Васудева — различия между версиями
Plotonfac (обсуждение | вклад) |
Sbd (обсуждение | вклад) |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
== Красивая ссылка на страницу Васудева == | == Красивая ссылка на страницу Васудева == | ||
http://saraswati.pro/wiki/Vasudeva | http://saraswati.pro/wiki/Vasudeva | ||
+ | |||
[[Категория:ШЧСМ]] | [[Категория:ШЧСМ]] | ||
− |
Текущая версия на 18:55, 31 августа 2016
Васудева — 1. Господь Кришна как сын царя Васудевы.
2. Общее представление о Боге как Личности. Санскритское слово «васу» означает «обитель», а дева — «божество». В «Махабхарате» Шри Кришна объясняет: «Я верховная обитель всех живых существ, поэтому Меня называют Ва̄судевой» (сарвабхӯта̄дхива̄саш́ ча ва̄судевас тато хй ахам) (книга 12: «Мокшадхарма»). Другое значение слова «васу» — «богатство». Шрила Джива Госвами объясняет: «Господь говорит в „ Шримад-Бхагаватам“ (11.19.39): „Принципы религии — это истинное богатство, к которому стремятся люди (дхарма иш̣т̣ам̇ дханам̇ нр̣н̣а̄м̇)“. Господь обладает Сам и помогает другим обрести это богатство, то есть преданность Личности Бога (бхагавата-дхарму), поэтому Его называют Ва̄судева» («Бхагавата-сандарбха», 5.103.49).
В Бхагавад-гите (7.19) сказано, что после многих рождений мудрец постигает: ва̄судевах̣ сарвам ити — «таким образом, все есть Васудева». Что значит «все»? Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «Кто есть Васудева? Тот, Кто связан с величайшим началом в бытии и малейшим началом. Тот, Кто способен принять в Себя, объять Собой все сущее. И Тот, Кто живет во всем сущем. Он существует повсюду, во всем — и вне всего — это Васудева. Васудева значит Кришна без Его преданных. Выше уровня Брахмана существует уровень Пурушоттамы — это Васудева [Бхагавад-гита, 15.16–18]». Таким образом, имеются в виду следующие свойства Всевышнего:
• Все пребывает во Всевышнем (Бхагаване) и пронизано Им. Он объединяет в Себе всеохватывающий (Брахмáн) и всепроникающий (Параматма) аспекты реальности.
• Все исходит из Всевышнего и поддерживается Им.
• Всевышний вне всего, Он пребывает за пределами материального бытия и не смешивается со Своим творением.
Подобные описания Личности Бога содержатся в следующих стихах Бхагавад-гиты: 8.9; 9.4–6; 13.13–18.
В «Шримад-Бхагаватам» (4.3.23) Васудева назван вишуддха-саттвой. Шуддха-саттвой называют саттва-гуну, которая не подвержена осквернению, а «ви-» — приставка со значением усиления качества. Смысл слова «вишуддха», согласно Дживе Госвами, таков: «в этом измерении нет ни тени материального». В материальном мире даже гуна благости (саттва-гуна) осквернена примесями раджо-гуны и тамо-гуны. Но шуддха-саттва — это саттва-гуна, свободная от этих примесей. Уровень шуддха-саттвы называют уровнем ва̄судевы, потому что, возвысившись до этого уровня сознания, можно постичь Личность Бога, Васудеву. Подробное объяснение смысла этого стиха, а также толкование понятия «Васудева» как энергии и обители Господа приведено в «Бхагавата-сандарбхе» (5.103.47–49) Шрилы Дживы Госвами. Бхагавад-гита (14.26,27) также утверждает, что тот, кто служит Господу, избавляется от влияния трех гун, достигая уровня Брахмана, и затем постигает Бхагавана — Личность Бога.
В «Шримад-Бхагаватам» (2.2.33) сказано: на хй ато ’нйах̣ ш́ивах̣ пантха̄, виш́атах̣ сам̇ср̣та̄в иха / ва̄судеве бхагавати, бхакти-його йато бхавет — «Для тех, кто блуждает в материальной вселенной, нет лучшего метода освобождения, чем преданное служение Господу Кришне, Ва̄судеве».— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов: В