Вечная природа, цикличный характер и одновременное сосуществование в лиле
Каждая лила Господа вечная, каждая часть безграничного имеет вечную природу, вечную. Мне рассказывали, в «Махабхарате», в самом начале повествования, присутствует Дхритараштра-вилаб. Раздел Дхритараштра-вилаб — скорбь Дхритараштра, Дхритараштра выражает скорбь, он говорит: «Я знаю, что моя сторона потерпит поражение, я знаю, что такие-то и такие события произойдут, я испытываю разочарование».
Основные события в Махабхарате упомянуты в самом начале книги, эпоса, я спросил одного пандита: «Почему, как это возможно: в самом начале Махабхараты присутствует описание еще не произошедших событий?» Он ответил: «Это нитья, вечное явление». Начало и конец, начало лилы и завершение, окончание, конец лилы — их невозможно разделить или различить, циклический характер, движение. Это нечто трудное, нечто недоступное пониманию — повсюду начало и повсюду завершение.
Мое утверждение таково: повсюду центр, нигде нет периферии в безграничном. Безграничное подразумевает отсутствие периферии, и центр повсюду, нигде нет периферии, повсюду начало и повсюду завершение, нитья-лила, и все виды, типы лилы сосуществуют одновременно. Каждая лила сопутствует другим лилам.
Кавирадж Госвами представляет это явление определенным образом, он говорит: «Подобно тому, как всегда Солнце восходит (иногда оно восходит здесь, иногда там), подобно солнцу, которое движется, Кришна-лила совершает свое движение. Детство, рождение, рождение происходит здесь, затем оно происходит в другой Брахманде. Каждая лила происходит — брахма̄н̣д̣а-ман̣д̣ала вйа̄пи’ краме краме пхире1 — в той или иной Брахманде подобно солнцу.
Но это лишь один аспект данного явление, другой аспект таков: в мире Голоки эта лила так же нитья, вечна. Каждая лила вечна, ее отражение обращается, совершает свое движение подобно тому, как можно видеть солнечный восход в этом месте, в другом месте, в третьем месте, но солнце всюду восходит, и солнце всюду заходит. Но в измерении Голоки, в центральном измерении, каждая лила вечная. В сердце преданного, когда преданный вспоминает, помнит лилу, он вспоминает балйа-лилу2, в следующий момент вспоминает Дварака-лилу, но то, что отражено в сердце преданного является не истинным? Нет, это так же истина. Эти лилы сосуществуют и имеют непрерывный характер, происходят всегда. Каждая лила, каждая часть лилы происходит и вечно присутствует, эти лилы сосуществуют. Последовательность и сосуществование — и то и другое приводится в гармонию. Харе Кришна.
1аичхе кр̣ш̣н̣ера лӣла̄-ман̣д̣ала чаудда-манвантаре / брахма̄н̣д̣а-ман̣д̣ала вйа̄пи’ краме краме пхире — «Подобно тому как у Солнца есть орбита, у игр Кришны, которые разворачиваются одна за другой, тоже есть орбита. За время правления четырнадцати Ману эти игры проходят по своей орбите сквозь все вселенные и потом возвращаются в прежние места. Так Кришна одну за другой проходит все вселенные со Своими играми» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.391).
2Детские игры.