию собственной ограниченности. Когда духовный адепт отрицает собственную значимость, не следует понимать это как отсутствие самоуважения, скорее это свидетельство восприятия божественного потока. Это внешнее выражение глубины его внутренних переживаний, которые могут даже заставить его беспрекословно подчиняться желаниям и потребностям окружающих.

Сверхпроводимость означает способность некоторых керамических веществ проводить электрический ток с ничтожно малым внутренним сопротивлением при температурах, близких к абсолютному нулю. Подобным образом, при определенном уровне реализации — восприятии Абсолюта — смирение сводит на нет внутреннее сопротивление адепта, превращая его в Сверхпроводник божественного тока.

Гуру, указывающий путь

ШрилаГовинда Махарадж: «Совет блудницы Чинтамани пробудил в БилвамангалеТхакуре устремление к Кришне и потому он почитал ее как гуру. Мы должны всегда быть готовы к тому, что сознание Кришны может прийти от кого угодно.

«Жил некогда очень богатый человек по имени Лал Бабу. Как-то раз, на исходе дня, он отправился на рынок купить овощей. Торговец, у которого он выбрал товар, обратился к нему: «О Бабу, прошу вас, не мешкайте и заплатите мне поскорее. Солнце клонится к закату, и я тороплюсь домой."

При этих словах он словно прозрел: «Жизнь моя клонится к закату, смерть не за горами, и скоро я должен покинуть этот мир!» С этой мыслью он оставил все, что у него было и принял обет отречения от мира. Человек, побуждающий нас оставить мирскую жизнь и устремиться к Кришне, есть прадаршак гуру, Гуру, Указывающий Путь.

«БхактивинодаТхакур приводит эту же мысль, объясняя как садхана и сева могут очистить наши сердца и явить план духовного бытия:

декхите декхите, бхулибо ва кабе,
ниджа-стхула-парикойа
Найане херибо, браджа-пура-собха,
нитйасид-ананда-мойа

«Когда во вспышке прозрения я позабуду свою бренную суть, передо мной раскроется духовная красота Браджа — мира, вечно исполненного сознания и блаженства."

Величие Бхактивиноды Тхакура

Шрила Говинда Махарадж: «Сушир Кумар Гхош, современник Бхактивиноды Тхакура, проповедовал учение Махапрабху, однако его проповедь грешила неверной интерпретацией некоторых положений. Он опубликовал свою книгу «Амийа Нимай Чарит» (Господь Гауранга), которая пользовалась в то время большой известностью.

Шрила Гуру Махарадж читал ее, когда учился в колледже, и упивался, по его словам, как нектаром. Позже, придя в Гаудия Матх, он услышал мнение Шрилы Сарасвати Тхакура: «Ее автор описал Гаурангу собственного воображения». Он не нашел в этой книге ничего, что заслуживало бы внимания”.

Некто, потеряв жену, написал свои комментарии к «Антья-лиле» «Чайтанья-чаритамриты», где сравнивал свои переживания в разлуке с ней с божественным безумием Чайтаньи Махапрабху. Описывал разлуку и Рабиндранатх Тагор, однако с противоположной точки зрения — используя божественную разлуку в Гаудия-вайшнавизме для выражения земной любви.

Шрила Говинда Махарадж: «Истинная, чистая концепция Махапрабху представлена БхактивинодойТхакуром. Ничто несопоставимо с ее стандартами преданности. Поэтому Бхактивиноду Тхакура по праву называют ”седьмым Госвами”».

Шрила Шридхар Махарадж: «Кришна-према так прекрасна и притягательна, что, однажды соприкоснувшись с нею, человек уже не может жить без нее. Она так возвышенна, так чарующа и прекрасна, что замирает сердце! Ее невозможно вообразить. Божественная любовь такой силы известна как према. В этом мире нет ничего, даже отдаленно похожего на эту божественную любовь к Кришне. Если кому-то случайно доведется испытать высокий, пробуждающий душу разряд такой преданности, он не сможет более прожить без нее и секунды. Она так прекрасна, так милостива и великодушна! В этом мире нас должна привлекать только божественная любовь. Махапрабху пришел сюда, чтобы спасти нас этой любовью.

Величие и важность того, что сделал Бхактивинода Тхакур не может не привести нас к очевидному заключению, что это не результат достижений его предшествующей жизни. Он был не духовным искателем, но вечным спутником Господа, нисшедшим из высших сфер, чтобы дать современному миру богатство Шри Чайтаньи Махапрабху».

Вера и логика

Рассуждения и споры не дадут духовного осознания. Открыть доступ в высшую сферу может только вера, шраддха. Дискуссии не способны произвести на свет Истину, только шраддха будет нашим проводником в Безграничность — и ничто иное.

Истина, которую мы ищем, настолько высока, что достичь ее не может ничто, кроме веры; так из всех элементов один лишь эфир достигает солнца, луны и далеких звезд. Поэтому только вера поможет нам приблизиться к Бесконечному миру. Эмпирическое знание, накопленное нами и всем человечеством, ограничено, как слой атмосферы, окружающий Землю. У этого знания есть предел, потому что оно — продукт земного опыта. Оно не может преодолеть границ этого мира и попасть в мир Безграничный. Подобно эфиру, который простирается до самых звезд, лишь шраддха, вера, способна привести нас к недосягаемой обители Бесконечности.

Россия и теизм XXI века

Россия, занятая осмыслением своего нового бытия, стоит сейчас, как и весь мир, перед выбором будущего духовного самоосознания. Одни говорят: «Отбросим все, чем жило прошлое; оно архаично, ненаучно, не отвечает требованиям дня и, стало быть, себя изжило. Прошлое — помеха прогрессу, поэтому распахнем окна в будущее и вдохнем полной грудью ветер перемен». Другие вглядываются вперед с опасливым недоверием, встречая в штыки все необычное, новое и неведомое.

Обе крайности одинаково пагубны для России. Ее духовное благополучие зависит, на наш взгляд, от того, сумеет ли она сохранить мудрость и опыт прошлого, осмотрительно и разборчиво принимая блага грядущего. Русским людям всегда был свойственен здоровый скептицизм в отношении материализма, и особенно идеологии потребительства, как средства достижения счастья. Невзирая на свое недавнее атеистическое прошлое, они сохраняют верность древней традиции духовности и веры в Высшее Существо — Того, Кто пребывает над человеком и его бренной реальностью. Настало время возродить значимость духовного. Гегелевская диалектика, столь хорошо известная здесь, основана на трех положениях: тезис, антитезис и синтез. В данном случае, тезис — это прошлое, антитезис — будущее, а настоящее ставит перед нами задачу синтезировать их и идти вперед: достичь равновесия между мирским, секулярным и священным, сакральным.

Десятилетия страданий, насилия и гнета, по словам русского провидца Солженицына, толкают человеческую душу на поиски чего-то более высокого, чистого и умиротворяющего, чем идеалы потребительства, назойливо и безудержно насаждаемые рекламой и телевизионным оболваниванием. Предпочесть запросы тела требованию души? — не отзовется ли этот выбор знакомым эхом постперестроечного раскаянья: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда:»

Русским людям не стоит бросаться очертя голову в океан материализма, подобно медведям, отыскавшим во льдах полынью. Скорее, им следует ступить в воды океана сознания. Пятьсот лет назад человек исследовал морские просторы, открывая великие океаны и новые земли. Таким же безбрежным океаном является сфера сознания, таящая в себе иные, неизведанные миры, которые еще предстоит открыть.

Иные миры действительно существуют, и каждый интуитивно знает это из собственного опыта. Их поиск является движущей силой всего бытия. Нас ужасает обитель смерти, в которой мы оказались, поэтому мы ищем полноту жизни, красоту и любовь. Но в несовершенном, ущербном мире наш поиск неизменно и неизбежно завершается крахом и разочарованием. Это признает любой честный человек. Однако крушение наших надежд не означает, что любви и красоты не существует.

Представляя природу божественного, люди часто приходят к ошибочному мнению, что Бог лишен этих качеств. Это заблуждение. Кришна-концепция Божественного — концепция Бога любви, красоты, очарования и сладости. Именно этого ищете вы, я и все остальные. Ответ, который несет нам благая весть, утвердителен — объект наших поисков существует.

Многие слышали слово «Ом«. Оно означает «Да». «Да!» с большой буквы. То, что ты жаждешь, — ДА, существует. Вместо того чтобы искать воду в пустыне, настало время искать нектар в океане сознания. Мы живые, наделенные сознанием существа, и наша подлинная жизнь — в сфере сознания. Для современного мыслящего, эрудированного человека она неизведанна. Хотя цивилизованное общество гордится своими открытиями и достижениями, сфера сознания остается практически неисследованной — особенно в западном мире. Индийские риши, чьи открытия запечатлены в священных книгах, таких как «Бхагавад-гита», были опытными лоцманами в океане сознания.

Вступая в новое тысячелетие, русские люди, возможно, больше, чем кто-либо другой готовы к такому исследованию. Это созвучно природе их души. Наблюдения русского философа Петра Чаадаева привели его к мысли, что Россию нельзя отнести ни к Востоку, ни к Западу. Он был твердо убежден в том, что этой стране предстоит дать миру великий урок.

Итак, что есть Россия и каков ее урок? Это пока неизвестно. Но ясно одно — не существует реальности европейской, азиатской или американской; Реальность одна. И Веды говорят, что Она по природе своей прекрасна. Достоевский утверждал: «Красота спасет мир». Не экономика, не технология, но Красота и Любовь. Поэтому не стоит довольствоваться суррогатом.

Сегодня Россия пребывает в потоке духовной энергии; ее ведущие мыслители ощущают созвучие тончайшим вибрациям, — и это самое подходящее время для поиска истинной Красоты.