Пураны — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{начало цитаты}} '''Пураны''' — от санскритского пурана — «древний», т. е. «древние сказани…»)
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 23: Строка 23:
 
См. также <«Шримад-Бхагаватам» .
 
См. также <«Шримад-Бхагаватам» .
  
{{конец цитаты|Книга [[ "Словарь имен и терминов"/ А]]}}
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_p/ Словарь имен и терминов: П]}}
 +
 
 +
== Красивая ссылка на страницу Пураны ==
 +
http://saraswati.pro/wiki/Purany
  
 
[[Категория:ШЧСМ]]
 
[[Категория:ШЧСМ]]
[[Категория:Вайшнавские термины]]
 

Текущая версия на 08:10, 18 декабря 2016

Пураны — от санскритского пурана — «древний», т. е. «древние сказания». Летописи Вселенной, повествующие о деяниях и учении царей, святых, богов и аватаров. Пураны — это мудрость Вед, проиллюстрированная историческими свидетельствами. В Пуранах сокровенный смысл четырех Вед и Упанишад (шрути) разъясняется на примерах жизни различных персонажей. Также эпический стиль Пуран является наиболее подходящим для изложения учения о Бхагаване (личностном аспекте Абсолюта) и аватарах. В «Махабхарате» (Ади-парва, 1.267) и «Ману-самхите» утверждается: «Без изучения Пуран знание Вед не считается полным» («Таттва-сандарбха», 12.2). Также сказано: «Если, зная четыре Веды и Упанишады, брáхман слаб в знании Пуран, то его нельзя назвать просвещенным» («Падма-пурана», 1.2.51,52). Исходя из учения о том, что Пураны раскрывают и дополняют смысл Вед, дается и богословское толкование слова «пурана»: «Слово „пурана“ происходит от слова „пӯран̣а“ („завершение, дополнение до целого“ в значении „полное, целостное знание“)» («Таттва-сандарбха», 12.2).

Основные Пураны, которых насчитывается восемнадцать, делятся на три большие группы по шесть, согласно гунам материального мира. Эта классификация приведена в самих Пуранах («Падма-пурана», Уттара-кханда, 236.18–21; «Матсья-пурана», 53.65,68,69). Шесть саттвика-пуран в гуне добродетели — это высший уровень (например, «Вишну-пурана», «Гаруда-пурана»). Бхагавад-гита (14.17) утверждает: «Из гуны благости рождается знание» (саттва̄т сан̃джа̄йате джн̃а̄нам̇). В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.24) также сказано: «Пребывая в гуне благости, можно осознать Абсолютную Истину» (саттвам̇ йад брахма-дарш́анам). Эти цитаты доказывают, что для постижения духовного знания лучше подходят Пураны и другие писания в гуне благости. Шесть раджасика-пуран в гуне страсти — это средний уровень (например, «Бхавишья-пурана», «Брахма-вайварта-пурана»); и шесть тамасика-пуран в гуне невежества (например, «Шива-пурана», «Линга-пурана») — низший уровень.

Писания уровня саттвика прославляют преимущественно Вишну, уровня раджасика — Брахму, уровня тамасика — Шиву и его супругу Дургу (Майю, Кали). Поклонение определенной группы последователей тамасических писаний, шактов, — это поклонение Майе в различных образах: Дурги и Кали. Но Бхагавад-гита (7.14) призывает поклоняться не иллюзии, а Повелителю иллюзии, Кришне. В Пуранах, пребывающих в страсти и невежестве, может также упоминаться поклонение богам материального мира, которое осуждается в Бхагавад-гите (9.21, 7.23 и др.).

Как утверждается в «Матсья-пуране» (53.65,68,69): «Исторический текст является Пураной, если он обладает пятью отличительными признаками; в противном случае это акхьяна [обычное эпическое произведение]». «Пять отличительных признаков» — это пять тем, которые должны рассматриваться в тексте, чтобы он имел право именоваться Пураной: (1) сарга — сотворение вселенной; (2) пратисарга — второстепенные творения, повторное творение после разрушения; (3) вамша — генеалогия богов и мудрецов; (4) манвантара — сотворение человеческой расы; (5) вамшанучаритам — истории царских династий.

В «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пуране»), который именуют «зрелым плодом ведического знания», рассматриваются десять тем: (1) сарга — первичное творение вселенной (на тонком уровне); (2) висарга — вторичное творение при помощи Брахмы; (3) стхана — поддержание творения; (4) тошана — покровительство Бога; (5) утайа — движущая сила творения; (6) манвантара — деятельность Ману, прародителей человечества; (7) иша-анукатха — повествования о Боге; 8) ниродха — разрушение бренного материального мира; 9) мукти — освобождение от материи; 10) ашрайа — высшее прибежище в Кришне.

«Шримад-Бхагаватам» — наиболее возвышенная из Пуран. Сам Вьясадева, составитель Вед и «Махабхараты», объясняет ее уникальное положение: «В учении „Шримад-Бхагаватам“ нет четырех соблазнов, отвлекающих людей от духовного развития — стремления к благочестию, экономическому развитию, чувственным наслаждениям и освобождению (дхармах̣ проджджхита-каитаво ’тра); это религия истинных святых, чьи мысли не осквернены корыстью и завистью к Всевышнему (нирматсара̄на̄м̇ сата̄м̇)» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).

В пятнадцатой главе Бхагавад-гиты Кришна провозглашает: «Цель всех Вед — познать Меня» (15.15). Подробно же о жизни, деяниях и наставлениях Кришны повествует «Шримад-Бхагаватам», книга о всепривлекающем Сваям Бхагаване, Верховной Личности Бога. Эта Пурана — литературное воплощение Всевышнего («Шримад-Бхагаватам», 1.3.40).

См. также <«Шримад-Бхагаватам» .

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: П

Красивая ссылка на страницу Пураны

http://saraswati.pro/wiki/Purany