Анартха-нивритти
Анартха-нивритти (анартха-нивр̣тти) — стадия пути бхакти, на которой происходит очищение сердца от низменных склонностей, мешающих духовному развитию.
— Книга Шри Чайтанья Бхагавата / "Словарь имен и терминов" / А
Необходимое условие
Анартха-нивритти можно сравнить со школьным курсом, во время которого изучаются все общеобразовательные предметы, чтобы затем выбрать более узкое направление: естественно-научное или гуманитарное. Это значит, что до анартха-нивритти необходимо изучать все дисциплины, а затем можно и специализацию выбрать, в зависимости от нашей шраддхи и ручи, в противном случае нас переполнят анартхи.
Если кто-либо попытается без должного руководства слушать об эти лилах Кришны до того, как минует ступени анартха-нивритти, твердой ништхи и ручи, он неминуемо окажется в помойной яме сахаджии.— Книга [Проповеди Хранителя Преданности том 3 / Отрывки из писем ]
Различные стадии
Путь к бхаве лежит через разные стадии: анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти.
— Книга [Проповеди Хранителя Преданности том 3 / Послушание гуру]
Вначале, благодаря усилиям в садхане и садху-санге, мы должны понять, кто такой Кришна. Необходимо получить знание о Кришне и Кришна-бхакти и идти верным путем. Путь этот – садху-санга. Тогда мы будем способны увидеть, что является благом, а что – нет. Затем у нас появится привязанность к Кришне, а когда она станет достаточно сильной, мы навсегда оставим все мирское. Эта ступень называется анартха-нивритти. Если мы будем слушать о Кришна-лиле, не достигнув духовной зрелости, то приобретем больше анартх, а не сознания Кришны.
— Книга [Проповеди Хранителя Преданности том 3 / Отрывки из писем ]
Беспрестанно скитаясь по этой материальной вселенной, счастливая душа выбирает общество святых и впитывает от них веру (шраддху) в сознание Кришны. В обществе этих святых (санга) человек поклоняется и служит Кришне (бхаджана), отбросив прочь свои прежние дурные наклонности (анартха-нивритти). Его преданность постепенно становится устойчивой (ништха). Продвигаясь далее, он развивает настоящий вкус к служению Господу (ручи), становящийся неуклонной приверженностью (асакти) и вырастающий в самозабвенную радостную привязанность (бхаву), а, наконец, и в священную любовь к Богу (прему). Таковы ступени развития чистой преданности Кришне.
— Книга [Навадвипа-Дхама-махатмья / Глава седьмая - Годрумадвипа (часть первая)]
На пути рагануга-бхакти, такие стадии как анартха-ниврити, отсутствуют
Первый вид бхавы (вайдхи-садхана-бхава) возникает, проходя все стадии, начиная со шраддхи (шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, ручи, асакти, бхава). Однако, на пути рагануга-бхакти, первой появляется ручи; т.е. предшествующие стадии, такие как шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, ништха, отсутствуют».
— Книга [Шри Джайва-Дхарма (Вечная религия души) / Том 2 / Глава 22. Научное свидетельство о высшей духовной цели]
Святые стопы рагануга-бхакт, освобождают от всего нежелательного
Если хоть одна крупица пыли со стоп Шрилы Вриндавана даса коснется головы этих удачливых людей, они достигнут высшего блага, то есть освободятся от всего нежелательного в своих сердцах (анартха-нивритти).
— Книга [Проповеди Хранителя Преданности том 3 / Отрывки из писем ]