Беседы о вере

ШрилаБхактивинодТхакур

Чудамани: Что означают слова “вера в истину”?

Вайшнава дас: Они означают искреннюю веру и упование на Верховную Личность Господа. В сердце материалиста, оскверненном корыстными мотивами, высокомерием, стремлением к славе и почестям, не может быть искренней и чистой веры. Некоторые святые описывают “искреннюю веру” как “веру в священные писания”. Такая вера возвышает человека до преданного служения.

Чудамани: Некоторые люди верят священным писаниям, но не обладают благородством характера, присущего святым. Считаются ли такие люди достойными совершать преданное служение?

Вайшнава дас: Природа человека определяет его качества для исполнения того или иного вида долга, но их наличие совершенно необязательно, чтобы заниматься преданным служением Господу. Вера — вот единственное, что позволяет человеку преданно служить. Это объясняется в “Шримад-Бхагаватам”:

джата-шраддхо мат-катхасу
нирвиннах сарва-кармасу
веда-духкхатмакан каман
паритйаге 'пи анишварах
тато бхаджета мам питах
шраддхалур дридха-нишчайах
джушаманас ча тан каман
духкходаркамс ча гархайан
(Шримад-Бхагаватам, 11.20.27–28)

“Тот, кто развил веру в повествования обо Мне и, разочарованный во всех видах материальной деятельности, знает, что материальные наслаждения неизбежно ведут к страданиям, может тем не менее не иметь достаточно сил, чтобы навсегда их оставить. Такой Мой преданный должен поклоняться Мне со спокойным сердцем, полным веры и внутренней убежденности. Даже если иногда его увлекают мирские пороки, он знает, что удовлетворение чувств отвратительно и потому искренне раскаивается в содеянном”.

проктена бхакти-йогена
бхаджато масакрин мунех
кама хридаййа нашйанти
сарве майи хриди стхите
(Шримад-Бхагаватам, 11.20.29)

“Если разумный человек постоянно поклоняется Мне через преданное служение, которое Я только что тебе описал, Я Сам нисхожу в храм его сердца. Тогда все чувственные желания, гнездящиеся в его сердце, уничтожаются”.

бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани
майи дриште 'кхилатмани
(Шримад-Бхагаватам, 11.20.30)

“Когда преданный видит Меня как Верховную Личность Господа, узел ложного эго в его сердце разрубается, и все сомнения рассеиваются. Уничтожается и всякое желание совершать материальную деятельность ради наслаждения ее плодами”.

йат кармабхир йат тапаса
гйана-вайрагйаташ ча йат
йогена дана-дхармена
шрейобхир итараир апи
сарвам мад-бхакти-йогена
мад-бхактолабхате 'нджаса
сваргапаваргам мад-дхама
катханчид йади ванчхати
(Шримад-Бхагаватам, 11.20.32–33)

“Все, чего можно было бы достичь ценой больших усилий, исполняя предписания пути кармы, выполняя аскезы, накапливая знания, практикуя отречение и восьми ступенчатую йогу, раздавая милостыню или совершая благоприятную религиозную деятельность, Мои преданные легко обретают с помощью преданного служения Мне. Хотя они свободны от материальных желаний, стоит им захотеть, и они с легкостью достигнут райских планет, освобождения, или получат место на Вайкунтхе”.

Таким образом развивается преданность, берущая свое начало в вере.

Чудамани: А что, если я не принимаю авторитет “Шримад-Бхагаватам”?

Вайшнава дас: “Шримад-Бхагаватам” содержит заключения всех священных писаний. Шастры едины, и если ты не принимаешь авторитет “Шримад-Бхагаватам”, то этим ты оскорбляешь и другие писания. Я не вижу необходимости приводить цитаты из многих писаний. Вспомни хотя бы “Бхагавад-гиту”, авторитет которой принимают учителя всех философских школ. Все наставления священных писаний содержатся в одном стихе:

апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах
(Бхагавад-гита, 9.30)

“Даже того, кто совершает самые отвратительные поступки, следует почитать как истинного святого, если он посвятил себя чистому преданному служению Мне, ибо он достиг высшего предназначения жизни”.

кшипрам бхавати дхарматма
шашвач чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи
на ме бхактах пранашйати
(Бхагавад-гита, 9.31)

“Такой человек вскоре обретет все добродетельные качества и достигнет вечного счастья. О сын Кунти, во всеуслышание объяви, что Моего преданного никогда не постигнет злой удел”.

мам хи партха вйапашритйа
йе пи сйух папа-йонайах
стрийо вайшйас татха шудрас
те пи йанти парам гатим
(Бхагавад-гита, 9.32)

“О сын Притхи, все нашедшие прибежище во Мне, будь то женщины, торговцы, шудры или низкорожденные, несомненно, обретут высшее освобождение”.

Смысл этих стихов состоит в том, что человек, обладающий абсолютной верой в Господа (ананья-бхак) и посвящающий себя преданному служению, слушанию святых имен и описаний деяний Господа Хари, рано или поздно оставит все виды неблагочестивой деятельности, которая приносит ему бесчисленные страдания. Он оставит жизнь материалиста и станет святым. Система варнашрамы — это путь карма-канды; обретение знания и развитие отречения — это путь гьяна-канды; слушание хари-катхи и воспевание харинама — это третий, особый путь, основанный на трансцендентной вере. Иногда эти три пути принимаются в рамках единой системы йоги и называются тогда карма-йогой, гьяна-йогой и бхакти-йогой. Иногда их практикуют как отдельные системы реализации. Среди них бхакти-йога выше остальных, поскольку превосходит все другие системы, принося своим последователям наивысшее благо. Это заключение приводится также в конце шестой главы “Бхагавад-гиты”:

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме йукто тамо матаха
(Бхагавад-гита, 6.47)

“Из всех йогов самый возвышенный тот, кто поклоняется Мне с великой верой, кто, слушая и воспевая Мою божественную славу, поглощен служением Мне”.

Необходимо глубоко вникнуть в смысл стиха 9.31, в котором Кришна говорит, что человек, с верой посвятивший себя преданному служению Ему (ананья-бхакти), быстро освободится от недостатков. Тот, кто занят преданным служением Верховной Личности Бога, становится благочестивым, потому что Всевышний Господь — суть всего благочестия. Господь может быть “завоеван” преданным служением. Когда Он проявляет Себя в сердце преданного, иллюзия ,майя, теряет над ним власть. Такому человеку нет необходимости прилагать усилия, чтобы освободиться от ее чар. Совершает он материальные благочестивые действия или нет, он неизменно чист и непогрешим. Вожделение покидает его, а божественное умиротворение находит в нем свое прибежище. Сам Всевышний Господь обещает такому преданному: “Мой преданный никогда не погибнет. Карми и гьяни могут подпасть под дурное влияние, но Мой искренний преданный никогда не падет жертвой дурного общения, поскольку Я всегда пребываю рядом с ним. Моему преданному не грозит падение. Где бы он ни родился — в семье чандалов или в доме брахманов, его всегда ждет блестящее будущее, поскольку он знает способ достичь высшего предназначения жизни”.

Чудамани: В писаниях говорится, что при определении варны человека, главным фактором являются обстоятельства его рождения. Я сын брахмана и потому воспеванием мантры гаятри, а также исполнением других обязанностей этого сословия, постепенно обрету трансцендентное знание и освобождение в конце жизни. Одно мне непонятно: каким же образом возникает вера? В “Бхагавад-гите” и “Шримад-Бхагаватам” говорится, что вера приводит к преданному служению. Будь добр, объясни, что должен делать человек, чтобы обрести такую веру?

Вайшнава дас: Вера — одна из категорий вечной природы души. Убежденность в необходимости выполнения обязанностей, предписанных системой варнашрама-дхармы, проистекает из временной природы души. К этому заключению приходят все писания. В “Чхандогья-упанишад” (7.19.1) сказано:

йада вай шраддадхати атха мануте
нашраддадхан мануте
шраддадхад эва мануте
шраддхатвева виджи

“Понимает лишь тот, у кого есть вера. Без веры человек не способен к восприятию сути. Воистину, только обладающий верой способен что-либо осознать, поэтому тебе особенно необходимо вопрошать учителя о вере”.

Некоторые философы считают, что шраддха — это вера в слова писаний и духовного учителя. Хотя это определение верно, оно все же не до конца ясно. В нашей сампрадае понятие “вера” определяется следующим образом: “Вера — это особое ощущение в сердце, устремляющее все помыслы человека к чистому преданному служению. Она в корне отличается от других способов достижения духовной цели”. (“Амная-сутра”, 57).

Слушая наставления садху в обществе святых преданных, человек приходит к твердой убежденности, что только прибежище лотосных стоп Господа Хари сможет даровать ему высшее благо. Ни благочестивые поступки (карма) , ни абстрактные рассуждения (гьяна), ни занятия йогой никогда не помогут ему в этом. Когда человек обретает такую убежденность, значит вера в священные писания, Веды и в слова гуру утвердилась в его сердце. Природа веры описывается в “Амная-сутре” (58): са ча шаранапатти-лакшана — “Внешнее проявление веры известно как шаранагати — предание себя Господу”.Шаранагати описывается следующим образом:

анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам
ракшишйатити вишвасо гопритве варанам татха
атма-никшепа-карпанйе шад-видха шаранагатих
(Хари-бхакти-виласа, 11.417)

Существует шесть признаков предания Господу. Первые два: преданный дает себе клятву: “Я буду делать только то, что благоприятно для чистого преданного служения и отвергать то, что препятствует этому”. Третий признак: “Я всегда буду верить в то, что Господь защитит меня во всех обстоятельствах. Бхагаван — мой единственный защитник, и мне нет нужды занимать себя гьяной, йогой и другими видами садханы — такова моя степень доверия Господу”. Четвертый признак: “Я всегда буду верить в то, что Господь обеспечит меня всем необходимым; я не смогу обрести ничего с помощью собственных усилий. Я буду служить Господу, насколько это в моих силах и Он, несомненно, позаботится обо мне”. Пятый признак — предание себя: “Я принадлежу Кришне, мой долг — исполнять его желания”. Шестой признак — скромность: “Я — ничтожное, падшее и никчемное существо”. Когда эти настроения соединяются вместе и утверждаются в сердце, в нем рождается устремленность, называемая верой. Душа, обладающая такой верой, достойна совершать преданное служение. Такова первая стадия пробуждения к вечному освобождению, ибо такая вера является неотъемлемой частью вечной природы души. Все остальные виды духовной практики ведут к временным достижениям.

Чудамани: Это мне вполне понятно. Однако остается не совсем ясным вопрос: каким образом появляется вера? Если она возникает как следствие благочестивых поступков, тогда прав я, поскольку в таком случае вера не может проявиться в сердце человека, не совершавшего благочестивых действий и ритуалов, предписанных для его социального положения в рамках варнашрамы. Поскольку яваны не совершают предписанных долгом благочестивых обязанностей, как они могут обрести право выполнять служение в преданности?

Вайшнава дас: Действительно, вера возникает благодаря сукрити, благочестивым поступкам, совершенным в прошлом. Об этом говорит “Нарада Пурана” (4.33):

бхактис ту бхагават бхакта
сангена париджайате
сат-сангах прапйате пумбхих
сукритайх пурва санччтайах

“Стремление заниматься преданным служением появляется в результате общения с преданными Господа. Возможность такого общения приходит к человеку в результате огромного количества религиозных благочестивых поступков, совершенных им на протяжении множества жизней”.

Сукрити бывает двух видов: вечное и временное. Общение с преданными (садху-санга) и преданное служение приносят человеку вечное сукрити. Сукрити, благодаря которому человек обретает материальные наслаждения или безличное освобождение, имеет временную природу. Все виды материальных наслаждений, несомненно, зависят от какой-либо причины и потому преходящи. Многие люди считают, что имперсональное освобождение, мукти, вечно, но они не понимают его истинной природы.

Атма, индивидуальная душа, чиста, вечна и не подвержена изменениям. Пребывание индивидуальной души в плену иллюзорного материального мира временно. Полное окончание срока такого заключения называется мукти, освобождением. Освобождение происходит в одно мгновение, поэтому акт освобождения не является вечным. Как только оно достигнуто, сама концепция мукти перестает существовать. Мукти есть не что иное, как разрушение материальной причины. Поскольку уничтожается временная материальная причина, мукти тоже временно и зависимо от причины. В то же время трансцендентное влечение к лотосным стопам Шри Хари, пробуждаясь в сердце дживы, не исчезает, поскольку составляет часть вечной природы души. Если мы внимательно проанализируем все составляющие преданного служения, то придем к выводу, что они не могут быть временными. Преданное служение, которое приводит человека к мукти и затем прекращает свое существование, является в действительности лишь разновидностью временной материальной деятельности. С другой стороны, преданное служение, существующее до, во время и после освобождения — это вечная истина души. Мукти есть лишь побочный результат преданности. В “Мундака-Упанишад” сказано: “Брахман, глубоко изучивший шастры и осознавший временную, нечистую и полную страданий природу райских планет, которых можно достичь посредством материальной благочестивой деятельности, несомненно потеряет всякий интерес к такой деятельности. Чтобы постичь высшее трансцендентное знание, смиренный ученик должен прийти к истинному гуру. Такой гуру должен быть сведущим в Ведах, знать Абсолютную Истину и преданно служить Всевышнему Господу”.

Карма, гьяна и йога — все это виды благочестивой деятельности, имеющие временную природу. Общение с преданными и совершение действий, связанных с преданным служением — вот истинно вечное сукрити. Только тот, у кого за многие жизни накопился огромный запас вечного сукрити, может развить веру. Временное сукрити тоже приносит немало благих плодов, однако трансцендентная вера, ведущая к чистому преданному служению, к их числу не относится.

Чудамани: Пожалуйста, объясни, что имеется в виду под общением с преданными и совершением действий, ведущих к чистому преданному служению? Какой вид сукрити приводит к их появлению?

Вайшнава дас: Беседы с чистыми преданными на духовные темы, служение их стопам, внимание объяснению возвышенных истин из их уст — это я называю общением с преданными. Пение святых имен Господа на улицах городов и деревень в обществе других преданных (нагара-санкиртана) и другая подобная активность, в которой может принять участие любой человек, называется действиями, приводящими в соприкосновение с преданным служением. В писаниях такие действия, как уборка храма Господа Хари, предложение масляного светильника деревцу туласи, соблюдение экадаши и других священных дней, называется преданным служением. Даже если такие действия совершаются случайно или без чистой веры, они тем не менее усиливают преданность Господу. Когда подобное благочестие, накопленное за множество жизней, обретает силу, рождается шраддха — вера в общение с преданными и стремление к беззаветному преданному служению Господу.

Каждый объект (васту) заключает в себе определенную энергию, которая известна как васту-шакти. Сила пробуждать бхакти заключена лишь в действиях бхакти. Даже совершенные с безразличием или случайно, не говоря уже о тех, что побуждаемы верой, такие действия создают сукрити. Об этом говорится в “Прабхаса-кханде” (“Хари-бхакти-виласа”, 11.451):

мадхура-мадхурам-этан-мангалам-мангаланам
сакала-нигама-валли-сат-пхаллам чит-сварупам
сакрид апи паригитам шраддхай ахелайа ва
брхригу-вара нара-матрам тарайет кришна-нама

“Из всего, что есть сладкого, Святое Имя — наисладчайшее. Из всего, что есть благоприятного, Святое Имя — самое благоприятное. Святое Имя Кришны — вечный, зрелый духовный плод древа ведической мудрости. О лучший из Бхригу, если кто-либо, хотя бы однажды, с верой или без веры, но без оскорблений, произнесет Святое Имя Господа Шри Кришны, он тотчас освободится из плена материального существования”.

Таким образом, все виды сукрити, которые обогащают бхакти, имеют вечную природу. Когда сукрити становится достаточно сильным, человек развивает веру в преданное служение и обретает возможность возвышенного общения с преданными.

В результате временных греховных действий, человек рождается в семье яванов, но благодаря совершению благочестивых поступков, приводящих к накоплению вечного сукрити, он может развить веру в чистое преданное служение. Что же в этом удивительного?

Чудамани: Задавая свой вопрос, я хотел сказать, что если действительно существует благочестие, вследствие которого рождается преданность Господу, то ее причиной должен быть иной тип сукрити. Поскольку яваны не совершают никакой благочестивой деятельности, на мой взгляд, им невозможно обрести такое благочестие.

Вайшнава дас: Ты рассуждаешь неверно. Вечное сукрити и временное сукрити существуют как отдельные категории и поэтому не зависят друг от друга. Рассказывают, что однажды, волей случая, один охотник, великий грешник, сам того не желая, бодрствовал и ничего не ел в ночь Шива-ратри. В результате этого он обрел вечное сукрити, которое в следующей жизни дало ему возможность заниматься чистым преданным служением. В “Шримад-Бхагаватам” (12.13.16) говорится: вайшавам йатха шамбхух — “Среди вайшнавов Господь Шива самый лучший”. Согласно этому утверждению Господь Шива — наиболее почитаемый вайшнав. Поэтому, даже неосознанно, соблюдая пост в день, посвященный прославлению Шивы, человек обретает преданность Господу Хари.

Чудамани: Не хочешь ли ты этим сказать, что вечное сукрити можно обрести совершенно случайно?

Вайшнава дас: Все происходит по воле случая. Даже карма, благочестивая деятельность, может совершаться неосознанно и случайно. Благодаря случаю индивидуальная душа, джива, впервые попадает в круговорот кармы. Хотя последователи карма-мимамсы описывают карму как не имеющую начала, тем не менее карма имеет “корень”, из которого она растет. Безразличие к Господу и есть то случайное событие, которое рождает изначальное семя кармы. Подобным образом, обретение вечного сукрити также может показаться случайным стечением обстоятельств. В “Шветашвара-Упанишад” (4.6–7) говорится:

самане врикше пурушо нимагно
нишайа шочати мухйаманах
джуштам йада пашйати анйам ишам
асйа махиманам ити вита-шоках

“Джива и Параматма располагаются на одном и том же дереве тела. Джива, привязанная к материальным чувственным удовольствиям, имеет исключительно телесные представления о жизни. Такая джива, сбитая с толку майей, не способна найти путь к освобождению и, пребывая в таком состоянии, бесконечно скорбит. Когда благодаря сукрити, накопленному в течение множества жизней, джива обретает милость Верховного Господа и Его чистых преданных, она, наконец, обращает свой взор к Всевышнему Господу, который находится на ветке того же дерева, тела. Тогда джива познает бесконечную славу Своего Господа и освобождается от всей скорби”. В “Шримад-Бхагаватам” (10.51.53) говорится:

бавапаварго бхрамато йада бхаведж
джанасйа тархи ачйута сат-самагамах
сат-сангамо йартхи тадаива сад-гатау
паравареше твайи джайате матих

“О Господь Ачьюта (Тот, Кто вечно пребывает в Своем изначальном духовном образе), джива блуждает в цикле рождений и смертей с незапамятных времен. Когда же приближается время ее освобождения из колеса самсары, она обретает общение с Твоими чистыми преданными. Благодаря такому общению в сердце дживы рождается влечение к Тебе, высшей цели всех святых, Верховному Повелителю материи и духа”.

Об этом же говорится в другом стихе “Шримад-Бхагаватам” (3.25.25):

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати

“В общении с чистыми преданными Господа человек обретает возможность узнать о Моих героических деяниях, услаждающих слух и радующих сердце. Постоянно наслаждаясь этими повествованиями, внимательно слушая и глубоко размышляя, он быстро обретает твердую веру, ведущую к привязанности и служению лотосным стопам Господа”.