Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами

Кришнадас Кавирадж Госвами — автор великого произведения «Чайтанья-чаритамрита» — о себе самом не оставил почти никаких сведений. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур пишет в своем предисловии к «Чайтанья-чаритамрите»: «Нам ничего не известно о родителях Кришнадаса, даже их имен. Некоторые события его жизни упоминаются в пятой главе «Ади-лилы», как, например, то, что родился он в деревне Джаматпура, расположенной в четырех милях к западу от Катвы, округ Бурдван. И по сей день в доме, где он жил, поклоняются его Божествам Гаура-Нитай, но, судя по всему, в нем не осталось никого, чьи предки были родственниками великого святого».

Путем сопоставления сведений, содержащихся в различных источниках, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур пришел к выводу, что Кришнадас родился примерно в 1520 г. и умер в 1616 или 1617 г. от РХ.

Предполагают, что Кришнадас родился в одной из каст высшего сословия, к которому принадлежали брахманы и врачи. Но к какой бы касте ни принадлежал вайшнав, он выше любых мирских условностей.

По прибытии во Вриндаван Кришнадас полностью погрузился в хари-катху и потерял всякий интерес к семейной жизни. Такое поведение свойственно тем, кто принадлежит к третьему и четвертому укладу жизни (ванапрастха исанньяси) и целиком посвятил себя преданному служению. «Чайтанья-чаритамрита» — произведение, написанное человеком, достигшим уровня парамахамсы, того, кто стоит выше всех четырех укладов варнашрамы. В своей духовной семье он известен как Кавирадж Госвами. Его духовный образ во Враджа-лиле — Ратнарекха Манджари или, согласно другим источникам, Кастури Манджари.

На страницах «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадас упоминает о своем брате, не называя его имени. Харидас Тхакур в «Гаудия-вайшнава-абхидхане» сообщает, что звали его Шьяма Дас Кавирадж.

Кришнадас видит во сне Нитьянанду Прабху

Прославляя в «Чайтанья-чаритамрите» Нитьянанду Прабху, Кришнадас описывает одно событие, повлиявшее на его дальнейшую жизнь. Однажды он устроил у себя в доме 24-часовой киртан, на который, среди прочих гостей, был приглашен любимый спутник Господа Нитьянанды, Минакетан Рама Дас, живший в Джаматпуре.

Минакетан был великим вайшнавом, постоянно воспевающим имя Нитьянанды Прабху и глубоко Ему преданным. Иногда, забывшись в экстазе, он мог стукнуть человека или даже ударить его своей флейтой. Духовные переживания, происходившие с ним во время киртана, так поразили присутствующих, что многие из них стали предлагать ему поклоны и оказывать знаки неподдельного уважения. Лишь Гунарнава Мишра, который принимал участие в празднестве в качестве пуджари, открыто не разделял всеобщего восхищения и благоговения. Такое поведение явно указывало на то, что у Гунарнавы Мишры не было веры в Нитьянанду Прабху. Рама Даса это вывело из себя, и он стал громко осуждать Мишру: «Вы только посмотрите! Это же второй Ромахаршан Сута, который не соизволил оказать почтение Балараму!» (Чайтанья-чаритамрита, 1.5.170)

Гунарнава Мишра был доволен, услышав в свой адрес порицания Рама Даса и, ничуть не смутившись, продолжал свое служение Божеству. Под конец праздника, когда Гунарнава Мишра ушел, брат Кришнадаса Кавираджа, Шьяма Дас, решил ответить на обвинения Рама Даса. Шьяма Дас верил и глубоко почитал Чайтанью Махапрабху, но не признавал Нитьянанду Прабху. Его возражения так глубоко ранили Рама Даса, что в порыве негодования он сломал свою флейту и выбежал из дома Кришнадаса. В результате этого происшествия, повлекшего за собой проклятие Шьяма Даса, тот должен был потерять всю свою преданность. Кришнадас Кавирадж принял в этом споре сторону спутника Нитьянанды Прабху и стал выговаривать брату: «Оба Они, Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху равны во всех отношениях. Если ты не принимаешь божественного положения Господа Нитьянанды, твоя духовная жизнь закончится крахом. Иметь веру в Одного и быть непочтительным с Другим так же неразумно, как покупать только ту половину курицы, что несет яйца. Лучше уж быть атеистом и отрицать божественность Обоих, чем таким святошей, как ты, который превозносит Одного и принижает Другого». (Чайтанья-чаритамрита, 1.5.175–7)

Господа очень трогает отношение преданных; Он придает огромное значение даже незначительному проявлению любви и привязанности, наделяя их в ответ всем, что они пожелают. Кришнадас пишет, что, став на сторону спутника и слуги Нитьянанды Прабху и отчитав своего брата, он обрел благословения Самого Нитьянанды. Нитай пришел ему во сне и велел отправляться во Вриндаван.

«О Кришна Дас! Оставь все сомнения и страхи. Иди во Вриндаван, ибо там ты достигнешь всего”. Сказав это, Он указал рукой в сторону Вриндавана и исчез в окружении Своих спутников». (Чайтанья-чаритамрита, 1.5.195–6).

В глубочайшем смирении Кришна Дас Кавирадж Госвами прославляет Нитьянанду Прабху: «Я более грешен, чем Джагай и Мадхай и ничтожнее червя, живущего в испражнениях. Тот, кто слышит мое имя, мгновенно теряет накопления благочестивой кармы, а кто произносит его, уже совершает грех. Есть ли в этом свете кто-нибудь милостивее Нитьянанды к такому отвратительному существу, как я? Нитьянанда — воплощение милости, Он настолько опьянен божественной любовью, что не может отличить грешного человека от праведного. Он проливает Свою милость на любого, кто склоняется к Его стопам. Только поэтому такой закоренелый грешник, как я, смог обрести его благословения». (Чайтанья-чаритамрита, 1.5.205–9)

Кришна Дас описывает последние деяния Господа

Без милости Вишну и вайшнавов невозможно описать их славы. Именно поэтому каждую главу «Чайтанья-чаритамриты» Кришна Дас Кавирадж Госвами начинает призывом к Махапрабху и Его спутникам, таким как Нитьянанда Прабху и Адваита Ачарья, завершая мольбой о служении стопам Рупы и Рагхунатхи Госвами. Так он показывает, как важно избегать любого проявления неуважения к вайшнаву.

«Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху воистину чудесны и притягательны. В изложении Вриндавана Даса Тхакура они становятся подобны потоку нектара. Пытаться поведать о них вновь — значит прослыть самонадеянным невеждой, ибо мои силы ничтожны в сравнении с тем даром, которым наделил его Господь. Мои попытки сведутся к невыразительному пересказу тех событий, которые уже полно и красочно описал Вриндаван Дас в «Чайтанья-мангале». В своей книге я постараюсь осветить только те события и факты, о которых он лишь кратко упоминает. Поэтому я предлагаю свои почтительные поклоны лотосным стопам Вриндавана Даса Тхакура, моля о том, чтобы своим поступком не нанести им оскорбления». (Чайтанья-чаритамрита, 2.4.5–9).

«Подобно тому, как Вьясадев описал деяния Господа Кришны, Тхакур Вриндаван Дас описал деяния Господа Чайтаньи. Миллионы раз я склоняюсь в поклоне к лотосным стопам Вриндавана Даса Тхакура, своим произведением освободившим всю вселенную». (Чайтанья-чаритамрита, 1.8.35,40).

«Вриндаван Дас — признанный биограф Шри Чайтаньи Махапрабху, равный Шриле Вьясадеву. То, как он описывает деяния Господа, делает их еще более восхитительными. Поскольку он не желал, чтобы его творение было слишком объемным, он не включил в него некоторые события. Я постараюсь в меру своих сил заполнить эти пробелы». (Чайтанья-чаритамрита, 1.13.48–9).

Прежде чем приступить к изложению лил Махапрабху, Вриндаван Дас Тхакур составил подробный план будущего произведения. Но описание деяний Нитьянанды так захватило его, что часть задуманного так и осталась незавершенной. Преданные Махапрабху, обеспокоенные тем, что эта часть лил Господа может быть со временем забыта, обратились к Кришнадасу Кавираджу с просьбой представить полное изложение событий. Кришна Дас пришел к Божеству Мадана Мохана и стал просить позволения выполнить просьбу бхакт. На глазах у всех находящихся в Храме членов Гаудия общины во Вриндаване, гирлянда Божества упала с Его шеи. Пуджари Мадана Мохана взял гирлянду и надел ее на грудь Кришна Даса. Приняв ее как символ согласия и благословения Божества, Кришна Дас приступил к жизнеописанию Господа. Так, в великом смирении он писал: «Чайтанья-чаритамриту» диктует мне Мадана Мохан. Мое перо послушно Его воле, словно марионетка, чьими движениями управляет рука кукловода». (Чайтанья-чаритамрита, 1.8.78–9).

Во время работы над «Чайтанья-чаритамритой» Кришна Дас использовал заметки Сварупы Дамодара, которые хранил в памяти Рагхунатх Дас Госвами. Вот, что говорит об этом Шрила Бхактивинода Тхакур: «Шри Сварупа Дамодар Госвами написал на санскрите стихи о последних деяниях Махапрабху. Он велел Рагхунатху запомнить их и проповедовать по всему миру. Больше эти стихи нигде не приводятся. «Чайтанья-чаритамрита» — это суть записей, оставленных Сварупой Дамодаром».

«Хотя я — ничего не значащее существо, с благословения Шри Чайтаньи Махапрабху, я постарался кратко изложить на бумаге все, что написал об играх Господа Сварупа Дамодар, а также все то, что я услышал из уст Рагхунатхи Даса». (Чайтанья-чаритамрита, 3.3.267–68).

Слава имени, образа, качеств и деяний Господа Чайтаньи Махапрабху проявились в сердце Кришна Даса Кавираджа, и он запечатлел ее на страницах «Чайтанья-чаритамриты». Он сам неоднократно признавался в ней: «Я уже стар и немощен. Мои руки дрожат, а память все чаще изменяет мне. Я почти слеп и глух, но я пишу, и это — великое чудо». (Чайтанья-чаритамрита, 2.2.89–90).

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды в кругу своих учеников прославлял величие «Чайтаньи-чаритамриты», он сказал: «Если бы все книги на свете вдруг исчезли и на земле остались бы только «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита», люди все равно смогли бы достичь своего высшего предназначения. И даже если бы исчезла «Шримад-Бхагаватам Пурана», но осталась «Чайтанья-чаритамрита», в этом тоже не было бы большой потери для человечества, потому что в последней явлено то, что скрыто в первой. Высшая Абсолютная Истина — Шри Чайтанья Махапрабху, образ Которого есть божественное единение Радхи и Кришны. «Чайтанья-чаритамрита» есть Его звуковое воплощение. Можно ли после этого усомниться в духовном величии этого трансцендентного произведения?"

Кришнадас был удостоен титула Кавирадж, что значит «царь среди поэтов». Все вайшнавы единодушно почитают его как лучшего среди последователей Рупы Госвами.