Бхакти-йога — различия между версиями
Kvtu (обсуждение | вклад) |
Kvtu (обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
<br/> | <br/> | ||
<br/> | <br/> | ||
− | Несмотря на то что [[Бхагавад-гита]] повествует о разных путях духовного развития, [[Кришна]] подчеркивает, что без элемента [[бхакти]], преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): [[«Карма]] (благочестивая деятельность), [[гьяна]] (интеллектуальное различение духа и материи) и [[|йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи [[бхакти]], преданности Всевышнему». [[Шрила Шридхар Махарадж]] объясняет: [[«Йоги]] и [[гьяни]] пребывают на более высоком уровне, чем [[кармú]] (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание [[карми]], [[|йогов и [[гьяни]] утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится [[вайшнавизмом]]. В [[Бхагавад-гите]] мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда [[гьяни]] предается стопам Господа [[Васудевы]], тогда он становится [[вайшнавом]]. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда [[карми]] приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится [[вайшнавом]]. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А [[йог]] практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного [[Господа]] и начинает совершать свой [[бхаджан]] [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути. | + | Несмотря на то что [[Бхагавад-гита]] повествует о разных путях духовного развития, [[Кришна]] подчеркивает, что без элемента [[Bhakti|бхакти]], преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): [[«Карма]] (благочестивая деятельность), [[гьяна]] (интеллектуальное различение духа и материи) и [[|йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи [[Bhakti|бхакти]], преданности Всевышнему». [[Шрила Шридхар Махарадж]] объясняет: [[«Йоги]] и [[гьяни]] пребывают на более высоком уровне, чем [[кармú]] (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание [[карми]], [[|йогов и [[гьяни]] утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится [[вайшнавизмом]]. В [[Бхагавад-гите]] мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда [[гьяни]] предается стопам Господа [[Васудевы]], тогда он становится [[вайшнавом]]. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда [[карми]] приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится [[вайшнавом]]. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А [[йог]] практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного [[Господа]] и начинает совершать свой [[бхаджан]] [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути. |
<br/> | <br/> | ||
<br/> | <br/> | ||
− | Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (22.17) сказано, что все они ([[|карма, [[|йога, [[|гьяна) всегда взирают вверх, на [[бхакти]], преданность [[Кришне]]. Но [[бхакти]] не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному [[вайшнаву]], представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с [[бхакти]] и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к [[йоге]], независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от [[гьяны]], от нашего любознательного ума. Благодаря [[бхакти]], преданности [[Кришне]], мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе [[садху]], слуг [[Кришны]], безопасно и благополучно двигаться к [[Вайкунтхе]], напрямую в духовный мир». | + | Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (22.17) сказано, что все они ([[|карма, [[|йога, [[|гьяна) всегда взирают вверх, на [[Bhakti|бхакти]], преданность [[Кришне]]. Но [[Bhakti|бхакти]] не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному [[вайшнаву]], представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с [[Bhakti|бхакти]] и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к [[йоге]], независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от [[гьяны]], от нашего любознательного ума. Благодаря [[Bhakti|бхакти]], преданности [[Кришне]], мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе [[садху]], слуг [[Кришны]], безопасно и благополучно двигаться к [[Вайкунтхе]], напрямую в духовный мир». |
<br/> | <br/> | ||
<br/> | <br/> |
Версия 19:18, 3 ноября 2015
Бхакти-йога — путь самопознания, суть которого — пробуждение в сердце чистой любви к Богу посредством преданного служения Ему и Его слугам. Бхакти как основополагающий принцип истинных духовных практик рассматривается в «Бхакти-сандарбхе» Шрилы Дживы Госвами.
Несмотря на то что Бхагавад-гита повествует о разных путях духовного развития, Кришна подчеркивает, что без элемента бхакти, преданности Ему, все достижения поверхностны. Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на («Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.17): «Карма (благочестивая деятельность), гьяна (интеллектуальное различение духа и материи) и [[|йога (концентрация энергии) не способны дать желаемых результатов без помощи бхакти, преданности Всевышнему». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Йоги и гьяни пребывают на более высоком уровне, чем кармú (мирские труженики). Они не имеют дела с грубой материей. Они усердно заняты чем-то, что относится к тонким явлениям мира сознания. Но одно лишь „сознание“ еще не означает „сознание Бога“. Существует осознание себя, осознание этого материального мира, множество видов направленности сознания. Когда сознание карми, [[|йогов и гьяни утрачивает материалистичную окрашенность и направляется в сторону безраздельной преданности Господу, тогда это становится вайшнавизмом. В Бхагавад-гите мы находим множество тому подтверждений. Бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте, джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате [7.19]. Когда гьяни предается стопам Господа Васудевы, тогда он становится вайшнавом. Йаджн̃а̄ртха̄т карман̣o ’нйатра, лoкo ’йам̇ карма-бандханах̣ [3.9]. Когда карми приходит к пониманию, что любая деятельность, которая не посвящена Всевышнему, привязывает его к материи, порабощая последствиями поступков, тогда он становится вайшнавом. Йогина̄м апи сарвеш̣а̄м̇, мад-гатена̄нтар-а̄тмана̄ [6.47]. А йог практикует множество мистических методов, связанных с телом и умом, пытаясь возвысить свое сознание до более тонких сфер. Но только когда он встречает возвышенного преданного Господа и начинает совершать свой бхаджан [духовную практику], предавшись Господу, тогда он на правильном пути.
Бхакти-мукха-нирӣкш̣ака карма-йога-джн̃а̄на. В „Чайтанья-чаритамрите“ (22.17) сказано, что все они ([[|карма, [[|йога, [[|гьяна) всегда взирают вверх, на бхакти, преданность Кришне. Но бхакти не зависит ни от каких внешних сил. В любой момент, если мы вручили сердце истинному вайшнаву, представителю Высшей Реальности, мы можем связать себя с бхакти и двигаться вперед, не прибегая к помощи поверхностных и искусственных методов. Не обращаясь к йоге, независимо от каких-либо мистических энергий. Независимо от гьяны, от нашего любознательного ума. Благодаря бхакти, преданности Кришне, мы сможем оставить все эти практики, и, находясь в обществе садху, слуг Кришны, безопасно и благополучно двигаться к Вайкунтхе, напрямую в духовный мир».
Бхакти-йога описана в двадцать девятой главе третьей песни «Шримад-Бхагаватам» Господом Капилой и в двадцать девятой главе одиннадцатой песни Господом Кришной. В двадцатой главе одиннадцатой песни рассматривается превосходство бхакти над знанием и отречением. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.32,33) сказано: «Все, чего можно достичь при помощи праведной деятельности, аскетизма, философского познания, отречения, медитативной йоги, раздачи милостыни, исполнения предписанных обязанностей и всех других средств совершенствования жизни, с легкостью достигается посредством любовного служения Мне. Если Мой преданный желает вознесения на небеса, освобождения или проживания в Моей обители, он легко достигает таких благословений».
Писания прославляют бхакти-йогу как наиболее простой и возвышенный метод духовной практики. Но, чтобы принять его, необходимо качество «нирматсарам», свобода от зависти («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2): отсутствие гордыни и способность принять существование Высшего Начала.— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: Б