Пракрити — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{начало цитаты}} '''Пракрити''' — в наиболее общем значении — «женская энергия, подчиненна…»)
 
Строка 22: Строка 22:
 
<br/>
 
<br/>
 
См. также Майя.
 
См. также Майя.
{{конец цитаты|Книга [[ "Словарь имен и терминов"/ А]]}}
+
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/ Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока] / [http://saraswati.pro/books/bkhagavad_gita_zhemchuzhina_mudrosti_vostoka/slovar_imen_i_terminov_p/ Словарь имен и терминов: П]}}
 
 
 
[[Категория:ШЧСМ]]
 
[[Категория:ШЧСМ]]
 
[[Категория:Вайшнавские термины]]
 
[[Категория:Вайшнавские термины]]

Версия 12:19, 12 октября 2015

Пракрити — в наиболее общем значении — «женская энергия, подчиненная господствующему мужскому началу (пуруша)». В ряде контекстов синонимами слова «пракрити» являются слова «шакти» и «майя».

В гаудия-вайшнавском богословии различают три фундаментальных энергии Всевышнего: внешняя материальная энергия, маха-майя (бахиранга-шакти, майя-шакти); пограничная энергия, представленная душами (татастха-шакти, джива-шакти); и внутренняя духовная энергия, йога-майя (антаранга-шакти, сварупа-шакти, чит-шакти) («Вишну-пурана», 6.7.161; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108,111; «Бхагавата-сандарбха», 1.16.19).

В Бхагавад-гите маха-майя и йога-майя описаны в стихах 9.12 и 9.13 как «энергия заблуждения» (пракр̣тим̇ мохинӣм̇) и «божественная энергия» (даивӣм̇ пракр̣тим). В этих стихах девятой главы слово «пракрити» употребляется в широком значении как «подчиненная энергия Господа», обозначая и маха-майю и йога-майю.

В седьмой же главе речь идет о пракрити лишь как о «вещественном» аспекте маха-майи. Слово «пракрити» употребляется в ней в узком смысле, обозначая праматерию прадхану в «проявленном виде», т. е. разделенную на три гуны и восемь материальных элементов («Шримад-Бхагаватам», 3.26.10). В стихе 7.4 Бхагавад-гиты описаны пять грубых и три тонких материальных элемента, из которых состоит пракрити, материальная энергия. В стихе же 7.5 души именуются пара-пракрити («более высокая энергия, чем пракрити»). Таким образом, в этих стихах содержится описание внешней (бахиранга-шакти) и пограничной (татастха-шакти) энергий Абсолюта.

В тринадцатой главе Бхагавад-гиты («Подчиненное и господствующее начала») прослеживается мысль о том, что душа является пурушей (властвующим началом) относительно материи (13.21, а также 15.16), но занимает подчиненное положение пракрити по отношению к Господу, Пурушоттаме — высшему Пуруше (15.18).

Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «У пуруши есть глаза, но нет ног. У пракрити же есть ноги, но она слепа. Пуруша „восседает на плечах“ пракрити, он направляет эту личность, указывая, куда ей идти. Так, объединившись, они могут функционировать.

Бог — это Личность. Он наслаждающийся, а мы предназначены быть объектами Его наслаждения. Он для Себя, и все предназначено для Него. Таков вайшнавизм. Это означает, что Он наслаждается всем сущим, а мы должны доставлять Ему наслаждение так, как Он того захочет. Мы суть пракрити. Пракрити означает „энер-гия, которая движется и действует“. Движущаяся, рабочая энергия — это пракрити. Какова ее цель? Доставлять удовлетворение Кришне. Пракрити должна быть источником Его счастья. Пуруша наслаждается всем сущим, всем и вся. Природа же пракрити такова: она поставляет наслаждения Пуруше».

См. также Майя.

— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: П