Апракрита — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
{{конец цитаты|Книга [[Жемчужины духовной мудрости]] / [[04. Вриндаван - жить одной семьей с Богом]] / [[Отношения с Господом в образе, подобном человеческому, занимают наивысшее положение #01:06:11#]]}}
 
{{конец цитаты|Книга [[Жемчужины духовной мудрости]] / [[04. Вриндаван - жить одной семьей с Богом]] / [[Отношения с Господом в образе, подобном человеческому, занимают наивысшее положение #01:06:11#]]}}
  
 +
'''Вриндаван'''
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
  Во Вриндаване, обители Кришны, Безграничный более всего приближается к ограниченным существам. Это измерение бытия именуется апракрита [«подобное материальному миру»]. Уникальная черта обитателей этого высшего из планов сознания заключается в том, что они не чувствуют, что находятся в царстве Бога. Слово „апракрита“ означает, что Бесконечный столь близок к Своим крохотным частицам, что кажется одной из них. Любовь устраняет различия между великим и малым, высоким и низким. В таких отношениях практически невозможно помнить о Его безграничном величии.
 
  Во Вриндаване, обители Кришны, Безграничный более всего приближается к ограниченным существам. Это измерение бытия именуется апракрита [«подобное материальному миру»]. Уникальная черта обитателей этого высшего из планов сознания заключается в том, что они не чувствуют, что находятся в царстве Бога. Слово „апракрита“ означает, что Бесконечный столь близок к Своим крохотным частицам, что кажется одной из них. Любовь устраняет различия между великим и малым, высоким и низким. В таких отношениях практически невозможно помнить о Его безграничном величии.
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина Мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_v/ Словарь имен и терминов]}}
 
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина Мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_v/ Словарь имен и терминов]}}
 +
 +
{{начало цитаты}}
 +
Вриндавaн, наивысший уровень Божественного, — это ступень сознания. Выше Вайкунтхи, сферы благоговейного трепета и почтения, находится Вриндаван — земля непринужденности и божественной любви. Уникальная черта обитателей этого высшего из миров сознания заключается в том, что они не чувствуют, что находятся в царстве Бога. Это апракрита — сверхмирской уровень.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху]/ [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/tragediya-razluki/ Трагедия разлуки]}}
  
 
'''Пять уровней знания'''
 
'''Пять уровней знания'''
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
Итак, существует пять уровней ученых-гьяни: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа и апракрита».  
+
Итак, существует пять уровней ученых-гьяни: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа и апракрита.
 +
 
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/ Наши Учителя] / [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_2_achari_sovremennosti/ Часть 2. Ачарьи современности] /[http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_2_achari_sovremennosti/glava_3_shrila_govinda_makharadzh/ Глава 3. Шрила Говинда Махарадж] / [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_2_achari_sovremennosti/glava_3_shrila_govinda_makharadzh/on-proslavit-vashe-imya/ Он прославит Ваше имя]}}
 +
 
 +
{{начало цитаты}}
 +
Знание можно подразделить на пять категорий. Низшее знание — это то, которое мы приобретаем посредством чувств. Оно называется пратьякша. Это первая ступень. Следующая, более высокая ступень знания — это знание, которое мы получили не с помощью собственного чувственного опыта, а путем обобщения опыта других (парокша). Например, ученые обладают каким-то опытом, и мы получаем знание из их находок и открытий.
  
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/ Наши Учителя]/ [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_2_achari_sovremennosti/ Часть 2. Ачарьи современности]/[http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_2_achari_sovremennosti/glava_3_shrila_govinda_makharadzh/ Глава 3. Шрила Говинда Махарадж]/ [http://saraswati.pro/books/nashi_uchitelya/chast_2_achari_sovremennosti/glava_3_shrila_govinda_makharadzh/on-proslavit-vashe-imya/ Он прославит Ваше имя]}
+
Третья ступень — это знание, превосходящее человеческий опыт (апарокша). Ему соответствует состояние, напоминающее глубокий сон. Проснувшись, мы говорим: «Я хорошо выспался — сон был очень крепкий». Но когда мы погружены в глубокий сон без сновидений, то не сознаем этого состояния. Пробуждаясь от такого сна, мы как-то описываем этот опыт, но все это очень смутно. Такова апарокша — смутный, неясный опыт, когда субъект и материальный объект соединяются, и материальный объект исчезает в субъекте. Именно до этой точки объясняет постепенное развитие сознания великий пропагандист имперсонализма Шанкарачарья.
  
 +
С другой стороны, великий преданный-ученый Рамaнуджaчaрья, равно как и другие вайшнавские ачарьи, полагают, что выше этого существует еще одна, четвертая ступень. Этот уровень называется адхокшаджа, трансцендентный, или тот, который недосягаем для чувств, будь то грубых или тонких. Мы можем получить опыт этого мира только если он по собственной свободной воле низойдет на наш грубый уровень осознания. Если он устранится, то нам не на что надеяться, — нам его не найти. Нельзя заявить, что Абсолютная Истина находится под контролем нашего знания. Подобные оценки были бы вздорны. Она независима. Она может низойти по собственной свободной воле, и тогда мы получим опыт высшего царства, но стоит ей самоотстраниться, и мы теряем все — мы ничего уже не можем сделать. Мы можем плакать и молиться, но нам не войти туда силой, опираясь на собственные возможности. Таков четвертый уровень сознания, и он велик, всемогущ и всевдохновляющ. Мы можем получить опыт этого мира, известного как Вайкунтха — безграничная духовная область благоговейного трепета и мощи, только если он сам нам откроется.
 +
 +
Таков уровень адхокшаджа. Итак, существует пратьякша — непосредственное чувственное восприятие, затем парокша — познание через опыт других, затем апарокша — отрицательный уровень смутного сознания, и, наконец, четвертая ступень — адхокшаджа. Мы находимся как бы под землей. Истинное знание выше, на поверхности, вне нашего опыта. Если мы пробъемся сквозь толщу многочисленных завес, скрывающих от нас Реальность, то соприкоснемся с иным уровнем сознания — это и есть адхокшаджа. Aхокшаджaм индрийам̇ джн̃а̄нaм̇: aдхокшаджa означает высшее знание, способное силой ворваться в мир нашего чувственного опыта. Это трансцендентное, сверхразумное знание есть четвертая ступень знания. Этот уровень во всех отношениях отличен от нашего. Он никоим образом не похож на этот мир.
 +
 +
Но благодаря «Шримад-Бхагаватам» и Шри Чайтанье Махапрабху мы узнаем, что существует и пятый уровень, который очень напоминает материальный мир, и в то же время не материален. Он называется апракритан̃. Это Голока. Такой всесовершенной теистической концепции соответствует только царство Кришны. Главное проявление Абсолюта должно иметь связь даже с низшим уровнем материального творения — оно должно быть способно гармонизировать худшую часть иллюзорного мира. Оно известно как апракрита — надмирное. Вступить в это наивысшее царство можно только через божественную любовь.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху]/ [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/tragediya-razluki/ Трагедия разлуки]}}
 +
 +
'''Апракрита-раса (надмирные игры)'''
 +
{{начало цитаты}}
 +
Суть, выраженная в десяти главах этой святой книги "Шри Шри Прапанна-дживанамритам", способна вдохнуть жизнь и дать новые силы предавшимся душам. Эта та нектарная пища, что способствует их вечному росту и развитию. Это исцеляющий бальзам для сердец и духовных чувств, дарующий счастье высших взаимоотношений посредством проявления всеувеличивающихся и вечно новых Блаженнодеяний Надмирного Бытия (апракрита-раса).
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/ Шри Шри Прапанна-дживанамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/glava-1-vstuplenie-predvestie-nektara/ Глава 1. Вступление. Предвестие нектара]}}
 +
 +
'''Апракрита-кама (нематериальное желание)'''
 +
{{начало цитаты}}
 +
Смысл выражения джйотӣ-рӯпен̣а мануна̄ состоит в том, что духовный смысл открывается в мантре; при связывании его с нематериальным желанием (апракрита-камой) чистой любви к Кришне, жизнь человека, последовательно продолжающего такое служение, насыщается высшим восторгом блаженства божественной любви (премананда-махананда-расой). Эти вечные, полные любви и радости игры вечно сияют на Голоке.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_brakhma_samkhita/ Шри Брахма-самхита] / [http://saraswati.pro/books/shri_brakhma_samkhita/stikh-3/ Стих 3]}}
 +
 +
'''Апра̄кр̣та-рати (влечение к надмирному)'''
 +
{{начало цитаты}}
 +
Пускай писания говорят о том, что им надлежит говорить (согласно различным разделам), а искушенные логики толкуют их как пожелают. Что же касается меня, то сладчайший нектар лотосных стоп Шри Чаитаньячандры это моя жизнь и душа. (16)
 +
 +
[Шри Прабодхананда Сарасвати]
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/ Шри Шри Прапанна-дживанамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/glava-3-prinyatie-blagopriyatnogo/ Глава 3. Принятие Благоприятного]}}
 +
 +
 +
'''Служение (надмирным [апракрита]) желаниям прекрасного и всемовершенного Бога Любви'''
 +
{{начало цитаты}}
 +
В писаниях повсюду говорится о природе Святого Имени, но самое главное сказал Шрила Рупа Госвами. Он привел цитату из «Падма-пураны»: атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣. Наши органы чувств, физические или психические, не способны соприкоснуться с запредельным. Имя нематериально (апракрита), его природа — Вайкунтха — вне любых ограничений (кунтха). Оно принадлежит к духовной, сверхчувственной сфере. Поэтому наше воображение, логическое мышление, ум и наши органы чувств не могут воспринять то, что связано с Кришной, Его Именем, обликом, качествами и деяниями. Но когда мы проникнемся духом служения, Кришна Сам, по Своей воле, снизойдет к нам.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/poisk_shri_krishny// Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности] / [http://saraswati.pro/books/poisk_shri_krishny/glava_11_sluzhenie_svyatomu_imeni/ Глава 11. Служение Святому Имени]/ [http://saraswati.pro/books/poisk_shri_krishny/glava_11_sluzhenie_svyatomu_imeni/kachestvo-gorazdo-vazhnee-chem-kolichestvo-2/ Качество гораздо важнее, чем количество]}}
 +
 +
{{начало цитаты}}
 +
«Стань Моим преданным и отдай Мне своё сердце. Не относись ко Мне так, как это делают карма-, джнана- и дхйана-йоги. Приноси каждое свое усилие в жертву Мне, Верховной Личности Бога. Я обещаю, что тогда ты непременно обретешь служение Мне Самому – олицетворенной Истине, Любви и Красоте. Я поведал тебе об этой трансцендентной чистой преданности лишь потому, что ты Мой самый дорогой друг.» (30)
 +
 +
[Б-г. 18.65]
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/ Шри Шри Прапанна-дживанамритам] / [http://saraswati.pro/books/shri_shri_prapanna_dzhivanamritam/glava-9-nektar-slov-gospoda/ Глава 9. Нектар Слов Господа]}}
 +
 +
'''Значение слова'''
 +
{{начало цитаты}}
 +
Слово апракрита, употребленное здесь, в оригинале пишется а̄пра̄кр̣та, и его следует отличать от апра̄кр̣та — «нематериальный». Долгое а в начале слова указывает на наличие какого-л. признака, его избыточность и т.п. Таким образом а̄пра̄кр̣та значит примерно «подобный материальному, совсем как материальный» и т.п.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/ Золотой вулкан божественной любви] / [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/ Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху]/ [http://saraswati.pro/books/zolotoy_vulkan_bozhestvennoy_lyubvi/chast_i_zhizn_shri_chaytani_makhaprabkhu/tragediya-razluki/ Трагедия разлуки]}}
  
 
== Красивая ссылка на страницу Апракрита ==
 
== Красивая ссылка на страницу Апракрита ==

Версия 14:30, 13 декабря 2015

Апракрита — высший уровень бытия.

— Книга Жемчужины духовной мудрости / 04. Вриндаван - жить одной семьей с Богом / Отношения с Господом в образе, подобном человеческому, занимают наивысшее положение #01:06:11#

Вриндаван

Во Вриндаване, обители Кришны, Безграничный более всего приближается к ограниченным существам. Это измерение бытия именуется апракрита [«подобное материальному миру»]. Уникальная черта обитателей этого высшего из планов сознания заключается в том, что они не чувствуют, что находятся в царстве Бога. Слово „апракрита“ означает, что Бесконечный столь близок к Своим крохотным частицам, что кажется одной из них. Любовь устраняет различия между великим и малым, высоким и низким. В таких отношениях практически невозможно помнить о Его безграничном величии.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина Мудрости Востока / Словарь имен и терминов

Вриндавaн, наивысший уровень Божественного, — это ступень сознания. Выше Вайкунтхи, сферы благоговейного трепета и почтения, находится Вриндаван — земля непринужденности и божественной любви. Уникальная черта обитателей этого высшего из миров сознания заключается в том, что они не чувствуют, что находятся в царстве Бога. Это апракрита — сверхмирской уровень.

— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху/ Трагедия разлуки

Пять уровней знания

Итак, существует пять уровней ученых-гьяни: пратьякша, парокша, апарокша, адхокшаджа и апракрита.

— Книга Наши Учителя / Часть 2. Ачарьи современности /Глава 3. Шрила Говинда Махарадж / Он прославит Ваше имя

Знание можно подразделить на пять категорий. Низшее знание — это то, которое мы приобретаем посредством чувств. Оно называется пратьякша. Это первая ступень. Следующая, более высокая ступень знания — это знание, которое мы получили не с помощью собственного чувственного опыта, а путем обобщения опыта других (парокша). Например, ученые обладают каким-то опытом, и мы получаем знание из их находок и открытий.

Третья ступень — это знание, превосходящее человеческий опыт (апарокша). Ему соответствует состояние, напоминающее глубокий сон. Проснувшись, мы говорим: «Я хорошо выспался — сон был очень крепкий». Но когда мы погружены в глубокий сон без сновидений, то не сознаем этого состояния. Пробуждаясь от такого сна, мы как-то описываем этот опыт, но все это очень смутно. Такова апарокша — смутный, неясный опыт, когда субъект и материальный объект соединяются, и материальный объект исчезает в субъекте. Именно до этой точки объясняет постепенное развитие сознания великий пропагандист имперсонализма Шанкарачарья.

С другой стороны, великий преданный-ученый Рамaнуджaчaрья, равно как и другие вайшнавские ачарьи, полагают, что выше этого существует еще одна, четвертая ступень. Этот уровень называется адхокшаджа, трансцендентный, или тот, который недосягаем для чувств, будь то грубых или тонких. Мы можем получить опыт этого мира только если он по собственной свободной воле низойдет на наш грубый уровень осознания. Если он устранится, то нам не на что надеяться, — нам его не найти. Нельзя заявить, что Абсолютная Истина находится под контролем нашего знания. Подобные оценки были бы вздорны. Она независима. Она может низойти по собственной свободной воле, и тогда мы получим опыт высшего царства, но стоит ей самоотстраниться, и мы теряем все — мы ничего уже не можем сделать. Мы можем плакать и молиться, но нам не войти туда силой, опираясь на собственные возможности. Таков четвертый уровень сознания, и он велик, всемогущ и всевдохновляющ. Мы можем получить опыт этого мира, известного как Вайкунтха — безграничная духовная область благоговейного трепета и мощи, только если он сам нам откроется.

Таков уровень адхокшаджа. Итак, существует пратьякша — непосредственное чувственное восприятие, затем парокша — познание через опыт других, затем апарокша — отрицательный уровень смутного сознания, и, наконец, четвертая ступень — адхокшаджа. Мы находимся как бы под землей. Истинное знание выше, на поверхности, вне нашего опыта. Если мы пробъемся сквозь толщу многочисленных завес, скрывающих от нас Реальность, то соприкоснемся с иным уровнем сознания — это и есть адхокшаджа. Aхокшаджaм индрийам̇ джн̃а̄нaм̇: aдхокшаджa означает высшее знание, способное силой ворваться в мир нашего чувственного опыта. Это трансцендентное, сверхразумное знание есть четвертая ступень знания. Этот уровень во всех отношениях отличен от нашего. Он никоим образом не похож на этот мир.

Но благодаря «Шримад-Бхагаватам» и Шри Чайтанье Махапрабху мы узнаем, что существует и пятый уровень, который очень напоминает материальный мир, и в то же время не материален. Он называется апракритан̃. Это Голока. Такой всесовершенной теистической концепции соответствует только царство Кришны. Главное проявление Абсолюта должно иметь связь даже с низшим уровнем материального творения — оно должно быть способно гармонизировать худшую часть иллюзорного мира. Оно известно как апракрита — надмирное. Вступить в это наивысшее царство можно только через божественную любовь.

— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху/ Трагедия разлуки

Апракрита-раса (надмирные игры)

Суть, выраженная в десяти главах этой святой книги "Шри Шри Прапанна-дживанамритам", способна вдохнуть жизнь и дать новые силы предавшимся душам. Эта та нектарная пища, что способствует их вечному росту и развитию. Это исцеляющий бальзам для сердец и духовных чувств, дарующий счастье высших взаимоотношений посредством проявления всеувеличивающихся и вечно новых Блаженнодеяний Надмирного Бытия (апракрита-раса).

— Книга Шри Шри Прапанна-дживанамритам / Глава 1. Вступление. Предвестие нектара

Апракрита-кама (нематериальное желание)

Смысл выражения джйотӣ-рӯпен̣а мануна̄ состоит в том, что духовный смысл открывается в мантре; при связывании его с нематериальным желанием (апракрита-камой) чистой любви к Кришне, жизнь человека, последовательно продолжающего такое служение, насыщается высшим восторгом блаженства божественной любви (премананда-махананда-расой). Эти вечные, полные любви и радости игры вечно сияют на Голоке.

— Книга Шри Брахма-самхита / Стих 3

Апра̄кр̣та-рати (влечение к надмирному)

Пускай писания говорят о том, что им надлежит говорить (согласно различным разделам), а искушенные логики толкуют их как пожелают. Что же касается меня, то сладчайший нектар лотосных стоп Шри Чаитаньячандры это моя жизнь и душа. (16)

[Шри Прабодхананда Сарасвати]

— Книга Шри Шри Прапанна-дживанамритам / Глава 3. Принятие Благоприятного


Служение (надмирным [апракрита]) желаниям прекрасного и всемовершенного Бога Любви

В писаниях повсюду говорится о природе Святого Имени, но самое главное сказал Шрила Рупа Госвами. Он привел цитату из «Падма-пураны»: атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди на бхавед гра̄хйам индрийаих̣. Наши органы чувств, физические или психические, не способны соприкоснуться с запредельным. Имя нематериально (апракрита), его природа — Вайкунтха — вне любых ограничений (кунтха). Оно принадлежит к духовной, сверхчувственной сфере. Поэтому наше воображение, логическое мышление, ум и наши органы чувств не могут воспринять то, что связано с Кришной, Его Именем, обликом, качествами и деяниями. Но когда мы проникнемся духом служения, Кришна Сам, по Своей воле, снизойдет к нам.

— Книга Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности / Глава 11. Служение Святому Имени/ Качество гораздо важнее, чем количество

«Стань Моим преданным и отдай Мне своё сердце. Не относись ко Мне так, как это делают карма-, джнана- и дхйана-йоги. Приноси каждое свое усилие в жертву Мне, Верховной Личности Бога. Я обещаю, что тогда ты непременно обретешь служение Мне Самому – олицетворенной Истине, Любви и Красоте. Я поведал тебе об этой трансцендентной чистой преданности лишь потому, что ты Мой самый дорогой друг.» (30)

[Б-г. 18.65]

— Книга Шри Шри Прапанна-дживанамритам / Глава 9. Нектар Слов Господа

Значение слова

Слово апракрита, употребленное здесь, в оригинале пишется а̄пра̄кр̣та, и его следует отличать от апра̄кр̣та — «нематериальный». Долгое а в начале слова указывает на наличие какого-л. признака, его избыточность и т.п. Таким образом а̄пра̄кр̣та значит примерно «подобный материальному, совсем как материальный» и т.п.

— Книга Золотой вулкан божественной любви / Часть I. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху/ Трагедия разлуки

Красивая ссылка на страницу Апракрита

http://saraswati.pro/wiki/Aprakrita