Гьяна-йога

Материал из Saraswati
Версия от 06:46, 9 октября 2015; Kvtu (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{начало цитаты}} '''Гьяна-йога (Джнана-йога, Санкхья-йога)''' — практика осознания себя душо…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Гьяна-йога (Джнана-йога, Санкхья-йога) — практика осознания себя душой и постижения Брахмáна с помощью размышлений о различии духа и материи (санкхья). Санкхья означает «анализ», «распознавание». В Бхагавад-гите философия отличия души от материи представлена во второй главе «Санкхья-йога». В Бхагавад-гите (3.3) объясняется, что санкхья- и гьяна-йога — это одна и та же практика, называемая разными именами: джн̃а̄на-йогена са̄н̇кхйа̄на̄м̇. Указано также, что в процессе следования карма-йоге можно обрести тот же результат, что и благодаря санкхья-йоге (Бхагавад-гита, 5.4,5).

Четвертая глава Бхагавад-гиты, «Гьяна-йога», не имеет отношения к санкхья-йоге. Слово «гьяна» в ее названии употреблено в другом значении — вигьяна, духовное знание в широком смысле (см. статью «Гьяна», третье значение). Основная тема четвертой главы — это обретение бессмертного знания (4.1–3) в мире рождения и смерти благодаря откровениям аватаров (4.6–9) и принятию духовного учителя (4.33,34). В этой главе рассматриваются разнообразные виды духовных практик. Ее название значит «Йога обретения духовного знания» в самом широком значении (как знания о Брахмане, Параматме, Бхагаване), тогда как гьяна-йога в значении «санкхья-йога» не предполагает достижения выше, чем постижение Брахмана («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.83). Без элемента бхакти, преданности, гьяна-йога приводит лишь к брахма-нирване, освобождению в Брахмане — достижением этого уровня бытия завершается вторая глава Бхагавад-гиты, «Санкхья-йога», «Душа в мире материи» (брахма-нирва̄н̣ам р̣ччхати: 2.72).

Философию санкхьи с элементом бхакти-йоги излагает Капиладев — воплощение Господа (аватар) и один из двенадцати великих мудрецов (махаджан) — в третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.26,27 — санкхья-йога; 3.28 — дхьяна-йога). Выслушав наставления Капилы, Его мать, Девахути, обращается к Нему с просьбой: «О мой Господь, Ты уже дал научное описание признаков совокупной формы материальной энергии и свойств духа в соответствии с философией санкхьи (са̄н̇кхйеш̣у катхитам̇). Теперь, пожалуйста, расскажи о пути преданного служения (бхакти-йогасйа ме ма̄ргам̇), который является фундаментом (йан-мӯлам̇) этой и других духовных систем» («Шримад-Бхагаватам», 3.29.1,2).

Практика санкхья-йоги описана во многих местах в «Шримад-Бхагаватам»:
«Каждая обусловленная душа получает материальные тела двух видов: грубое тело, состоящее из пяти грубых элементов, и тонкое, состоящее из трех тонких элементов. Душа находится внутри этих тел. Чтобы обнаружить душу, нужно исследовать все, что ее окружает, говоря: „Это не душа, это не душа“. Так человеку надлежит учиться различать материю и дух» (7.7.23). «Пока ум не достиг счастья духовного самоосознания, человеку нужно анализировать временную природу материальных объектов в космосе, на земле и в микромире. Ему следует постоянно наблюдать процессы творения и разрушения, происходящие в природе под действием разнонаправленных сил. Когда человек достигает отвращения ко временной, иллюзорной природе этого мира и таким образом отрекается от него, его ум, направляемый предписаниями его духовного учителя, размышляет снова и снова над природой этого мира и постепенно оставляет ложное отождествление с материей» (11.20.23).

Санкхья-йоге посвящена вся двадцать восьмая глава одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» — «Гьяна-йога», содержание которой близко по духу второй главе Бхагавад-гиты: «Таким образом, ясно поняв с помощью практики распознавания положение Брахмана, человек должен искусно отвергнуть свое ошибочное отождествление с материей и разрубить на куски все сомнения в том, что касается истинного тождества „я“. Став удовлетворенным в блаженстве осознания себя душой, каждый должен воздерживаться от чувственной деятельности на уровне мирского вожделения» («Шримад-Бхагаватам», 11.28.23).

Выслушав наставления Кришны о гьяна-йоге, Уддхава восклицает: «Мой дорогой Господь Ачьюта, я боюсь, что метод йоги, который был описан Тобой, очень труден для того, кто не может управлять своим умом. Поэтому, пожалуйста, объясни мне в простых словах, как можно более легко практиковать йогу. О лотосоокий Господь, часто те йоги, которые пытаются сделать ум стойким, ощущают крушение своих намерений вследствие их неспособности совершенствовать состояние транса. Таким образом они утомляются в своей попытке подчинить ум контролю. Поэтому, о лотосоокий Господь вселенной, святые, подобные лебедям, принимают прибежище у Твоих лотосоподобных стоп, источника надмирного экстаза. Но те, кто испытывает гордость в своих достижениях в йоге и карме, бывают не состоянии принять прибежище у Тебя и побеждаются Твоей иллюзорной энергией» (глава «Бхакти-йога», «Шримад-Бхагаватам», 11.29.1–3). Это высказывание Уддхавы перекликается со стихом 2.5 Бхагавад-гиты из главы «Бхакти-йога»: «Великие трудности ожидают тех, чье сознание направлено на Мой безличный аспект, поскольку путь постижения Брахмана очень сложен для души, обусловленной материальным телом».

Также в «Шримад-Бхагаватам» сказано: «Шри Кришна, сын Яшоды, не столь легко достижим для тех, кто отождествляет себя с телом, для философов (гьяни) и для тех, кто идет к познанию себя через аскетические подвиги, — как для Своих преданных» (10.9.21).

Таким образом, в «Шримад-Бхагаватам» и в Бхагавад-гите подчеркивается, что достичь истинных успехов на пути гьяна-йоги сложнее, чем на пути бхакти-йоги. При этом бхакти-йога также приводит к постижению Брахмана, осознанию себя душой (Бхагавад-гита, 14.26; «Шримад-Бхагаватам», 11.20.32,33), но дарует еще более высокое достижение — счастье отношений с Личностным Абсолютом (Бхагавад-гита, 14.27).

Если духовный искатель по каким-то причинам еще не готов принять существование Личности Бога, с помощью философских размышлений он может осознать, что духовен по природе, и потому не имеет ничего общего с этим материальным миром. С решимостью следуя путем гьяна-йоги в течение многих жизней, он может достичь осознания Брахмана — безличного аспекта Абсолютной Истины. Но это неполное осознание. Чтобы пойти дальше, гьяна-йогу, даже достигшему совершенства на своем пути, необходимо стать бхакти-йогом: мад-бхактим̇ лабхате пара̄м (Бхагавад-гита, 18.54).

Шукадев Госвами, рассказчик «Шримад-Бхагаватам», родился, обладая совершенной брахма-гьяной, всегда осознавая себя душой. Он не был привязан ни к чему в мире материи, однако был очарован качествами и деяниями Кришны, когда услышал о Нем от своего отца, Вьясадевы, и принял путь бхакти-йоги («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10; 2.1.9).

См. также Гьяна, Гьяна-ягья, Гьяни.