Привязанность — различия между версиями
Sbd (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{начало цитаты}} Одно из свойств ума, или читты, состоит в том, чтобы откликаться на запро…») |
Sbd (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{начало цитаты}} | {{начало цитаты}} | ||
− | Одно из свойств ума, или читты, состоит в том, чтобы откликаться на запросы органов чувств. Когда ум исполняет их указания и сосредоточивается на каком-либо объекте, живое существо испытывает '''привязанность''' или отвращение. | + | Одно из свойств ума, или читты, состоит в том, чтобы откликаться на запросы органов чувств. Когда ум исполняет их указания и сосредоточивается на каком-либо объекте, живое существо испытывает '''привязанность''' или отвращение.<br /> |
+ | <br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | Слово лаулья имеет значения “беспокойство”, “алчность” или “желание”. Известны два вида беспокойств — беспокойство ума и беспокойство разума. Одно из свойств ума, или читты, состоит в том, чтобы откликаться на запросы органов чувств. Когда ум исполняет их указания и сосредоточивается на каком-либо объекте, живое существо испытывает привязанность или отвращение. По этой причине различают два вида беспокойств ума — волнение вследствие привязанности и волнение, вызванное отвращением. В “Бхагавад-гите” (2.67) сказано:<br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | индрийа̄н̣а̄м̇ хи чарата̄м̇ йан мано ‘нувидхӣйате<br /> | ||
+ | тад асйа харати праджн̃а̄м̇ ва̄йур на̄вам ива̄мбхаси<br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | “Как сильный ветер уносит корабль прочь по водам, так и у того, чьи чувства блуждают: увлеченный ими, ум уносит прочь его разум”. Также, в “Бхагавад-гите” (3.34) указывается:<br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | индрийасйендрийасйа̄ртхе ра̄га-двеш̣ау вйавастхитау<br /> | ||
+ | тайор на ваш́ам а̄гаччхет тау хй асйа парипантхинау<br /> | ||
+ | <br /> | ||
+ | “Есть средства управлять влечением и отвращением, исходящим от чувств и объектов чувств. Не следует быть во власти влечения и от-вращения: это — камни преткновения на пути к самоосознанию”. Подчинить себе лаулью, проявляющуюся в виде взволнованности ума, возможно, найдя прибежище у богини Бхактидеви. И наставление Бхактидеви состоит в следущем: в случае, если причина беспокойств кроется в жажде мирских наслаждений, и эти беспокойства стали главным препятствием в практике преданного служения, вся деятельность чувств должна быть согласована со служением Господу, а привязанность к наслаждению чувств следует преобразовать в привязанность к Господу. При этом ум вайшнава сосредоточен на преданном служении и находит убежище в этой благотворной привязанности. Глаза, уши, нос, язык и осязание известны как чувства познания; руки, ноги, анус и прочие органы — это действующие чувства. Когда объекты всех этих чувств ассоциируются с чувством преданности, ум бхакты сосредоточен на Господе. Вкус, форма, запах, осязательные ощущения и звук есть объекты чувств; нам следует пробудить в себе чувство преданности, связанное со всеми ими, и наслаждаться этим чувством — в этом случае наше преданное служение будет развиваться. Что же до отвращения, то его следует направить на объекты, неблагоприятные для преданного служения; а привязанность следует обратить к благоприятным. До тех же пор, пока мы не победим в себе беспокойство разума, как мы сможем умиротворить ум? С прекращением беспокойств разума ум способен, опираясь на его силу, управлять своим влечением и отвращением. | ||
{{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhaktya_loka/ Бхактья-лока] / [http://saraswati.pro/books/bkhaktya_loka/shest_porokov_vragov_bkhakti/ Шесть пороков – врагов бхакти] / [http://saraswati.pro/books/bkhaktya_loka/shest_porokov_vragov_bkhakti/laulya-chrezmernye-volneniya-ili-zhadnost/ Лаулья - Чрезмерные волнения, или жадность]}} | {{конец цитаты|Книга [http://saraswati.pro/books/bkhaktya_loka/ Бхактья-лока] / [http://saraswati.pro/books/bkhaktya_loka/shest_porokov_vragov_bkhakti/ Шесть пороков – врагов бхакти] / [http://saraswati.pro/books/bkhaktya_loka/shest_porokov_vragov_bkhakti/laulya-chrezmernye-volneniya-ili-zhadnost/ Лаулья - Чрезмерные волнения, или жадность]}} | ||
Текущая версия на 04:36, 6 мая 2017
Одно из свойств ума, или читты, состоит в том, чтобы откликаться на запросы органов чувств. Когда ум исполняет их указания и сосредоточивается на каком-либо объекте, живое существо испытывает привязанность или отвращение.
Слово лаулья имеет значения “беспокойство”, “алчность” или “желание”. Известны два вида беспокойств — беспокойство ума и беспокойство разума. Одно из свойств ума, или читты, состоит в том, чтобы откликаться на запросы органов чувств. Когда ум исполняет их указания и сосредоточивается на каком-либо объекте, живое существо испытывает привязанность или отвращение. По этой причине различают два вида беспокойств ума — волнение вследствие привязанности и волнение, вызванное отвращением. В “Бхагавад-гите” (2.67) сказано:
индрийа̄н̣а̄м̇ хи чарата̄м̇ йан мано ‘нувидхӣйате
тад асйа харати праджн̃а̄м̇ ва̄йур на̄вам ива̄мбхаси
“Как сильный ветер уносит корабль прочь по водам, так и у того, чьи чувства блуждают: увлеченный ими, ум уносит прочь его разум”. Также, в “Бхагавад-гите” (3.34) указывается:
индрийасйендрийасйа̄ртхе ра̄га-двеш̣ау вйавастхитау
тайор на ваш́ам а̄гаччхет тау хй асйа парипантхинау
“Есть средства управлять влечением и отвращением, исходящим от чувств и объектов чувств. Не следует быть во власти влечения и от-вращения: это — камни преткновения на пути к самоосознанию”. Подчинить себе лаулью, проявляющуюся в виде взволнованности ума, возможно, найдя прибежище у богини Бхактидеви. И наставление Бхактидеви состоит в следущем: в случае, если причина беспокойств кроется в жажде мирских наслаждений, и эти беспокойства стали главным препятствием в практике преданного служения, вся деятельность чувств должна быть согласована со служением Господу, а привязанность к наслаждению чувств следует преобразовать в привязанность к Господу. При этом ум вайшнава сосредоточен на преданном служении и находит убежище в этой благотворной привязанности. Глаза, уши, нос, язык и осязание известны как чувства познания; руки, ноги, анус и прочие органы — это действующие чувства. Когда объекты всех этих чувств ассоциируются с чувством преданности, ум бхакты сосредоточен на Господе. Вкус, форма, запах, осязательные ощущения и звук есть объекты чувств; нам следует пробудить в себе чувство преданности, связанное со всеми ими, и наслаждаться этим чувством — в этом случае наше преданное служение будет развиваться. Что же до отвращения, то его следует направить на объекты, неблагоприятные для преданного служения; а привязанность следует обратить к благоприятным. До тех же пор, пока мы не победим в себе беспокойство разума, как мы сможем умиротворить ум? С прекращением беспокойств разума ум способен, опираясь на его силу, управлять своим влечением и отвращением.— Книга Бхактья-лока / Шесть пороков – врагов бхакти / Лаулья - Чрезмерные волнения, или жадность