Баларама
Баларама (Баладева) — первое полное проявление Господа Кришны, Его «второе Я». Шрила Шридхар Махарадж объясняет отношения Кришны и Баладевы, описанные в «Махабхарате», следующим образом: «Дурьодхана был любимым учеником Баладевы (старшего брата Кришны), которого Баладева обучал битве на палицах. Когда началась война, Баладева отправился в паломничество, чтобы Ему не пришлось поддерживать Дурьодхану . Кришна чувствовал: „Поскольку Мой брат оставил Своего любимца и предпочел не участвовать в войне, Я тоже не могу сражаться в полной мере“. Но, в действительности, Кришна не мог оставить сторону истины, Он сочувствовал Пандавам. Чтобы сохранить баланс сил, Кришна отдал Свою армию враждебной стороне, а Сам пообещал не брать в руки оружия и быть лишь колесничим Арджуны. Однако физическая сила не является высшим достижением. Мудрое руководство — это все и вся. Кришна по природе Своей встает на сторону праведных личностей. Противоположному лагерю была присуща демоническая природа, но Баладева, брат Кришны, был на ее стороне. Баладева является Гуру Шивы («Шримад-Бхагаватам», 5.17.16; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.8). Такова политика в Творении. Позитивное и негативное начала маршируют рука об руку. Махадева, Шива, является лидером оппозиционной партии. И, тем не менее, он преданный Кришны (ваиш̣н̣ава̄на̄м̇ йатха̄ ш́амбхух̣ [„Шримад-Бхагаватам“, 12.13.16]). Иногда лидер просит своих собственных людей встать на сторону враждебного лагеря, используя их затем в своих целях. Мы видим такое в мире политики. Прямое и косвенное — два начала. Тезис, затем антитезис и точка гармонии — синтез. Так развиваются игры Абсолюта
— Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / "Словарь имен и терминов"/ Б
Баларама (Балара̄ма) – первое полное проявление Кришны. В аударья-лиле – Нитьянанда. Изначальный духовный учитель.
— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало) / Словарь имен и терминов: Б
Характер Баларамы
Когда Кришна затеял игру со своими друзьями, пастушками, они разделились на две соперничающие команды: в одной был Кришна, а в другой — Его брат, Баларама. Проигравшие должны были носить на плечах победителей. Это наказание было одновременно и их служением. Баларама обладает недюжинной силой, в команде Кришны с Ним может соперничать только Шридам. Даже Сам Кришна уступает Балараме в сражении. Характер Баларамы таков, что Он никогда, не признает Своего поражения в игре, напротив, оно приводит Его в ярость и придает новые силы. Но иногда под видом пастушков в игру прокрадываются демоны, как это сделали Праламбасура и Вйомасура, чтобы похитить кого-нибудь из мальчиков, Праламбасуре досталось нести на плечах Балараму, и он увлек Его в глубокую чашу. Но когда Баларама понял, что несет Его вовсе не пастушок, а демон, Он одним ударом раскроил ему голову. Так Сама Истина в высшем Ее проявлении не только устраняет все препятствия — а именно их и олицетворяют демоны — но и приносит своим преданным блаженство, являя Свои полные нектара деяния. А сладчайший нектар олицетворяет Собой Кришна. В другой раз Кришне пришлось иметь дело с демоном Шишупалой — нужно было найти способ его уничтожить. Для этого Он призвал на совет Балараму и Уддхаву. Но что бы Кришна ни предложил, Баларама всему противился. Он отвергал любой план действий: «Да зачем все это нужно? Предоставь дело Мне, и Я убью его одним ударом! К чему все эти ухищрения?» И всякий раз Уддхава, убежденный противник насилия, принимался увещевать Балараму. Эта замечательная история показывает, как разлад и противоборство делают лилы Господа еще прекраснее. Балараму еще называют Мушаладхарой, «Прекрасно владеющим булавой» — само это имя указывает на Его неприязнь к дипломатии и изощренным интеллектуальным играм. Баларама предпочитает все решать ударом Своей булавы. Он больше полагается на физическую силу, чем на ум. Только Кришна обладает способностью разрешать самые сложные, самые непримиримые конфликты. Приводить в гармонию и означает уметь подчинять противостоящие стороны и управлять ими.
— Книга Онтология мира прекрасного / Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махрадж / Красота значит гармония
Непостижимость Баларамы
Первые пять стихов этой главы содержат мангалачарану, молитву о ниспослании благодати*. В первом стихе автор выражает почтение Шри Чайтанье Махапрабху и Нитьянанде, во втором стихе обращается к Шри Чайтанье Махапрабху как к Верховной Личности Бога. В третьем стихе он говорит, что Шри Чайтанья Махапрабху — это сам Господь Кришна, сын Яшоды, а Нитьянанда — Баларама, сын Рохини. В четвертом стихе автор прославляет облик, качества и игры Чайтаньячандры. В пятом стихе он прославляет преданных Господа Чайтаньи. В этих молитвах открывается, что поклонение преданным выше, чем даже поклонение Верховному Господу. Затем автор преклоняется перед изначальным Санкаршаной, Нитьянандой-Баладэвом, своим духовным учителем, который, проявляясь как Ананта, служит Шри Кришне Чайтанье в десяти различных формах, а проявляясь как Шеша, держит вселенные на своих головах и тысячами уст славит Шри Чайтанью. Даже Махадэв, величайший из богов, поклоняется Шри Нитьянанде. Поэтому Нитьянанда — джагад-гуру (Учитель всего мира), и только по Его милости можно обрести вечное служение Шри Кришне Чайтанье. Автор также говорит о том, что раса-лила Баларамы вечна, как и раса-лила Шри Кришны. Чтобы опровергнуть ложные взгляды, вступающие в противоречие с этими заключениями писаний, он приводит в качестве свидетельства стихи «Шримад-Бхагаватам». Говоря о славе Господа Баларамы, автор подчеркивает, что Баларама во всем равен Шри Кришне, сыну Махараджа Нанды, но, тем не менее, считает себя Его слугой. В служении Кришне Он принимает различные образы: друга, брата, опахала, ложа, дома, зонта, одеяний, украшений и трона. Нитьянанда-Баларама непостижим, как и Гаура-Кришна. Его сущность остается загадкой даже для Брахмы и Шивы. В образе Шеши Баларама поддерживает всю вселенную и тысячами своих уст непрестанно прославляет Кришну. Шри Нитьянанда это сам Баларама, и наоборот — первоначальный Санкаршана, Шри Баларама, — это Нитьянанда. Только вручив себя Ему, можно избавиться от иллюзии (майи) и обрести служение Гаура-Кришне. Шрила Вриндаван дас Тхакур написал «Шри Чайтанья-мангалу» («Шри Чайтанья-бхагавату») по указанию и особой милости Шри Нитьянанды. Автор полностью лишен гордыни: написав книгу, которую почитают как величайшее богооткровенное писание, он смиренно утверждает, что душа в материальном мире находится всецело во власти майи и не способна описать Бога, Повелителя майи. Лишь по своей беспричинной милости, Верховный Господь проявляется в сердце дживы, благословленной духовным учителем.
</div>— Книга Шри Чайтанья Бхагавата, Деяния Шри Чайтаньи. Ади-кханда (Начало) / Глава 1. Описание деяний Шри Чайтаньи / Краткое содержание первой главы
</blockquote>