Многочисленные концепции Бога

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Преданный: Сознание Кришны имеет высочайшую природу, и обычной душе крайне сложно обрести его. В особенности это трудно для западных преданных, не знающих ведической культуры. Поэтому иногда возникает мысль, что западному искателю истины будет легче приблизиться к Богу посредством той религии, среди последователей которой он родился, например через христианство.

Шрила Шридхар Махарадж: Это не вопрос вероисповедания или культуры, речь идет о пробуждении сознания. Существует множество концепций Бога. Человек на своем духовном пути проходит различные этапы, начиная с атеизма. Вначале душа покрыта невежеством и лишена представления даже о своем собственном «я». Затем, когда ее сознание до известной степени пробуждается, она учится отличать плохое от хорошего и постигает принципы морали. Однако этот уровень еще далек от теизма. На этой стадии человек способен рассматривать интересы других людей как свои собственные – таким образом возникает мораль.

Развитие сознания

Когда личность пробуждается в еще большей степени, она понимает, что существует взаимосвязь между другими людьми, окружающим миром и ею самой, некий единый план сознания, общая основа всех живых существ. И тогда начинается поиск: какова природа этого явления?

Что это за начало? В чем его предназначение? Человек начинает исследовать его и чувствует потребность понять это высшее измерение бытия.

Продолжая поиск, он открывает, что это единое всепроникающее бытие, которое пребывает и внутри, и вне его, необычайно пленительно. Он очарован Им и Его красотой. Тогда он думает об отношениях с этим измерением бытия. Какова их природа? Как их установить? Что это за начало, столь близкое ему – всего лишь некий тонкий элемент, подобный воздуху, эфиру, или же это нечто высшего порядка? Он чувствует это начало внутри себя, в своем сердце, в своем уме, и все больше и больше желает знать, каково оно.

Уровни развития разных душ отличаются

Так в душе рождается идея Бога. Он ищет, его внутреннее чувство развивается, он отвергает свои прошлые, ошибочные представления. Внутреннее развитие углубляет понимание.

В любой сфере жизни человек развивается. Сама жизнь динамична, все сущее изменяется, неспособное стоять на месте. Поиск более полной жизни подразумевает развитие, иначе и быть не может. Примером этому служит наука: Ньютон открыл определенные законы, а позже многие другие ученые дополнили его открытия другими идеями, более точными и общими. Так растет научное знание.

В школах, колледжах, университетах, – повсюду учится множество студентов, находящихся на разных уровнях. Всегда существуют начальная, средняя и высшая стадии. Точно так же обстоит дело с ростом души, с развитием ее представлений о Боге. Существует великое множество душ, находящихся на различных уровнях пробуждения.

«Шримад-Бхагаватам» – мерило духовного знания

Как измерить уровень ведического знания? Насколько обширно, насколько глубоко ваше знание о божественном мире, об истине откровения? Видйаватан бхагавате парикшара: мерилом служит Бхагавата, «Шримад-Бхагаватам». Он дает стандарт, на основании которого можно оценивать иные представления. Таким стандартом является положение центральной концепции, Абсолютной Истины.

Каковы могущество, благотворность, превосходство этой Истины? «Шримад-Бхагаватам» говорит:

ваданти тат таттва-видас
таттвам йад гйам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.11)

«Мудрецы знают Абсолютную Истину как единую духовную субстанцию, пребывающую за пределами двойственности. Они постигают Ее в трех аспектах: как Брахмана, Параматму и, в конечном счете, как Бхагавана».

Брахман не является Центральной Истиной. Брахман – это всеобъемлющий аспект окружающего мира. Параматма – всепроникающий аспект, Бог, пребывающий во всем, повсюду. Другим аспектом высшего начала является Бхагаван. Бхагаван означает, что Он бхагья, благой. Он полон великолепия, айшварьи. Таким образом, первоначальное толкование понятия «Бхагаван» может предстать как айшварьяман: Тот, кто является источником всего могущества, владыкой всех энергий. Но «Шримад-Бхагаватам» представил Бхагавана в ином, революционно новом аспекте: он переместил Центр от энергии, силы, в сторону любви. Он показал, что Бог есть любовь. Природа Абсолютного Центра – любовь. Любовь выше силы и существует на более глубоком уровне бытия. Сила – это внешнее проявление, тогда как любовь – основное и высочайшее сущее.

Господь моего сердца

«Бхагаван» означает бхаджанийа-гуна-вишиштха: природа Его такова, что, соприкоснувшись с Ним, мы хотим предаться Господу, поклоняться Ему, отказаться от собственных интересов ради служения Ему. Мы хотим прыгнуть, броситься к Его стопам. Мы думаем: «Господь моего сердца – я искал, и я обрел Его! Я не желаю ничего иного». Такова природа Бхагавана: Он порождает страстное, непреодолимое желание припасть к Его стопам. Он привлекает все сущее, поэтому Его имя – Бхагаван.

Его природа, Его привлекательность таковы, что атмарамы, лишенные влечения к этому бренному миру, также чувствуют Его величайшее очарование. Он побуждает душу самозабвенно устремиться навстречу Ему для служения. И Он побудит нас предаться, без остатка отдать себя.

Видйаватан бхагавате парикшара. Бхагавата спрашивает нас: «Как далеко ты продвинулся в духовной жизни? Ты способен отдать себя без остатка? Решился ли ты на безраздельное самопредание? Способен ли ты хотя бы представить себе такое? Веришь ли ты, что, “умирая” таким, каков ты сейчас, через полнейшее самоотрицание, ты обретешь новую жизнь? Достаточно ли ты смел для этого?»

Красота – высшее начало в Божественном

Высочайший привлекает нас не тем, что Он – Владыка силы, или всеведущий, не тем, что все сущее заключено в Нем, словно «плавает в Его чреве», и не тем, что может пронизывать все сущее и уместиться даже в мельчайшей частице. Всепроникающий, вездесущий или всеобъемлющий – не главные качества Верховного Существа. Его природа повелителя всего сущего, Нараяны, – не самый важный аспект. Не этим Он притягивает нас. Мы хотим пасть к Его стопам и неустанно служить Ему, потому что Он – Красота и Любовь, о которых говорит «Шримад-Бхагаватам». И это – высшие из идей. Именно по ним и следует оценивать все иные представления. В каком из богооткровенных писаний вы найдете такое совершенное и возвышенное учение об Абсолюте как олицетворении Любви?

Только «Шримад-Бхагаватам» дает высшее понимание. Это Центр бытия, его высочайшее измерение, в котором нас призывают жить. Махапрабху безвозмездно подарил нам его. Нам выпала огромная удача родиться людьми. Но гораздо более редкая, непостижимая удача – обрести эту высшую милость.

Выход из бесконечных скитаний

Сейчас мы – люди. Но в следующих жизнях мы можем вновь опуститься до низших форм жизни, стать животными, насекомыми или деревьями. Мы блуждаем в порочном круге рождений и смертей. Таково наше положение. Сейчас мы на высоте. В следующее мгновение мы нигде. Это закон причин и следствий. Сейчас я играю роль повелителя, но затем придет расплата, я буду должен вернуть долг, и меня стащат вниз, схватив за ухо, подобно тому, как отец или школьный учитель наказывают озорного ребенка. Так мы скитаемся в мире материи: вверх и вниз, непрестанно. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

а-брахма-бхуванал локах
пунар авартино ’рджуна
мам упетйа ту каунтейа
пунар джанма на видйате
(«Бхагавад-гита», 8.16)

«О Арджуна, начиная с высшей планеты материальной вселенной, мира Господа Брахмы, вплоть до низших миров, все они – юдоль страданий, поскольку их обитатели испытывают повторяющиеся рождения и смерти. Но тот, кто достигает Моей обители, о сын Кунти, никогда не родится вновь».

Как нам выбраться из этого порочного круга и обрести смысл нашей жизни? Только те будут нам друзьями, кто несет людям эту истину: Абсолютный Центр – Любовь. Те, кто служит миссии Махапрабху, – наши подлинные благожелатели. Остальные, мнимые братья, должны быть отвергнуты. Их следует оставить, если только мы искренни. Нужно отказаться от ложного и принять истинное. Формальностям, условностям мира не следует придавать большого значения. Внутренний дух должен сделать нас поистине безумными, чтобы все больше и больше приближаться к Господу.