Шримад-Бхагаватам

Материал из Saraswati
Версия от 20:04, 11 октября 2015; Tulasy.rany (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{начало цитаты}} '''«Шримад-Бхагаватам»(«Бхагавата-пурана»)''' — «почитаемое и прекрасное…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

«Шримад-Бхагаватам»(«Бхагавата-пурана») — «почитаемое и прекрасное (Шримад) повествование о Верховной Личности Бога (Сваям Бхагаване, Шри Кришне)». Выдающееся вайшнавское произведение, в котором описывается высшее положение Господа Кришны, Его деяния и служение Ему, основанное на преданности и любви. «Шримад-Бхагаватам» состоит из двенадцати песней. В первой песни перечисляются основные аватары Кришны, а в последующих содержится подробное их описание. В десятой и одиннадцатой песнях излагается история явления Господа Кришны, Его юность и деяния в качестве царя, а также наставления Своим преданным (такие как «Уддхава-гита»). «Шримад-Бхагаватам» содержит описания жизни святых, таких как Прахлада Махарадж, которые помогают встать на путь преданности Абсолюту. Он повествует о том, как, пребывая в мире материи, двигаться по направлению к Богу.

История «Шримад-Бхагаватам» начинается, когда, записав Веды, «Веданта-сутру», Пураны и «Махабхарату», мудрец Вьяса не чувствовал удовлетворения в сердце и пытался понять причину этого. В этот момент перед ним явился его Гуру, Нарада Муни. Шрила Шридхар Махардаж объясняет: «Перед тем как был написан „Шримад-Бхагаватам“, мудрец Нарада явился к своему ученику Вьясадеву и сделал ему суровый выговор [„Шримад-Бхагаватам“, 1.5.15]: „Что ты делал все это время? Ничего! Более того, ты совершил серьезную ошибку! В наставлениях о религиозном долге, с которыми ты обратился к людям, ты одобрил мирской труд, направленный на исполнение материалистичных желаний. Люди и так склонны к такому труду. Они по природе своей стремятся к дхарме, артхе, каме и мокше (благочестию, богатству, наслаждениям и освобождению). В твоих наставлениях дхарма, артха, кама и мокша представлены в упорядоченном и отшлифованном виде, но все это и так знакомо людям. Что ты дал им нового? Ты ошибся! Ты рассказал о том, что есть грех, но ничего не поведал о настоящем благе. Воздержание от еды — следствие переедания, а мокша [освобождение в отречении] не более чем следствие эксплуатации. Когда мы выбираем из ‘плохого’ и ‘не плохого’, ‘не плохое’ не означает ‘хорошее’ в положительном смысле слова. Когда столь великий мудрец советует людям стремиться к мокше, освобождению, дать им что-то большее будет очень трудно. Вьясадева — величайший авторитет. Никто не прислушается к другим советам. В этом совершенное тобою зло, в этом твоя вина, и ты сможешь ее искупить, лишь указав им иную цель, помимо упомянутых четырех. Тебе следует самому взяться за перо. Все, данное тобою до сих пор, в большей или меньшей степени негативно. Теперь же ты должен дать нечто позитивное“».

После всего сказанного Нарада Муни изложил основы «Шримад-Бхагаватам» в десяти шлоках и повелел Вьясадеву: «Объясни их смысл. Иначе все писания, которые ты составил с таким трудом, будут лишь неполным и несовершенным описанием Истины». Вьяса стал размышлять и составил «Бхагаватам», создав комментарии к первоначальным шлокам Нарады. После этого в Бадарикашраме, своей гималайской обители, Вьясадева поделился этим откровением со своим сыном Шукадевом, который был известен тем, что родился просветленным. Шукадев не носил одежды, жил в лесах и постоянно был погружен в духовный транс осознания себя душой.

Незадолго до наступления эпохи Кали — века деградации и безбожия, юный брáхман, разгневанный тем, что владыка ведической империи, царь Парикшит, не выказал должного уважения его отцу, проклял Парикшита принять смерть в течение семи дней. Узнав об этом, царь удалился на берег Ганги, в место под названием Шукратала, где стал готовиться к наступающей смерти в окружении подвижников и мудрецов. Там к нему пришел святой Шукадев Госвами, чтобы поведать царю духовное знание в последние дни его жизни. Их беседа продолжалась семь дней.

Шукадев вдохновенно рассказывал: «Я всегда считал, что высшее знание — это учение о бесформенном и однородном Брахмáне. Но благословение моего отца позволило мне понять нечто большее — он поведал мне о лилах Бхагавана, Шри Кришны. Сегодня я расскажу то, что узнал» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10; 2.1.9). Шукадев объяснил, что цель человеческой жизни — осознание Абсолютной Истины, которую он описал как Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Итак, Вьясадева услышал «Шримад-Бхагаватам» от Нарады, а затем, с бóльшим количеством подробностей и в большем объеме, поведал его своему сыну Шукадеву. Шукадев передал это знание мудрецам и царю Парикшиту в Шукратале — это был третий пересказ. Среди мудрецов в Шукратале был Сута Госвами, наделенный удивительными способностями. Он был шрутидхара — человек, который в точности запоминает все услышанное с первого раза. В начале Кали-юги мудрецы собрались в лесу Наимишаранья для проведения обряда жертвоприношения. Они обратились к Суте Госвами: «Мудрец! Каждый должен стремиться познать Абсолютную Истину. Ты был среди тех, кто слушал „Шримад-Бхагаватам“ из уст самого Шукадева в Шукратале. Это было столь значимое событие, и ты запомнил услышанное слово в слово. Мы просим тебя рассказать об этом. По вечерам, когда мы свободны от своих обязанностей, мы с радостью будем внимать тебе». Сута Госвами каждый вечер рассказывал «Бхагаватам» мудрецам. Так это великое знание было поведано в четвертый раз. Множество риши, ученых и брáхманов, совершавших ягью в Наимишаранье, собрались, чтобы слушать его.

Позже Вьясадева рассказал об этом выдающемся событии в своей книге на благо всех живых существ. Он был великим йогом и благодаря мистическим способностям мог видеть и ощущать все происходящее. В «Махабхарате» он подробно описал битву на Курукшетре. Более того, он мог наделять своей мистической силой других: по милости Вьясадевы Санджая мог видеть все, что происходило на Курукшетре. Таким образом, последний, пятый пересказ «Шримад-Бхагаватам», поведанный Сутой Госвами и записанный в Гималаях Вьясадевой, является представленным ныне текстом «Бхагавата-пураны». «Шримад-Бхагаватам» именуют «Маха-пураной», величайшей из Пуран. В самом «Бхагаватам», в первой песни, сказано: «Сняв „сливки“ всех ведических писаний и летописей вселенной [сарва-ведетиха̄са̄на̄м̇ са̄рам̇ са̄рам̇ самуддхр̣там], Шри Вьясадева поведал „Шримад-Бхагаватам“ своему сыну, самому почитаемому среди просветленных мудрецов» (1.3.41). «О искушенные и вдумчивые люди, насладитесь „Шримад-Бхагаватам“, зрелым плодом древа желаний ведических писаний [нигама-калпа-тарор галитам̇ пхалам̇]. Он изошел из уст Шукадева Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая даже освобожденные души» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.3). В двенадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что «„Шримад-Бхагаватам“ — суть всей философии Веданты [сарва-веда̄нта-са̄рам̇ хи]. Тот, кто хоть раз испытал удовлетворение, вкусив его нектар, уже никогда не привлечется ничем иным» (12.13.15).

Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет суть откровения «Шримад-Бхагаватам» в своей работе «„Бхагавата-пурана“. Ее философия, этика и теология»: «Какова цель нашего духовного развития, наших молитв, нашей преданности, нашего союза с Богом? „Бхагавата“ утверждает, что идеал — не наслаждение или скорбь, но постоянный прогресс в духе святости к состоянию абсолютной гармонии. (Шрила Рупа Госвами в „Бхакти-расамрита-синдху“ (1.2.22) утверждает: „До тех пор, пока в сердце живут злые духи: наслаждение и отречение, там никогда не пробудится упоительная преданность Кришне“). В книгах индуизма, имеющих широкое распространение среди обычных людей, раджо- и тамо-гуны представлены как атрибуты различных путей религиозного поклонения. Там мы находим описания рая как самого прекрасного места, которое не сравнится ни с чем на Земле, а ад явлен нашему воображению как нечто ужасное, пугающее картинами жестоких страданий и невыносимых пыток. Кроме рая упоминаются и другие блаженные места, доступные праведникам. Что касается ада, то он насчитывает восемьдесят четыре уровня, некоторые из которых более устрашающи, чем тот, что был описан Джоном Мильтоном в книге „Потерянный рай“. Однако все это — не более чем поэтический вымысел, созданный по указанию правителей страны для того, чтобы держать в узде злые помыслы невежественных людей, не способных понять заключений философии.

Религия „Бхагаваты“ свободна от такого рода поэзии. Хотя в некоторых из ее глав мы и находим описания ада и рая, так же, как и изложения вымышленных (аллегорических) повествований, следует понимать — и об этом говорится в самой книге, — что все они включены ради блага простых, невежественных людей и для предотвращения безнравственного поведения людей низких и порочных. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что „Бхагавата“ предупреждает о будущем наказании и награждении людей за совершенные ими (соответственно) греховные или праведные поступки. Однако любые утверждения, приведенные на ее страницах, помимо истинно духовных знаний, следует считать переписанными из анналов более древних сказаний с целью сохранения литературной преемственности, а также для того, чтобы положить конец чтению этих отживших свой срок книг. <…>

„Бхагавата“ не позволяет своим последователям просить у Бога ничего, помимо вечной любви к Нему Одному. (В третьей песни „Шримад-Бхагаватам“ (3.29.13) Господь Капила дает наставления Своей матери Девахути: „Чистый преданный не желает ничего, помимо служения Кришне, и потому отвергает все виды освобождения: салокью, саршти, самипью, сарупью и саюджью, даже если Верховный Господь предлагает их ему“). Царство на Земле, красоты рая или способность управлять материей никогда не являются объектами молитв вайшнава. Истинный вайшнав смиренно и кротко молит Господа: „О мой Отец, Повелитель, Друг, Супруг моей души! Да прославится во веки веков Имя Твое! Я не прошу у Тебя ничего из того, что Ты и так даешь всем и каждому. Я постоянно совершал грехи и тем самым жестоко оскорблял Тебя. Теперь я жалобно молю Тебя о милости ко мне. Пусть же Твоя святость коснется моей души и освободит меня из плена мертвой материи! Пусть мой дух, исполненный чувства абсолютной любви и смиренной преданности, будет сосредоточен на служении Тебе Одному!

Я называю Тебя: ‘Мой Бог!’ — так пусть же душа моя будет поглощена осознанием Твоего величия. Я обращаюсь к Тебе: ‘О мой Друг!’ — так пусть же душа моя устремляется к Тебе, исполненная благоговейной радости, но не страха или отстраненного почитания. Я зову Тебя: ‘О мой Супруг!’, — так пусть же душа моя будет вечно связана с Тобой узами любви, и пусть в ней не будет ни отвращения, ни ненависти к Тебе! О Господь! Позволь мне прийти к Тебе любым из этих путей, чтобы я смог обрести вечную духовную любовь. И пусть наступит мир для всех существ!“ Такова молитва преданного „Бхагаваты“» («„Бхагавата-пурана“. Ее философия, этика и теология», подзаголовок «Прайоджана» (цель духовного пути). Данная публикация представляет собой статью, составленную на основе лекции, прочитанной Шрилой Бхактивинодом Тхакуром в 1869 году в Динаджпуре и отредактированной Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой).

Эти слова Шрилы Бхактивинода Тхакура не следует толковать как опровержение существования адских (нарака) или райских (сварга) миров. В Бхагавад-гите упомянуты эти уровни бытия (нарака: 1.43; 16.16; сварга: 2.37; 2.43; 9.20,21). Сам Бхактивинод Тхакур пишет в «Джайва-дхарме» (том I, глава 16): «Покрывая грубыми и тонкими материальными телами, сковывая гунами природы и больно дергая за „веревки“ кармы, Майя отправляет в рай или низвергает в ад те души, которые, забыв о своем духовном благе, отвращаются от Кришны и отправляются на поиски эгоистического счастья». Схожее утверждение содержится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.11).

Скорее, имеется в виду то, что описания ведической космологии, приводимые в пятой песни «Шримад-Бхагаватам» (26 глава), не следует трактовать как буквальную «конституцию» или непосредственные описания загробного царства. Шрила Джива Госвами подтверждает, что некоторые из описаний Пуран имеют аллегорический характер или могут быть признаны в качестве поверхностных утверждений («Бхагавата-сандарбха», 1.31.6; «Кришна-сандарбха», 1.29.26–28,67,68). Примечательно также, что в «Шри Чайтанья-чаритамрите», излагающей учение и деяния Шри Чайтаньи Махапрабху, не представлена подробно часть космологии «Шримад-Бхагаватам», посвященная описанию адских миров.

Наказание для грешников и материалистов, наиболее часто упоминаемое в Бхагавад-гите, — это пребывание в исполненном страданий материальном мире: «рождение среди людей или в телах животных» (14.15), «рождение в утробах низменных и демоничных форм жизни» (16.19), «рабство в мире материи» (16.5), «скитание в мире рождений и смертей» (9.21).

Главным же образом Шрила Бхактивинод Тхакур в своем объяснении сути «Шримад-Бхагаватам» выступает против того, чтобы боязнь попадания в ад или желание достижения рая являлись мотивом служения Кришне. Шрила Шридхар Махарадж также объясняет, что бхагавата-дхарма, практика сознания Кришны, основана на «вкусе» (ручи, раса), на естественном стремлении души к всепривлекающему Кришне. Согласно «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6), бхакти, преданность Богу, есть ахаитуки, «беспричинная». Это естественная склонность души, которая пробуждается благодаря общению с вайшнавами, слугами Всевышнего («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.83).

Многочисленные свидетельства из других ведических писаний, подтверждающие уникальное и возвышенное положение «Шримад-Бхагаватам», приведены Шрилой Дживой Госвами в «Таттва-сандарбхе» (3.19–26).

В частности, в «Падма-пуране» сказано: «„Бхагавата“ — величайшая среди всех Пуран. На каждой ее строке мудрецы прославляют Кришну многочисленными способами» (Уттара-кханда, 193.3).

«Матсья-пурана» также прославляет «Бхагаватам»: «В начале одной из Пуран в центре обсуждения находится мантра Гаятри. В этой книге описаны основные принципы истинной религии, а также рассказывается о гибели демона Вритры. Эта Пурана известна под названием „Шримад-Бхагаватам“. Человек, который перепишет копию „Бхагаватам“, поместит ее на трон с золотыми львами и подарит кому-нибудь в день полной луны месяца Прауштхапада, достигнет высшей цели жизни. Говорится, что эта Пурана состоит из восемнадцати тысяч стихов» (53.20–22).

В «Сканда-пуране» сказано: «Какой смысл собирать сотни и тысячи других писаний? Если человек, живущий в Кали-югу, не имеет дома книги „Бхагаватам“, то как можно считать его вайшнавом? <…> О мудрец, любой человек, ежедневно читающий с преданностью хотя бы один стих из „Бхагаватам“, обретет благо, равное благу от изучения всех восемнадцати Пуран» (Вишну-кханда, 5.16.40,42,44,331).

В «Гаруда-пуране» говорится: «Это самая полная [из Пуран]. Она раскрывает суть „Веданта-сутры“ и разъясняет смысл „Махабхараты“, она является комментарием к Гаятри-мантре и подводит итог посланию Вед. Она изошла непосредственно от Личности Бога и подобна „Сама-веде“ среди Пуран. Это произведение из двенадцати песней, сотен глав и восемнадцати тысяч стихов называется „Шримад-Бхагаватам“».

Шрила Джива Госвами объясняет («Таттва-сандарбха», 3.22.3): «Фраза „подобна ‘Сама-веде’ среди Пуран“ означает „лучшая из них“, подобно тому, как „Сама-веда“ — лучшая из Вед. Люди, обусловленные сильным влиянием на них материальных гун страсти и невежества, могут не понимать, что другие Пураны также приводят к Личности Бога. Но как „Сама-веда“ объединяет в одном послании и примиряет различные противоречивые утверждения, относящиеся к трем разделам Вед, аналогично этому и все Пураны в конечном счете прославляют того же самого Шри Бхагавана, чью славу утверждает „Бхагаватам“. Как говорится: „Повсюду — и в Ведах, и в ‘Рамаяне’, и в Пуранах, и в ‘Махабхарате’, в их начале, середине и конце — поется хвала Господу Хари“ [„Махабхарата“, Сварга-парва, 6.93]».

Также в «Таттва-сандарбхе» (26.2) Шрилы Дживы Госвами приведена уникальная шлока об интонациях различных ведических писаний и славе «Шримад-Бхагаватам», принадлежащая перу вайшнава XIII века, Вопадеве. Она содержится в комментарии Вопадевы на избранные главы «Шримад-Бхагаватам» под названием «Муктапхала» и представляет собой цитату высказывания друга Вопадевы по имени Хемадри (вайшнава, ученого и премьер-министра двух царей Южной Индии):

ведах пуранам кавйам ча прабхур митрам прийева ча бодхайантити хи прахус тривад бхагаватам пунах

«Веды дают наставления подобно учителю, Пураны — подобно другу, поэзия — подобно возлюбленному. „Бхагаватам“ же учит всеми тремя способами». В пятнадцатой главе Бхагавад-гиты Кришна провозглашает: «Цель всех Вед — познать Меня» (15.15). Подробно же о жизни, деяниях и наставлениях Кришны повествует «Шримад-Бхагаватам», книга о всепривлекающем Сваям Бхагаване, Верховной Личности Бога. В первой песни «Бхагаватам» утверждается: «Этот „Шримад-Бхагаватам“ сияет словно солнце, взошедшее сразу же после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и прочим, удалился в Свою обитель. Эта Пурана принесет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали» (1.3.43).

— Книга "Словарь имен и терминов"/ А