В разные эпохи лилы Господа могли происходить по-разному
Ученик: Хираньякашипу захватил планету Индры.
Шрила Шридхар Махарадж: Что?
Ученик: Хираньякашипу (отец Прахлады) захватил планету Индры, Индрадева.
Шрила Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: Он присвоил себе положение Индры, сам став Индрой.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, и что? Индра означает «адхикара», определенное могущество.
Ученик: Когда Нрисимхадев убил Хираньякашипу, произошло ли это на Индра-локе или в каком-либо другом месте — на планете Земля? В Южной Индии есть некое место, где, считается, обнаружены некие знаки, свидетельства убийства Нрисимхадевом Хираньякашипу.
Шрила Говинда Махарадж (переспрашивает Шридхара Махараджа): Каков был вопрос?
Шрила Шридхар Махарадж: Хираньякашипу мог иметь свою резиденцию на Земле. И, находясь на Земле, он мог управлять иными мирами. То, что Нрисимхадев убил Хираньякашипу, не означает, что это произошло на Индра-локе. Это лишь часть картины. Полная же картина иная. Когда Махапрабху ушел [из этого мира], одни видели, что Он вошел в Божество Тота-Гопинатха, другие видели, что Он вошел в Джаганнатха, третьи видели, что — мы находим подобное описание — Махапрабху вошел в океан в Пури и исчез. Таким образом, речь идет о субъективном контроле. Имеется в виду контроль со стороны субъекта.
Ученик: Не об объективном...
Шрила Шридхар Махарадж: Да, не об объективном. Субъект [Господь] может заставить объект видеть то, что Ему, Субъекту, хочется, что бы объект видел. Он (Верховный Субъект) по-разному может демонстрировать Себя. Лила Бога такова: один человек видит Его, но другой, стоящий рядом с первым, не видит Его.
Это нечто вроде гипнотизма. Все это творение, все бытие подобно порождению гипнотизера. Скорее речь идет о гипнотизме, нежели об объективной концепции бытия, якобы ископаемое породило сознание. Все пребывает в универсальном Субъекте. Подоплека такова. Скорее, стоит рассматривать это с точки зрения гипноза. Один человек может видеть меня, другой не может видеть меня или видит нечто иное по воле Господа. Все регулируется Центром, Верховным Субъектом.
Многие антагонистические явления могут сосуществовать. Это объясненоДживой Госвами в его концепции Калпа-Веды. Он рассматривает цвет тела Варахадева. Кто-то говорит, что Варахадев нисходил в облике белого цвета. Другие говорят, что Варахадев был цвета шьяма (черного). В разные калпы, временные отрезки, Варахадев мог нисходить в разных обликах. И именно тот облик, в котором Он являл Себя определенным людям, они и видели. Субъективная характеристика и сила занимают подобное положение.
Редактор: Традиш дас