Веданта — различия между версиями
Kvtu (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{начало цитаты}} '''Веданта''' — (санскр. «завершение, венец Вед»), философские заключения,…») |
Kvtu (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
'''Веданта''' — (санскр. «завершение, венец Вед»), философские заключения, относящиеся к постижению мира за пределами рождения и смерти (в отличие от многочисленных мирских ритуалов четырех Вед, цель которых — обретение временных мирских благ). | '''Веданта''' — (санскр. «завершение, венец Вед»), философские заключения, относящиеся к постижению мира за пределами рождения и смерти (в отличие от многочисленных мирских ритуалов четырех Вед, цель которых — обретение временных мирских благ). | ||
− | Фундаментом философии Веданты служит прастхана-трайя — «три первичных источника». Тексты, образующие прастхана-трайю, суть Упанишады, Бхагавад-гита и «Веданта-сутра» («Брахма-сутра»). Упанишады — это шрути-прастхана (шрути означает «то, что было услышано»); Бхагавад-гита — смрити-прастхана (смрити — «то, что запомнено»), это тексты, составленные мудрецами на основе их понимания Вед, а Веданта-сутра — ньяя-прастхана, тексты, в которых философия излагается логическим и последовательным образом (ньяя буквально означает «логика», «порядок»). | + | Фундаментом философии Веданты служит ''прастхана-трайя'' — «три первичных источника». Тексты, образующие ''прастхана-трайю'', суть Упанишады, Бхагавад-гита и «Веданта-сутра» («Брахма-сутра»). Упанишады — это ''шрути''-''прастхана'' (''шрути'' означает «то, что было услышано»); Бхагавад-гита — ''смрити-прастхана'' (''смрити'' — «то, что запомнено»), это тексты, составленные мудрецами на основе их понимания Вед, а Веданта-сутра — ''ньяя-прастхана'', тексты, в которых философия излагается логическим и последовательным образом (''ньяя'' буквально означает «логика», «порядок»). |
+ | <br> | ||
В афоризмах «Веданта-сутры» учение Вед и Упанишад представлено в сжатом и систематизированном виде (Бхагавад-гита, 13.5). Суть же всех Упанишад дана Кришной в Бхагавад-гите, называемой также «Гита-упанишадой». Образно это описывается так: «Олицетворенные Упанишады подобны корове, а Господь Шри Кришна доит ее. Арджуна — теленок, а нектар Шри Гиты — молоко. И мудрецы, разум которых безупречно чист, пьют это молоко, наслаждаясь им» («Шримад Бхагавад-гита-махатмьям», 5). | В афоризмах «Веданта-сутры» учение Вед и Упанишад представлено в сжатом и систематизированном виде (Бхагавад-гита, 13.5). Суть же всех Упанишад дана Кришной в Бхагавад-гите, называемой также «Гита-упанишадой». Образно это описывается так: «Олицетворенные Упанишады подобны корове, а Господь Шри Кришна доит ее. Арджуна — теленок, а нектар Шри Гиты — молоко. И мудрецы, разум которых безупречно чист, пьют это молоко, наслаждаясь им» («Шримад Бхагавад-гита-махатмьям», 5). | ||
{{конец цитаты|Книга [[ "Словарь имен и терминов" / В]]}} | {{конец цитаты|Книга [[ "Словарь имен и терминов" / В]]}} | ||
[[Категория:ШЧСМ]] | [[Категория:ШЧСМ]] | ||
[[Категория:Вайшнавские термины]] | [[Категория:Вайшнавские термины]] |
Версия 19:56, 6 октября 2015
Веданта — (санскр. «завершение, венец Вед»), философские заключения, относящиеся к постижению мира за пределами рождения и смерти (в отличие от многочисленных мирских ритуалов четырех Вед, цель которых — обретение временных мирских благ). Фундаментом философии Веданты служит прастхана-трайя — «три первичных источника». Тексты, образующие прастхана-трайю, суть Упанишады, Бхагавад-гита и «Веданта-сутра» («Брахма-сутра»). Упанишады — это шрути-прастхана (шрути означает «то, что было услышано»); Бхагавад-гита — смрити-прастхана (смрити — «то, что запомнено»), это тексты, составленные мудрецами на основе их понимания Вед, а Веданта-сутра — ньяя-прастхана, тексты, в которых философия излагается логическим и последовательным образом (ньяя буквально означает «логика», «порядок»).
В афоризмах «Веданта-сутры» учение Вед и Упанишад представлено в сжатом и систематизированном виде (Бхагавад-гита, 13.5). Суть же всех Упанишад дана Кришной в Бхагавад-гите, называемой также «Гита-упанишадой». Образно это описывается так: «Олицетворенные Упанишады подобны корове, а Господь Шри Кришна доит ее. Арджуна — теленок, а нектар Шри Гиты — молоко. И мудрецы, разум которых безупречно чист, пьют это молоко, наслаждаясь им» («Шримад Бхагавад-гита-махатмьям», 5).— Книга "Словарь имен и терминов" / В