Служение Святому Имени

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Ученик: У меня есть вопрос о повторении Харе Кришна мантры на четках (джапа-мале). Мой гуру дал мне много обязанностей, связанных с проповедью, и порой я не могу сосредоточиться на джапе из-за того, что все время думаю о своем служении.

Шрила Шридхар Махарадж: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивал, что киртан – это не только пение Cвятого Имени, но и проповедь. Джива Госвами дал такое определение санкиртаны: бахубхир милитва йат киртанам тад эва санкиртанам: «Когда много людей собираются вместе и славят Всевышнего, Кришну, это называется санкиртаной». Шри Чайтанья Махапрабху положил начало санкиртане. В век Кали совместное воспевание Святого Имени – основа духовной жизни (санга шакти калау йуге). Миссия Сарасвати Тхакура отличается от так называемого бхаджана, который практикуют сахаджии.

Как-то один из наших духовных братьев получил нелицеприятный отзыв от нашего Гуру Махараджа. Он был благочестивым человеком, но больше склонялся к нама-бхаджану. Его не привлекало никакое другое служение, кроме повторения имени Кришны на четках. В то время я был главой храма в Дели и мы были с ним очень дружны, поэтому я написал Прабхупаде: «Если позволите, я приобщу моего духовного брата к проповеди здесь, в делийском храме».

У меня до сих пор сохранился ответ Прабхупады. В письме он написал: «Если тебе удастся привести его туда и сделать своим помощником в проповеди, ты окажешь ему услугу, какую может оказать только истинный друг. Просто сидеть в джунглях Балихати и читать мантру на четках – я не признаю это кришна-анушиланам, надлежащей практикой сознания Кришны».

Проповедь – это сражение

Киртан – это прежде всего проповедь: шраванам, киртанам. Киртана – это не только громкое воспевание мантры, но и проповедь. А проповедовать – значит отстаивать свои идеалы. Проповедь – это сражение. Во время киртана рождается божественный звук, который вступает в борьбу с обычными звуками, наполняющими этот мир материи, звуками как грубыми, так и утонченными.

Но Прабхупада говорил нам, что хотя мы проповедуем, наши четки из туласи не должны поститься. Он советовал как минимум хотя бы раз в день служить Святому Имени, повторяя на четках мантру Харе Кришна. Дословно он сказал: малика упаваса на – четки не должны поститься. В общем он велел как можно больше проповедовать.

Как-то раз я беседовал с одним из главных духовных руководителей храма Мадхва-сампрадаи в Мадрасе. Он сказал мне: «Иногда я целые дни проповедую, рассказываю людям о Мадхвачарье и об учении бхакти, и у меня нет времени для садханы». Я его поддержал. Наш Гуру Махарадж говорил, что хари-катха, проповедь сознания Кришны, не менее важна, чем садхана. Напротив, в ней больше жизни. Проповедь требует от нас наибольшей сосредоточенности. Повторяя джапу на четках, мы можем расслабиться и быть рассеянными. Но когда мы рассказываем кому-то о Кришне, наше внимание поглощено полностью, иначе мы не сможем все верно изложить. Еще более сосредоточенным, чем говорящий, должен быть пишущий о Кришне. Поэтому писать о Кришне – это тоже киртан. Сознание Кришны может развиваться даже более интенсивно, когда мы пишем о Кришне.

Гаудия Матх объявил войну майе

Миссия Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Гаудия Матх, объявила беспощадную войну майе, иллюзии, и всем ныне существующим религиозным представлениям. Авторитетом для нас служат «Шримад-Бхагаватам» и Шри Чайтанья Махапрабху. Божественная любовь – высочайшая цель для каждой души. Красота и любовь – это наивысшее из всего, что существует; они, а не могущество и не сила, – высшее начало, властвующее над всеми. Красота и любовь находят свое высшее выражение в Кришне Вриндавана. Высшее постижение Абсолютной Истины – это постижение ее как Прекрасной Реальности и божественной любви. Однако нужно ясно представлять себе разницу между вожделением и любовью. Никаких заблуждений быть не должно. Вершина преданности – это любовь к Кришне, явленная обитателями Враджа.

Таким образом, проповедь (санкиртана), а не перебирание четок (джапа) есть истинное служение Кришне. Но поскольку мы дали обет, поскольку Махапрабху и наш гурудев дали нам такое повеление, мы должны повторять Святое Имя на четках, это наша обязанность. Наш Гуру Махарадж сказал нам: «Джапа-мала (четки) не должна поститься».

Итак, проповедуя, мы, вне всякого сомнения, истинно следуем наказу Махапрабху. Хотя Он советовал нам читать сто тысяч имен или шестьдесят четыре круга мантры ежедневно, это второстепенное наставление. Самое важное — это дух служения. Гопи не повторяют мантру на четках, однако они занимают высочайшее положение среди слуг Кришны во Вриндаване.

Скоростной поезд во Вриндаван

Кришна-нам окажет нам огромную помощь на нашем пути к Вриндавану. Такова ее сила. Подобно скорому поезду, Святое Имя Кришны несет нас к цели, не останавливаясь ни на какой другой станции. Если мы повторяем Имя, не прося у Него ничего материального, не моля его: «Дай мне то, дай мне это», то Оно, как поезд особого назначения, без остановок пойдет к Вриндавану. На Голоке нет скверны, порожденной кармой или гьяной. Преданные Вриндавана думают только об одном: «Я жажду Кришну. Я не знаю, что хорошо, что плохо. Мне нужен Кришна, и только Он».

Ученик: Сколько кругов мантры Сарасвати Тхакур просил своих посвященных учеников читать каждый день? Установил ли он какое-то определенное количество?

Шрила Шридхар Махарадж: Как правило, он рекомендовал читать шестнадцать кругов мантры ежедневно или, по меньшей мере, четыре круга. Тот, у кого не было работы, мог читать сто тысяч имен, т. е. шестьдесят четыре круга.

Ученик: Стал бы Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур давать посвящение в Харинам тому, кто мог ежедневно повторять только четыре круга?

Качество гораздо важнее, чем количество

Шрила Шридхар Махарадж: Это в расчет не принималось. Формально нужно было считать круги, но твердо установленных норм не было. Он хотел, чтобы мы всемерно служили Господу под руководством истинного вайшнава, потому что самое главное – это служение. Количество произнесенных имен еще не гарантирует нам достижения цели. Мы достигнем успеха, только если улучшим качество своего воспевания.

В писаниях повсюду говорится о природе Святого Имени, но самое главное сказал Шрила Рупа Госвами. Он привел цитату из «Падма-пураны»: атах шри кришна намади на бхавед грахйам индрийах – наши органы чувств, физические или психические, не способны соприкоснуться с запредельным. Имя нематериально (апракрита), его природа – Вайкунтха – вне любых ограничений (кунтха). Оно принадлежит к духовной, сверхчувственной сфере. Поэтому наше воображение, логическое мышление, ум и наши органы чувств не могут воспринять то, что связано с Кришной, Его Именем, обликом, качествами и деяниями. Но когда мы проникнемся духом служения, Кришна Сам, по Своей воле, снизойдет к нам. Только тогда наш язык сможет по-настоящему произнести Имя Кришны. В противном случае мы будем производить только физические звуки Имени, обозначаемые на письме буквами. Наш язык, руки, порождаемый нами физический звук принадлежат этому миру – они не способны соприкоснуться с Кришной. Необходим связующий элемент, который соединит наше тело с Запредельным. И этот элемент – наше искреннее желание служить Кришне, угождать Ему. Лампочка не загорится, если в сети нет электричества. Так и Имя может появиться на языке и в ушах, в уме, на письме, но необходимо нечто такое, что свяжет нас, находящихся в материальном мире, с Вайкунтхой.

И это нечто есть преданное служение, дух служения, претворенный в действие. Он один свяжет физический мир с Вайкунтхой и Вриндаваном.

Стрельба холостыми мантрами

Кришна явится по Своей собственной воле. Он низойдет к вам на язык, и тогда ваш язык сможет воспевать Имя Кришны. Ружье, заряженное не настоящими, а холостыми патронами, только издает звук, а не стреляет. Так и при повторении Святого Имени, не проникнутом духом служения, производится только холостой звук. Это все равно, что стрелять из ружья холостыми патронами. Наше повторение Святого Имени должно быть проникнуто духом служения, желанием угождать Кришне.

В противном случае производимый нами звук будет ненастоящим. Он будет лишь подражанием, подделкой. Наши органы чувств не способны воспринять Святое Имя. Оно недосягаемо для ума и трансцендентно. Обычный звук этого мира не может быть Именем Кришны. Наше ухо не сможет даже услышать Имя, если отсутствует этот связующий элемент, дух служения. Мы не сможем услышать Имя, если не действует наш внутренний слух, слух души – искреннее желание служить, исполняя волю вайшнава. Тогда только Имя Кришны войдет в наш слух и явит нам Его облик, качества и лилы. Святое Имя не материально – оно апракрита, трансцендентное, надмирное. Только привлеченное нашим желанием служить, оно низойдет в этот мир.

Наш Гуру Махарадж говорил, что прежде всего нужно развить в себе дух служения. Иначе все станет подделкой, подражанием. И люди скажут: «О, там нет Кришны. Они все лицемеры. Они только пляшут и шумят, они праздные бездельники, у них нет ничего глубокого». Только через служение возможна связь с Кришной. Суть в том, чтобы обрести дух служения, вайшнава-севы, чтобы учиться этому. Вайшнав служит, и нужно перенять от него то, что поможет нам обрести дух служения.

Выполняя указания преданного, мы должны учиться себя отдавать. Самоотречение и самопожертвование – вот что необходимо. Это положительные качества, и мы усвоим их от преданного. Если детям с самого начала дать карандаш и бумагу, пользы от этого не будет, поэтому им дают камень и на земле они учатся писать. Так и мы сначала должны учиться тому, как развить в себе желание служить, умение себя отдавать. Это богатство, скрытое у нас внутри, и в этом наше утешение.

Если мы будем стараться возродить в себе дух служения, чистый преданный нам поможет. Говорится, что скупец должен раздавать хотя бы мусор как милостыню. Скупцу велят: «Раздавай по крайней мере грязь, приучи свои руки отдавать». Дух служения – это нечто очень возвышенное. Мы должны учиться отдавать себя служению Кришне.

Иногда мы боимся, что никогда не поднимемся до уровня нама-бхаджана, если будем всю жизнь заниматься служением. «Почему мне велели мести пол в храме? Это любой может делать» – думает возгордившийся ум. Этого не нужно бояться. Нужно обрести дух служения. Самоотдача, бескорыстие и самозабвение – вот что нам необходимо. Говорится, что Сократ показал пример самозабвения, а Иисус Христос – пример самопожертвования. С какой целью? Ради Всевышнего. А для этого у нас должна быть связь с истинным вайшнавом. Исполняя его указания, мы будем связаны с миром служения. Наша энергия достигнет трансцендентной сферы только по его милости, при его посредничестве. Поэтому наш Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, говорил, что дух служения, миссия проповеди на девяносто процентов формирует духовную жизнь, и это должно быть нашей целью, какое бы положение мы ни занимали.