Глупцы рвутся туда, куда страшатся ступить ангелы (2-ая часть)

Вопрос: Иногда в Шри Чаитанйа-чаритамрите Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами цитирует Говинда- Лиламритам. Уджджвала-ниламани и другие подобные произведения. Как нам относится к этому?

Шрила Шридхар Махарадж: Существуют три главы Шри Чаитанйа-чаритамриты, включая часть беседы с Рамананда Райем, вникать в которые нам, как правило, не позволяется. Если в Лиле проявляются Шри Радха-Говинда, значит, нам нет доступа в эту Лилу. Конечно, в течение парайана (строго установленное время для чтения определенных книг) мы можем читать, но мы не имеем права копаться в детальном описании Лилы или обсуждать эти темы. В это время нам могут позволить читать эти книги, но ни в коем случае нельзя проявлять какое-то особое внимание к высшему уровню - Раге, Божественной Лиле! Здесь мы будем пресечены: «Не пытайся вникнуть в детали. Когда ты будешь готов, это придет само собой. Но не вздумай выносить это на публичное обсуждение! Это не материал для выставок».

Это было во Вриндаване... У Прабхупады там был один друг детства, чиновник, который ранее навещал Прабхупаду. И Шрила Прабхупад решил нанести ему ответный визит. Вместе со Шрипад Парамахамсой Махараджем они пришли в дом этого человека. «Он наверху» - сообщили Прабхупаде.

Шрила Прабхупада поднялся и увидев, что какой-то Госвами обсуждает Раса-лилу из Шримад-Бхагаватам, он поклонился и тут же ушел.

Он немедленно покинул это место! Тогда его друг так же покинул обсуждающих Раса-лилу и отправился за Прабхупадой. «Обсуждение Раса-лилы продолжается, а вы не захотели сидеть вместе со всеми и слушать... Вы склонили голову и просто ушли! В чем дело»?

Шрила Прабхупад ответил: «Указание моего Гурудева таково - если ты будешь присутствовать при обсуждении Раса-лилы ты неминуемо совершишь оскорбление! Останься я там хотя бы на секунду, и оскорбление было бы совершено. Такова воля Шри Гуру. Слушание объяснения Раса-лилы - самая настоящая апарадха!»

Именно для нас им было явлено такое бескомпромиссное поведение! Мы строго следуем его примеру, и в первую очередь, это касается меня. Многие разглагольствуют о Раса-лиле, но я никогда, никогда не позволял себе такого. Имея правильное видение воли и наставлений моего Гурудева, я никогда не демонстрировал и не объяснял Раса-лилу, Джхулана-лилу, или что-то им подобное. Мое сердце убеждено, что подобные обсуждения ненавистны моему Гуру Махараджу!!! Во многих Матхах я видел и слышал дерзкие попытки делать это, но я всегда избегаю подобных тем. Джулана – лила, Раса лила – слишком высоки для нас… Я твердо уверен в этом! Я должен с чувством верности внимать словам моего Гурудева, если я и в правду жажду истинного духовного прогресса, а не стремлюсь к дешевой популярности, привлекая людей различными шоу, собирая пожертвования и подготавливая благодатную почву для своей проповеди. Может кто-то и видит смысл делать это, но только не я! Я не стремлюсь прослыть возвышенным Ачарйей... Я - ученик! Я считаю себя просто учеником, верным учеником.

Что я слышал от моего Гуру, того я и пытаюсь придерживаться, корректируя себя согласно его наставлениям. Я не собираюсь искажать его учение, подгоняя его под свои замыслы. Я никогда не пытался делать этого. Конечно, ради большой проповеди кто-то может использовать различные идеи приходящие к ним в голову. Им кажется, что теперь они свободны в своих стараниях... Но я не могу' согласиться с ними в этом!

Когда Прабхупад просил меня отправиться на Запад, не считая себя подходящей кандидатурой, я возразил: «Но я не способен успешно там преподавать». И я честно указал Прабхупаде на два своих недостатка. Тогда один очень уважающий меня саннйаси обратился ко мне. «Как же это понимать? Многие жаждут получить эту возможность, а ты так легко отказываешься от нее?! Ты бы мог стать всемирным проповедником, а ты отвергаешь эту возможность со всеми выгодами, которые могли бы прийти к тебе! Неужели же ты и в правду не жаждешь этого?»

Я ответил: «Да, Махарадж, у меня нет никакого желания вести всемирную проповедь…Единственное мое желание – стать искренним преданным Махапрабху! Но во мне нет стремления стать мировым проповедником или кем-то в этом роде».

Это в моей природе. Я хочу правду! Я уповаю на милость Вайшнавов и жажду ее... Вы все знаете, что это действительно так, что больше у меня нет никаких амбиций. Но в стремлении стать смиренным слугой Господа я не вижу ничего ошибочного.

Я посвятил себя низкому служению - тад даса-дасанам дасатвам дехи ме прабхо. Моя вера должна быть достаточно твердой и не приемлющей ни малейшего стремления получить удовлетворение от Божественного. Я не должен рваться вверх, желая заполучить положение высших служителей Бога. В чувстве нижайшего я устремлюсь вперед, желая удовлетворить Всевышнего самой жизнью своей. Махапрабху молился. «О. Кришна, считай меня ничтожной пылинкой на Твоих лотосных стопах!»

айи нанда-тануджа кин̇карам̇
патитам̇ ма̄м̇ вишаме бхава̄мбудхау
кр̣пайа̄ тава па̄да-пан̇каджа-
стхита-дхӯлӣ-садр̣ш́ам̇ вичхинтайа

«О Нанданандана, сын царя Нанды, хотя я Твой вечный слуга, меня угораздило пасть в устрашающий океан мирского бытия, ради поедания плодов моей деятельности. Но пожалуйста, считай меня пылинкой на Твоих стопах».

Таков наш ориентир. «Признай меня ничтожной пылинкой на Твоих лотосных стопах!» Слишком много?! Нет! Качество нашей веры должно преобразиться таким образом, что мы ощутим полное удовлетворение, если нас превратят в мельчайшую пылинку на Его стопах. Силой Его сладостной воли может произойти что угодно. Однако, наше смиренное устремление должно быть готово принять то, что наше положение в служении Всевышнему будет нижайшим. Но ни в коем случае не измышлять себе какого-то удобного «Кришну».

Пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Столь сладостно... Рага-патх всегда над нашей головой. Мы же - всего лишь слуги Пути Раги. Мы следуем Ваиддхи-маргу!!! Мы должны жить и действовать исключительно по предписаниям Шастр, памятуя о том, что Рага-патх всегда над нами.

Однажды, во времена нашего Шрилы Прабхупады на берегах Радха-кунды случился один инцидент. Панда в своей речи сделал такое замечание: «»Мы – брахманы Враджа, поэтому мы можем дать наши благословения Рагхунатха Дасу Госвами!» Прабхупад был возмущен до глубины души этой заносчивостью: «Дас Госвами величайший Ачарйа нашего общества, общества Гаудий! Этот несчастный заявляет, что он может БЛАГОСЛОВИТЬ РАГХУНАТХУ ГОСВАМИ (!). и я все это слушал?!» Он перестал есть: «Если бы я был обычным бабаджи, я б не обеспокоился. Я просто ушел бы отсюда. Но я приехал сюда на автомобиле, как Ачарйа... На мне лежит ответственность! Если уж я приехал сюда как Ачарйа. то я обязан защищать Сампрадайу. Моя обязанность - счищать пыль нежелательного с покровов нашей Сампрадайи. Как же я смогу вытерпеть такие выпады в адрес моего Гуру?» Он даже не смотрел на пищу: «Покуда я не смогу оказать противодействия этой выходке, я не притронусь к еде! Я не могу есть!»

Мне кажется, что я смог сегодня хотя бы частично выразить то, что чувствовал мой Гурудев. Сегодня я стараюсь прояснить его позицию. Пуджала рага- патха гоурава-бханге - этим все сказано! Тад даса- даса-дасанаи дасатвам дехиме прпбхо... Это не ради красивого словца, не просто поэзия! Махапрабху говорил:

на̄ха̇м випро на чха нара-патир
на̄пи ваи́шйо на ш́ӯдро
на̄хам̇ варн̣ӣ на чха гр̣ха-патир
но вана-стхо йатир в̄а
кинту продйан никхила-парама̄-
нанда-пӯрн̣а̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхарттух̣ пада-камалайор
да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣

«Я не священник, ни король, ни купец, ни работяга. Не отношусь я ни к учащимся, ни к домохозяевам, ни к отошедшим от дел житейских, ни к нищенствующим странникам. Я вижу Себя лишь слугой слуги служителей Шри Кришны, Повелителя гопи. Он - олицетворенный безбрежный океан. Чьи нектарные воды несут в себе весь Божественный Экстаз».

Это не украшение чьей-то личности... Реальность! Только воистину ощущающий свою ничтожность, станет способным совершать высокое служение! Крайняя самоотреченность, глубочайшее самопожертвование - вот что действительно необходимо нижайшему, чтобы войти в Высший Мир. Это план внутренних устремлений, и если в нас присутствует настоящее желание обрести связь с ним, то нам следует бросить все силы на развитие этих самых чистейших среди всех чистых чувств... И никаких требований с нашей стороны! На пути негатива мы будем менять сами себя, и тогда у нас появится шанс соприкоснуться с чем-то близким тому миру.

Ни самого слабого оттенка использования кого-то в своих интересах, ни каких амбиций не должно присутствовать в нашей жизни. Все это посторонние предметы. Пратиштха - самоутверждение, стабильное положение, бессмертие, непобедимость - это отнюдь не путь к самоотданию, скорее, это стремление к утверждению своего положения в этом мире: «Я должен крепко стоять на ногах. Я буду жить!» Но в реальности, при малейшей необходимости потребуется, не задумываясь, отдать жизнь Кришне.

ма̄роби ра̄кхоби - йо ичхчхха̄ тоха̄ра̄
нитйа-да̄са прати тува̄ адхика̄ра̄

«Уничтожь меня или защити меня! Пусть все будет по желанию Господина этого вечного слуги».

Как солдат-смертник! Если страна потребует, я отдам свою жизнь! Я готов уничтожить себя. Если понадобится, я перестану существовать ради удовлетворения Шри Кришны!

«Само мое существо может быть онулировано. если в этом будет необходимость». Подобная решимость, подобное самопожертвование абсолютно необходимо чтобы действительно осознать тот мир. Такая не наигранность!

Да благословиг вас Шрила Сарасвати Тхакур Прабхупад! Вся слава Гуру и Гауранге! Да восторжествует Шри Гуру и Гауранга!

Вы побудили меня извлечь из самых глубин моего сердца так много прекрасного и важного... Благодаря вашей помощи, старые воспоминания вновь освежили меня. Я извлек из своего сердца наставления, которые в далеком прошлом бережно, как величайшие сокровища, я получал от своего Гурудсва. И вновь я обрел шанс взглянуть на эти богатства. Эта счастливая возможность пришла, как шанс повторить то, что я слышал из уст Гурудева.

Так мы получаем образование: дарованное мне лотосными стопами Шри Гуру, я со всей искренностью передаю вам.

Пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Он наставлял нас, что ни в коем случае не следует жить на Радха-кунде. Однажды, близ Лалита Кунды (Свананда Сукхада Кунджа), в одноэтажном строении он произнес такие слова: «Второй этаж нужен, да только я не смогу жить там».

Я спросил: «Если вы не будете жить на том этаже, кто же там будет жить? Какой смысл тогда в продолжении строительства?»

«Нет. Вы просто не знаете... Там будут жить лучшие: Бхактивинод Тхакур, Гаура Кишор Бабаджи Махарадж... Они будут жить там, а мы останемся на нижнем этаже и будем служить им».

И вновь его святые слова: «Я не стану жить на Радха- кунде. Радха-кунда - высочайшее место, обитель нашего Гуру Махараджа, всех наших Гуру. Столь близкие Божественной Лиле, они живут там, но мы не способны на это. Мы сможем жить лишь у Говардхана, на некотором расстоянии от них. Поскольку мы должны приходить и прислуживать им, нам необходимо жить неподалеку, но мы не имеем права жить в непосредственной близости с ними. Мы непригодны!»

Пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Вся суть, дух его жизни выражен этим: «Это так высоко! Лишь держась на расстоянии, мы можем выказывать этому пути (Раге) свое почтение». Мы громогласно утверждаем истинный подход к Лиле - «Это слишком высоко!» Однажды, в Аллахабаде, и, насколько я помню, это был год принятия Свами Махараджем посвящения, находясь в парке, Шрила Прабхупад сказал: «Я готов сражаться с каждым, кто подвергает сомнению возвышенность моего Гурудева. Шрилы Бхактивинода Тхакура и Махапрабху. Пусть приходит кто угодно. Я готов! Я готов оглашать этот вызов везде и каждому. Пусть приходят сразиться со мной. Я готов доказать непревзойденную высоту Шри Гуру!»

Пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге