Брахмаджьоти — различия между версиями
Строка 27: | Строка 27: | ||
{{конец цитаты|Книга [[Наши Учителя Часть 2. Ачарьи современности. Глава 3. Шрила Говинда Махарадж]]}} | {{конец цитаты|Книга [[Наши Учителя Часть 2. Ачарьи современности. Глава 3. Шрила Говинда Махарадж]]}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | {{начало цитаты}} | ||
+ | Материя не является независимой от духа. В брахмаджьоти души покоятся как граничная энергия — бесчисленные множества духовных лучиков, электронов сознания. Сознание предполагает свободу выбора. Крошечная частица сознания обладает незначительной свободой выбора, и те дживы, которые распорядились ею неправильно, пришли искать счастья в материальном мире. Они отказались подчиниться Всевышнему и попытались установить собственную власть. С такой склонностью господствовать джива вступает в мир эксплуатации. В Бхагавад-гите (7.27) сказано: | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | इच्छाद्वेषसमुत्थेन द्वन्द्वमोहेन भारत । | ||
+ | सर्वभूतानि संमोहं सर्गे यान्ति परन्तप ॥ | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | иччха̄-двеш̣а самуттхена,
двандва-мохена бха̄рата
| ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | сарва-бхӯта̄ни мам̇мохам̇,
сарге йа̄нти парантапа | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | «В дживе проявляются два изначальных желания: неприязнь и привязанность. Душа, оказавшаяся в их власти, все глубже и глубже увязает в материальном существовании». Сначала неприязнь и привязанность подобны двум пробивающимся росткам. Со временем они прорастают и все больше завлекают нас в мир материи. | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | Покинув мир эксплуатации, душа может вернуться в свое прежнее положение частицы духа в брахмаджьоти. Та же душа, которая прониклась духом преданности, не останется в брахмаджьоти, а пройдет сквозь него и отправится на Вайкунтху. | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | Почему душа пришла в мир эксплуатации, а не в мир преданности? Причину следует искать в ее природе, сущность которой — свобода выбора. Выбор был свободным. Это подтверждается в Бхагавад-гите (5.14): | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | न कर्तृत्वं न कर्माणि लोकस्य सृजति प्रभुः । | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | न कर्मफलसंयोगं स्वभावस्तु प्रवर्तते ॥ | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | на картр̣твам̇ на карма̄ни,
локасйа ср̣джати прабхух̣
на | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | карма-пхала-сам̇йогам,
свабха̄вас ту правартате | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | «Только сама душа повинна в том, что оказалась в мире эксплуатации. Ответственность лежит на ней. Господь позволил ей исполнить ее желания». Кришна говорит, что душа вошла в темницу материального мира по собственной воле. Душа обладает сознанием, а обладать сознанием значит обладать свободой. | ||
+ | <br/> | ||
+ | <br/> | ||
+ | Поскольку душа очень мала, ее свобода также ничтожна. Одни души делают свой выбор и приходят в материальный мир, а другие направляются в мир духовный. Они делают этот выбор сами. | ||
+ | |||
+ | {{конец цитаты|Книга [[Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности Глава 4. Происхождение души]]}} | ||
== Красивая ссылка на страницу Брахмаджьоти == | == Красивая ссылка на страницу Брахмаджьоти == |
Версия 12:07, 2 ноября 2015
Брахмаджьоти — безличный Брахман как духовное сияние трансцендентного личностного образа Господа, цель майявади.
— Книга Шри Шри Прапанна-дживанамритам "Словарь имен и терминов" / Б
Брахмаджьоти, однородная пограничная сфера, — источник бесконечного числа джив, душ, крошечных духовных частиц, представляющих собой нерасчлененную массу. Брахмаджьоти — это лучи, исходящие от трансцендентного облика Господа. Джива, душа — атом в этом сиянии. Брахмаджьоти состоит из бесчисленных атомов-джив.
Как правило, души исходят из брахмаджьоти. Оно постоянно изменяется и растет. Равновесие нарушается, и дживы приходят в движение. Однородная масса разделяется. Так из единого сознания появляются индивидуальные частицы. Поскольку джива обладает сознанием, у нее есть свобода выбора. Дживы выбирают, куда им идти: либо в сторону эксплуатации, либо в сторону преданности.
Кришна бхули сеи джива анади бахирмукха. Анади означает «карма, не имеющая начала». Выбрав мир эксплуатации, мы тут же попадаем под влияние времени, пространства и ума. Мы запутываемся среди действий и их последствий, займов и расплат. Приходим, чтобы стать господами, а становимся неудачниками. Жители Голоки и Вайкунтхи тоже приходят в пределы брахманды, материальной вселенной, но это всего лишь игра, лила. Они приходят из высшего мира только для того, чтобы принять участие в играх Господа, а затем возвращаются обратно. Обычные же души приходят сюда из сферы брахмаджьоти.
Попав в материальный мир, душа сначала занимает пост Брахмы. Затем карма может привести ее в тело животного, например, тигра, и у нее разовьется соответствующее сознание. Она может принять тело дерева, растения или другого существа. Так она вовлекается в череду действий и их последствий.
Вопросы о том, когда и как все это происходит, чрезвычайно сложны, и обсуждать их нет особого смысла. Нас интересует самое главное: как в чистом сознании зарождается представление о материи.
— Книга Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности Глава 4. Происхождение души
В Брахмане, Своем безличном аспекте брахмаджьоти, в котором необычайно маленькие частички Бхагавана, дживы, теряют свою индивидуальность.
— Книга Наши Учителя Часть 2. Ачарьи современности. Глава 3. Шрила Говинда Махарадж
Материя не является независимой от духа. В брахмаджьоти души покоятся как граничная энергия — бесчисленные множества духовных лучиков, электронов сознания. Сознание предполагает свободу выбора. Крошечная частица сознания обладает незначительной свободой выбора, и те дживы, которые распорядились ею неправильно, пришли искать счастья в материальном мире. Они отказались подчиниться Всевышнему и попытались установить собственную власть. С такой склонностью господствовать джива вступает в мир эксплуатации. В Бхагавад-гите (7.27) сказано:
इच्छाद्वेषसमुत्थेन द्वन्द्वमोहेन भारत । सर्वभूतानि संमोहं सर्गे यान्ति परन्तप ॥
иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата
сарва-бхӯта̄ни мам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа
«В дживе проявляются два изначальных желания: неприязнь и привязанность. Душа, оказавшаяся в их власти, все глубже и глубже увязает в материальном существовании». Сначала неприязнь и привязанность подобны двум пробивающимся росткам. Со временем они прорастают и все больше завлекают нас в мир материи.
Покинув мир эксплуатации, душа может вернуться в свое прежнее положение частицы духа в брахмаджьоти. Та же душа, которая прониклась духом преданности, не останется в брахмаджьоти, а пройдет сквозь него и отправится на Вайкунтху.
Почему душа пришла в мир эксплуатации, а не в мир преданности? Причину следует искать в ее природе, сущность которой — свобода выбора. Выбор был свободным. Это подтверждается в Бхагавад-гите (5.14):
न कर्तृत्वं न कर्माणि लोकस्य सृजति प्रभुः ।
न कर्मफलसंयोगं स्वभावस्तु प्रवर्तते ॥
на картр̣твам̇ на карма̄ни, локасйа ср̣джати прабхух̣ на
карма-пхала-сам̇йогам, свабха̄вас ту правартате
«Только сама душа повинна в том, что оказалась в мире эксплуатации. Ответственность лежит на ней. Господь позволил ей исполнить ее желания». Кришна говорит, что душа вошла в темницу материального мира по собственной воле. Душа обладает сознанием, а обладать сознанием значит обладать свободой.
Поскольку душа очень мала, ее свобода также ничтожна. Одни души делают свой выбор и приходят в материальный мир, а другие направляются в мир духовный. Они делают этот выбор сами.— Книга Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности Глава 4. Происхождение души