Гьяна — различия между версиями

Материал из Saraswati
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{начало цитаты}} '''Гьяна (Джнана)''' — 1. В общем значении — «знание», «познания». Примеры у…»)
 
Строка 16: Строка 16:
 
<br>
 
<br>
 
6. Гьяна как «интеллектуализм», желание подтвердить божественное откровение объективными доказательствами. В данном издании Бхагавад-гиты в этом значении слово «гьяна» трактуется при переводе фрагмента стиха 6.46 (джн̃а̄нибхйо ’пи мато ’дхиках̣): «Дхьяна-йог (мистик, практик, доверяющий священным писаниям) превыше интеллектуала (теоретика, интеллектуала, верящего лишь в свой разум)». Другое возможное толкование этого фрагмента: «Дхьяна-йог, который постигает Параматму, превосходит гьяна-йога (или санкхья-йога), который постигает Брахман». «Шримад-Бхагаватам» (10.14.3) провозглашает: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м: «Решительно отвергая все интеллектуальные попытки постичь Высшую Истину, те, кто желает осознать Господа, должны смиренно внимать святым». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Интеллектуальное постижение сознания Кришны является невозможным. Подобно тому, как пчела не может попробовать мед, облизывая внешнюю поверхность банки, личность не может войти в царство духа через интеллект.
 
6. Гьяна как «интеллектуализм», желание подтвердить божественное откровение объективными доказательствами. В данном издании Бхагавад-гиты в этом значении слово «гьяна» трактуется при переводе фрагмента стиха 6.46 (джн̃а̄нибхйо ’пи мато ’дхиках̣): «Дхьяна-йог (мистик, практик, доверяющий священным писаниям) превыше интеллектуала (теоретика, интеллектуала, верящего лишь в свой разум)». Другое возможное толкование этого фрагмента: «Дхьяна-йог, который постигает Параматму, превосходит гьяна-йога (или санкхья-йога), который постигает Брахман». «Шримад-Бхагаватам» (10.14.3) провозглашает: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м: «Решительно отвергая все интеллектуальные попытки постичь Высшую Истину, те, кто желает осознать Господа, должны смиренно внимать святым». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Интеллектуальное постижение сознания Кришны является невозможным. Подобно тому, как пчела не может попробовать мед, облизывая внешнюю поверхность банки, личность не может войти в царство духа через интеллект.
 +
<br>
 +
<br>
 
В Бхагавад-гите (4.34) говорится о том, что пранипата, исполненное уважения приближение, парипрашна, искреннее вопрошание, и сева, умонастроение служения, являются необходимыми для того, чтобы получить доступ в царство божественной любви. Только благодаря служению можно удовлетворить Кришну и побудить Его низойти к нам, и только тогда мы сможем постичь природу высшего уровня. Таково ведическое знание».
 
В Бхагавад-гите (4.34) говорится о том, что пранипата, исполненное уважения приближение, парипрашна, искреннее вопрошание, и сева, умонастроение служения, являются необходимыми для того, чтобы получить доступ в царство божественной любви. Только благодаря служению можно удовлетворить Кришну и побудить Его низойти к нам, и только тогда мы сможем постичь природу высшего уровня. Таково ведическое знание».
 
<br>
 
<br>

Версия 06:41, 9 октября 2015

Гьяна (Джнана) — 1. В общем значении — «знание», «познания». Примеры употребления в Бхагавад-гите в этом значении: стихи 9.12; 14.6; 18.19.

2. При употреблении в сочетании со словом «вигьяна» имеет значение «знание более низкого порядка, чем вигьяна»: теоретическое знание, не реализованное на практике; мирское знание; одностороннее, несистемное знание вопроса; знание объекта без его потенциала. Примеры употребления в Бхагавад-гите: стих 6.8; в названии седьмой главы; стихи 7.2; 18.42.

3. Гьяна в значении вигьяна — духовное, надмирное знание высшего порядка. Примеры употребления в Бхагавад-гите: в названии четвертой главы, стихи 4.33,34 (обретение духовного знания от истинного учителя); 13.8–12 (определение «знания» как духовного, просветленного взгляда на мир и наличия духовных качеств).

4. Гьяна в значении санкхья — медитация на различие духа и материи, приводящая к постижению Брахмáна. В Бхагавад-гите в этом значении употребляется в словосочетании «гьяна-йога», например: джн̃а̄на-йогена са̄н̇кхйа̄на̄м̇ (3.3). Слово «гьяна» в пятом значении как «склонность к отречению» является дополняющим к слову «гьяна» в значении «санкхья-йога», т. к. речь идет о практике постижения Брахмана благодаря изучению священных писаний, призывающих к отречению от бренного мира.

5. Гьяна в значении «отречение» (вайрагья, тьяга) — философский, онтологический перевод этого термина Шрилой Шридхаром Махараджем. Основа такого перевода понятия «гьяна» — это понимание положения в мироздании, которое занимают гьяни, постигшие Брахман. Они отреклись от всего бренного, но не встали на путь служения Высшему Началу. Гьяна и вайрагья (отречение) упоминаются как явления одного порядка: гьяна-вайрагья в «Шримад-Бхагаватам» (11.20.31,32). Шрила Шридхар Махарадж говорит о трех измерениях бытия: мир эксплуатации и наслаждения (бхога, материальный мир), мир отречения (тьяга, мир Брахмана) и мир служения, преданности (сева, мир Бхагавана). В Бхагавад-гите концепция трех измерений мироздания представлена в пятнадцатой главе (стихи 15.16–18) — это уровень кшара (обусловленные души, материальный мир), уровень акшара (мир Брахмана, освобожденные души) и уровень пурушоттама (мир Бога, превосходящий миры не только обусловленных, но и освобожденных душ).

6. Гьяна как «интеллектуализм», желание подтвердить божественное откровение объективными доказательствами. В данном издании Бхагавад-гиты в этом значении слово «гьяна» трактуется при переводе фрагмента стиха 6.46 (джн̃а̄нибхйо ’пи мато ’дхиках̣): «Дхьяна-йог (мистик, практик, доверяющий священным писаниям) превыше интеллектуала (теоретика, интеллектуала, верящего лишь в свой разум)». Другое возможное толкование этого фрагмента: «Дхьяна-йог, который постигает Параматму, превосходит гьяна-йога (или санкхья-йога), который постигает Брахман». «Шримад-Бхагаватам» (10.14.3) провозглашает: джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва, джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м: «Решительно отвергая все интеллектуальные попытки постичь Высшую Истину, те, кто желает осознать Господа, должны смиренно внимать святым». Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Интеллектуальное постижение сознания Кришны является невозможным. Подобно тому, как пчела не может попробовать мед, облизывая внешнюю поверхность банки, личность не может войти в царство духа через интеллект.

В Бхагавад-гите (4.34) говорится о том, что пранипата, исполненное уважения приближение, парипрашна, искреннее вопрошание, и сева, умонастроение служения, являются необходимыми для того, чтобы получить доступ в царство божественной любви. Только благодаря служению можно удовлетворить Кришну и побудить Его низойти к нам, и только тогда мы сможем постичь природу высшего уровня. Таково ведическое знание».

Духовные истины делятся на две категории: постижимые разумом (чинтья) и непостижимые (ачинтья). Шрила Шридхар Махарадж вспоминает: «Когда я пришел в Миссию, то мыслил так: „Духовные истины, которые я слышу из уст этих преданных, не находятся в сфере, подвластной материальному разуму. Но, тем не менее, если я хочу находиться в этой среде, я должен буду использовать свой интеллект настолько, насколько это является возможным, постоянно помня о том, что я пытаюсь вступить в измерение, неподвластное моему контролю, находящееся за пределами моих умственных способностей“».

См. также Вигьяна, Гьяна-йога, Гьяна-ягья, Гьяни.

— Книга "Словарь имен и терминов" / Г