От души

Можем ли мы удовлетворить себя, если мы не знаем кто мы? О каком удовлетворении могут мечтать мертвые элементы таблицы Менделеева? Тело состоит из молекул, молекулы — суть химические образования. Так какую же часть себя можно назвать «живой»?

Различные философские системы предлагают свои ответы на данные вопросы, свои решения проблемы смерти. На основе чего можно предпочесть одно мировоззрение другому? Где универсальный критерий, основополагающий принцип, который помог бы разобраться в бесчисленных наворотах догм и предположений? Было бы слишком просто взять да изложить в двух словах ответ — это являлось бы лишь авторским мнением, личным открытием очередного писаки. Гораздо плодотворнее представить читателю сырой, однако апробированный материал, чтобы согласно своей совести и духовным потребностям искатель сам сделал для себя какие-то выводы, предпринял какие-то шаги. В противном случае, пройдет время — и живший «чужими мозгами» простачок захлебнется в пучине сомнений и противоречий, или же, что еще хуже, станет поборником формы и будет лишь беспокоить окружающих дискредитируя возможно весьма чистые и правильные идеи.

«Гаура» — газета для искателя. Ее задача — поднять реальные проблемы духовности и познакомить читателя с вайшнавским опытом решения таковых. На страницах этой газеты вы можете встретить статьи не только вайшнавов, однако все статьи тем иль иным образом отражают вайшнавский дух или перекликаются с идеями Вайшнавизма. Здесь и исповедальные статьи, статьи исторические, сугубо философские или мистические притчи — все важно на пути к Высшей Реальности. Как сказал Шрила Говинда Махарадж: «В духе смирения вы можете учиться хорошему у всех». Помню однажды на семинаре в Пушкино к нему пришла женщина-экстрасенс. Она зашла в комнату, стала перед Учителем и, вытянув руки вперед, стала что-то бормотать Я тогда исполнял обязанности переводчика и попробовал было у нее что-то спросить, однако она властно произнесла: «Не мешайте! Я обмениваюсь с Мастером религиозным опытом!» Гуру Махарадж сидел и смотрел на нее с мягкой добродушной улыбкой, без тени недовольства или критики. Женщина стояла так несколько минут, затем хлопнула в ладоши, развернулась и направилась к выходу. «Теперь наши традиции обогатились» — сказала она и вышла. Возможно, что для нее в этом и состоял путь духовного познания — перекинуться энергетикой и пойти дальше. «Гаура» же задумана как средство постепенного трансцендентного образования, когда человек разбирается сначала в принципах упа-дхармы (моральности и благочестия), а затем, по мере продвижения, приходит к чистой джаива-дхарме, свободному сопереживанию Божественной Реальности и занимает свое место в мире Служения Всевышнему. Путь этот зачастую долог, тернист и не всегда приятен: каждый случай уникален и неповторим, но только принцип всегда один — умереть, чтобы жить, шаранагати. Умереть как эгоистичное и своекорыстное существо дабы жить интересами Целого, исполнять Его волю. «Дорогу осилит идущий». Но сначала — познай себя, покори себя. Иначе никуда не придешь. От грубого — к более тонкому. От тела к чувствам, от чувств к уму, от ума к разуму, от него — к искаженному эксплуативному индивидуальному началу. «Я — Центр». Осознав себя чистой душой нам станут понятны реальные ее интересы. «Я — свободная часть Всевышнего». Еще дальше — «Я раб». Тогда межрелигиозный диалог сможет принести пользу всем. В противном случае нас ожидает лишь жонглирование недопонятыми догмами или братание относительных концепций. Как сказал Владимир Ленин: «Прежде чем объединяться, необходимо принципиально и решительно размежеваться».

Пора взрослеть. А значит — научиться-таки. Пророки пророчат, учителя учат, святые святят, а мы все никак не поймем, чего же требуют от нас. Да ничего не требуют, просто пора бы уже научиться хоть чему-то, помимо слепого следования, но мы все учимся. Или учим. Шридхар Махарадж говорил, что коли существует «слепое следование», следование «зрячее» также возможно. Откроем же глаза. И, пожалуйста, себе — не другому. Потихонечку. Не спеша. Вот так.

Редактор