Бхакти-йога — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников)
Строка 3: Строка 3:
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
Несмотря на то что [[Bhagavad-gita|Бхагавад-гита]] повествует о разных путях духовного развития, [[Krishna|Кришна]] подчеркивает, что без элемента [[Bhakti|бхакти]], преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): «[[Karma|Карма]] (благочестивая деятельность), [[Gyana|гьяна]] (интеллектуальное различение духа и материи) и [[|йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи [[Bhakti|бхакти]], преданности Всевышнему». [[Шрила Шридхар Махарадж]] объясняет: [[«Йоги]] и [[Gyana|гьяни]] пребывают на более высоком уровне, чем [[Karma|кармú]] (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание [[Karma|карми]], [[|йогов и [[Gyana|гьяни]] утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится [[вайшнавизмом]]. В [[Бхагавад-гите]] мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда [[Gyana|гьяни]] предается стопам Господа [[Васудевы]], тогда он становится [[вайшнавом]]. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда [[Karma|карми]] приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится [[вайшнавом]]. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А [[йог]] практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного [[Господа]] и начинает совершать свой [[бхаджан]] [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути.
+
Несмотря на то что [[Bhagavad-gita|Бхагавад-гита]] повествует о разных путях духовного развития, [[Krishna|Кришна]] подчеркивает, что без элемента [[Bhakti|бхакти]], преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): «[[Karma|Карма]] (благочестивая деятельность), [[Gyana|гьяна]] (интеллектуальное различение духа и материи) и [[Ioga|йога]] (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи [[Bhakti|бхакти]], преданности Всевышнему». [[Shridhar_Maharadzh|Шрила Шридхар Махарадж]] объясняет: «[[Iog|Йоги]] и [[Gyani|гьяни]] пребывают на более высоком уровне, чем [[Karma|кармú]] (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание [[Karmi|карми]], [[Iog|йогов]] и [[Gyani|гьяни]] утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится [[Vaishnavizm|вайшнавизмом]]. В [[Bhagavad-gita|Бхагавад-гите]] мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда [[Gyani|гьяни]] предается стопам Господа Васудевы, тогда он становится [[Vaisnav|вайшнавом]]. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда [[Karmi|карми]] приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится [[Vaisnav|вайшнавом]]. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А [[Iog|йог]] практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного Господа и начинает совершать свой [[Bhadjan|бхаджан]] [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути.
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (22.17) сказано, что все они ([[Karma|карма, [[|йога, [[Gyana|гьяна) всегда взирают вверх, на [[Bhakti|бхакти]], преданность [[Krishna|Кришне]]. Но [[Bhakti|бхакти]] не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному [[вайшнаву]], представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с [[Bhakti|бхакти]] и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к [[йоге]], независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от [[Gyana|гьяны]], от нашего любознательного ума. Благодаря [[Bhakti|бхакти]], преданности [[Krishna|Кришне]], мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе [[садху]], слуг [[Krishna|Кришны]], безопасно и благополучно двигаться к [[Вайкунтхе]], напрямую в духовный мир».
+
Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (22.17) сказано, что все они ([[Karma|карма]], [[Ioga|йога]], [[Gyana|гьяна]]) всегда взирают вверх, на [[Bhakti|бхакти]], преданность [[Krishna|Кришне]]. Но [[Bhakti|бхакти]] не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному [[Vaisnav|вайшнаву]], представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с [[Bhakti|бхакти]] и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к [[Ioga|йоге]], независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от [[Gyana|гьяны]], от нашего любознательного ума. Благодаря [[Bhakti|бхакти]], преданности [[Krishna|Кришне]], мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе [[Sadhu|садху]], слуг [[Krishna|Кришны]], безопасно и благополучно двигаться к [[Vaikuntha|Вайкунтхе]], напрямую в духовный мир».
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
Бхакти-йога описана в двадцать девятой главе третьей песни «[[Shrimad-Bhagavatam|Шримад-Бхагаватам]]» Господом [[Капилой]] и в двадцать девятой главе одиннадцатой песни Господом [[Кришной]]. В двадцатой главе одиннадцатой песни рассматривается превосходство бхакти над знанием и отречением. В [[Shrimad-Bhagavatam|«Шримад-Бхагаватам»]] (11.20.32,33) сказано: «Все, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной [[йоги]], раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает вознесения на небеса, освобождения или проживания в Моей обители, он легко достигает таких благословений».
+
Бхакти-йога описана в двадцать девятой главе третьей песни «[[Shrimad-Bhagavatam|Шримад-Бхагаватам]]» Господом [[Kapiladev|Капилой]] и в двадцать девятой главе одиннадцатой песни Господом [[Krishna|Кришной]]. В двадцатой главе одиннадцатой песни рассматривается превосходство бхакти над знанием и отречением. В [[Shrimad-Bhagavatam|«Шримад-Бхагаватам»]] (11.20.32,33) сказано: «Все, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной [[Ioga|йоги]], раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает вознесения на небеса, освобождения или проживания в Моей обители, он легко достигает таких благословений».
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
 
<br/>
Писания прославляют бхакти-йогу как наиболее простой и возвышенный метод духовной практики. Но, чтобы принять его, необходимо качество [[«нирматсарам»]], свобода от зависти ([[Shrimad-Bhagavatam|«Шримад-Бхагаватам»]], 1.1.2): отсутствие гордыни и способность принять существование Высшего Начала.
+
Писания прославляют бхакти-йогу как наиболее простой и возвышенный метод духовной практики. Но, чтобы принять его, необходимо качество «нирматсарам», свобода от зависти ([[Shrimad-Bhagavatam|«Шримад-Бхагаватам»]], 1.1.2): отсутствие гордыни и способность принять существование Высшего Начала.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_b/ Словарь имен и терминов: Б]}}
  
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_b/ Словарь имен и терминов: Б]}}
 
 
== Красивая ссылка на страницу Бхакти-йога ==
 
== Красивая ссылка на страницу Бхакти-йога ==
 
http://saraswati.pro/wiki/Bhakti-ioga
 
http://saraswati.pro/wiki/Bhakti-ioga
 +
 +
{{начало цитаты}}
 +
==Бхакти и карма==
 +
[[Karma|Карма]], труд, и [[Seva|сева]], божественное служение, внешне не отличаются друг от друга. Бхакти-йога и [[Karma-ioga|карма-йога]] похожи во всем, кроме одного: умонастроения. Главная отличительная черта – цель, то, что движет деятельностью. Все очень просто: когда [[Dzhiva|джива]], душа, трудится не для себя, а исключительно для Господа, [[Krishna|Кришны]], и только Ему посвящает плоды своего труда, – это бхакти-йога; когда же она присваивает их и ставит в заслугу себе, – это карма-йога.
 +
<blockquote class = "blockquote">йат кароши йад аш́на̄си, йадж джухоши дада̄си йат<br/>
 +
йат тапасйаси каунтейа, тат курушва мад арпан̣ам</blockquote>
 +
<div class = "quotelabel">(«[[Bhagavad-gita|Бхагавад-гита]]», 9.27)</div>
 +
«Что бы ты ни делал, совершай это для Меня, и ты не будешь отвечать за последствия, какими бы они ни были».
 +
 +
Карма всегда чревата последствиями. Согласно третьему закону Ньютона, сила действия равна и противоположна по направлению силе противодействия. Многие законы Ньютона были подвергнуты сомнению, но этот закон еще не оспорил никто. Это ведь не только закон Ньютона, это закон «[[Bhagavad-gita|Гиты]]» и закон [[Vedy|Вед]]. Мы живем в мире эксплуатации, иначе нам не приходилось бы пожинать плоды своей кармы. Здесь мы эксплуатируем других, другие эксплуатируют нас, и потому все наши действия чреваты последствиями...
 +
 +
...Если все, что мы делаем, посвящено Кришне, это бхакти-йога. Все последствия отойдут к Кришне, нас они не затронут. Если же мы следуем карма-йоге, наши действия будут кармой и нам придется пожинать их плоды. Так устроено природой, иначе жизнедеятельность нашей и всех остальных вселенных была бы невозможной.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/potok_vdokhnoveniya/ Поток вдохновения] / [http://saraswati.pro/books/potok_vdokhnoveniya/bozhestvennoe_sluzhenie/ Божественное служение]}}
 +
 +
{{начало цитаты}}
 +
==Как практиковать Бхакти-йогу?==
 +
Мы должны следовать [[Sadhana-bhakti|Садхана-бхакти]] — практике упорядоченного преданного служения, которая позволит нам задействовать в служении Господу Шри Кришне наши органы чувств и ум. Практика Бхакти-йоги включает в себя девять видов деятельности:
 +
<blockquote class = "blockquote">ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣<br/>
 +
смаран̣ам̣ па̄да-севанам<br/>
 +
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇<br/>
 +
сакхйам а̄тма-ниведанам</blockquote>
 +
<div class = "quotelabel">(«[[Shrimad-Bhagavatam|Шримад-Бхагаватам]]», 7.5.23)</div>
 +
1) Слушание о Господе;
 +
 +
2) Воспевание Святых Имен Господа;
 +
 +
3) Поминание Господа;
 +
 +
4) Служение Его Стопам-Лотосам и Его преданным;
 +
 +
5) Поклонение Божеству;
 +
 +
6) Вознесение молитв;
 +
 +
7) Принятие положения слуги по отношению к Господу;
 +
 +
8) Служение Шри Кришне в качестве друга;
 +
 +
9) Полное посвящение себя Господу.
 +
 +
Необходимо следовать этим девяти процессам. Но главное в нашей духовной жизни — это совершенное самопредание Шри Кришне. Самопредание, или [[Sharanagati|шаранагати]], включает в себя шесть составляющих:
 +
 +
I. Принятие всего благотворного для Кришна-Бхакти;
 +
 +
II. Отвержение всего неблагоприятного для Кришна-Бхакти;
 +
 +
III.Убежденность, что Кришна — и только Он, защитит нас;
 +
 +
IV. Твердая вера в то, что [[Krishna|Кришна]] — единственный Хранитель и Владыка всего;
 +
 +
V. Отсутствие эгоистических желаний;
 +
 +
VI. Осознание себя жалкой, никчемной душой.
 +
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/ Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_1_posvyashchenie_v_kharinam/ Глава 1. Посвящение в Харинам] / [http://saraswati.pro/books/velichie_kharinamy_i_oskorbleniya_kotorykh_sleduet_izbegat/glava_1_posvyashchenie_v_kharinam/6_kak_praktikovat_bkhakti_yogu/ 6. Как практиковать Бхакти-йогу? ]}}
 +
 
[[Категория:ШЧСМ]]
 
[[Категория:ШЧСМ]]
[[Категория:Вайшнавские термины]]
 

Текущая версия на 17:14, 3 сентября 2016

Бхакти-йога — путь самопознания, суть которого — пробуждение в сердце чистой любви к Богу посредством преданного служения Ему и Его слугам. Бхакти как основополагающий принцип истинных духовных практик рассматривается в «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.

Несмотря на то что Бхагавад-гита повествует о разных путях духовного развития, Кришна подчеркивает, что без элемента бхакти, преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): «Карма (благочестивая деятельность), гьяна (интеллектуальное различение духа и материи) и йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи бхакти, преданности Всевышнему». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Йоги и гьяни пребывают на более высоком уровне, чем кармú (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание карми, йогов и гьяни утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится вайшнавизмом. В Бхагавад-гите мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда гьяни предается стопам Господа Васудевы, тогда он становится вайшнавом. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда карми приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится вайшнавом. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А йог практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного Господа и начинает совершать свой бхаджан [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути.

Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (22.17) сказано, что все они (карма, йога, гьяна) всегда взирают вверх, на бхакти, преданность Кришне. Но бхакти не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному вайшнаву, представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с бхакти и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к йоге, независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от гьяны, от нашего любознательного ума. Благодаря бхакти, преданности Кришне, мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе садху, слуг Кришны, безопасно и благополучно двигаться к Вайкунтхе, напрямую в духовный мир».

Бхакти-йога описана в двадцать девятой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам» Господом Капилой и в двадцать девятой главе одиннадцатой песни Господом Кришной. В двадцатой главе одиннадцатой песни рассматривается превосходство бхакти над знанием и отречением. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.32,33) сказано: «Все, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной йоги, раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает вознесения на небеса, освобождения или проживания в Моей обители, он легко достигает таких благословений».

Писания прославляют бхакти-йогу как наиболее простой и возвышенный метод духовной практики. Но, чтобы принять его, необходимо качество «нирматсарам», свобода от зависти («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2): отсутствие гордыни и способность принять существование Высшего Начала.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: Б

Красивая ссылка на страницу Бхакти-йога

http://saraswati.pro/wiki/Bhakti-ioga

Бхакти и карма

Карма, труд, и сева, божественное служение, внешне не отличаются друг от друга. Бхакти-йога и карма-йога похожи во всем, кроме одного: умонастроения. Главная отличительная черта – цель, то, что движет деятельностью. Все очень просто: когда джива, душа, трудится не для себя, а исключительно для Господа, Кришны, и только Ему посвящает плоды своего труда, – это бхакти-йога; когда же она присваивает их и ставит в заслугу себе, – это карма-йога.

йат кароши йад аш́на̄си, йадж джухоши дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа, тат курушва мад арпан̣ам

«Что бы ты ни делал, совершай это для Меня, и ты не будешь отвечать за последствия, какими бы они ни были».

Карма всегда чревата последствиями. Согласно третьему закону Ньютона, сила действия равна и противоположна по направлению силе противодействия. Многие законы Ньютона были подвергнуты сомнению, но этот закон еще не оспорил никто. Это ведь не только закон Ньютона, это закон «Гиты» и закон Вед. Мы живем в мире эксплуатации, иначе нам не приходилось бы пожинать плоды своей кармы. Здесь мы эксплуатируем других, другие эксплуатируют нас, и потому все наши действия чреваты последствиями...

...Если все, что мы делаем, посвящено Кришне, это бхакти-йога. Все последствия отойдут к Кришне, нас они не затронут. Если же мы следуем карма-йоге, наши действия будут кармой и нам придется пожинать их плоды. Так устроено природой, иначе жизнедеятельность нашей и всех остальных вселенных была бы невозможной.

— Книга Поток вдохновения / Божественное служение

Как практиковать Бхакти-йогу?

Мы должны следовать Садхана-бхакти — практике упорядоченного преданного служения, которая позволит нам задействовать в служении Господу Шри Кришне наши органы чувств и ум. Практика Бхакти-йоги включает в себя девять видов деятельности:

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣

смаран̣ам̣ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇

сакхйам а̄тма-ниведанам

1) Слушание о Господе;

2) Воспевание Святых Имен Господа;

3) Поминание Господа;

4) Служение Его Стопам-Лотосам и Его преданным;

5) Поклонение Божеству;

6) Вознесение молитв;

7) Принятие положения слуги по отношению к Господу;

8) Служение Шри Кришне в качестве друга;

9) Полное посвящение себя Господу.

Необходимо следовать этим девяти процессам. Но главное в нашей духовной жизни — это совершенное самопредание Шри Кришне. Самопредание, или шаранагати, включает в себя шесть составляющих:

I. Принятие всего благотворного для Кришна-Бхакти;

II. Отвержение всего неблагоприятного для Кришна-Бхакти;

III.Убежденность, что Кришна — и только Он, защитит нас;

IV. Твердая вера в то, что Кришна — единственный Хранитель и Владыка всего;

V. Отсутствие эгоистических желаний;

VI. Осознание себя жалкой, никчемной душой.

— Книга Величие Харинамы и оскорбления, которых следует избегать / Глава 1. Посвящение в Харинам / 6. Как практиковать Бхакти-йогу?