Доказательство существования души и Бога. «Бхагаватам» 11.22.34

Один ученый и санньяси встретился со мной в Бадарикашраме. В ходе разговора выяснилось, что он — атеист. Он сказал: «Бог, атма — где доказательство существования этих вещей?» Я процитировал ему шлоку из «Бхагаватам»:

#00:53:55#
а̄тма̄париджн̃ана-майо1

Атма, дух, — самосияющ, вива̄до, хй астӣти на̄стӣти, поэтому мы видим, что происходит конфликт. Одна группа говорит: «Бог есть», другая говорит: «Его нет». Имеет место быть конфликт. А̄тма̄париджн̃ана-майо. «Шримад-Бхагаватам» говорит: атма самосветящаяся, но все же мы видим две категории [философов]. Представители одной категории говорят, что «Бог есть, мы видим Его, Он может быть зрим». Другие говорят: «Нет-нет, Бог не существует, Его нет и никогда не было, вива̄до, хй астӣти на̄стӣти. Одни говорят: «Нет, Он непременно существует», другие: «Не может быть и речи, Его явно нет». Такого рода конфликт, противостояние не имеет конца, потому что существует определенная группа людей, у которых нет глаз.

#00:55:19#

Вйартхо 'пи наивопарамет — это бесполезная, пустая трата времени, и все же эта дискуссия никогда не прекратится. Почему? Потому что есть две группы, две стороны: есть зрячие, которые видят Его, и есть слепцы, которые неспособны видеть и чувствовать Его и их собственное «я». Маттах̣ пара̄вр̣тта-дхийа̄м̇ сва-лока̄т. Представители одной категории отклонились от сознания Бога, существует барьер между ними и сознанием Бога, и этот барьер есть эгоизм, сознание тела и «я». Эта группа всегда сохранится, и конфликт будет продолжаться. Но он объясняется лишь невежеством определенной категории людей. Те, у кого есть глаза, говорят: есть солнце. Люди же лишенные глаз скажут: нет, солнца нет. Таким образом эта дискуссия будет продолжаться вечно. Это не означает, что солнце не существует. Оно может явить, показать себя.

Наш Прабхупада приводил другой пример.

[Обрыв записи. Конец части В и начало части С. Продолжение беседы.]

#00:56:55#

Наш Гуру Махарадж приводил другой пример: он рассказывал, как один мальчик был рожден в темнице, в темной-темной тюрьме, куда не достигал солнечный свет. Он вырос в этой тюрьме и никогда не видел солнечный свет. Однажды к нему пришел друг, который его навещал. Он сказал: «Давай выйдем на улицу, и ты увидишь солнце». — «Да, я пойду, но давай возьмем светильник», — заявил этот мальчик. «Нет, не нужно брать светильник, свечу», — заявил его друг. «Ты думаешь, что я глупец? — отвечал этот мальчик. — Разве можно что-то увидеть без помощи света? Я не такой глупец. Что ты говоришь!» И тогда насильно, силой друг увлекает этого мальчика на улицу, и он видит солнце, он видит, что все зримо благодаря свету солнца. Такой пример приводил наш Гуру Махарадж.

#00:58:08#

Бог или атма подобны солнцу. Бога можно видеть, благодаря Его собственному свету, и мы видим любые реалии лишь благодаря Его свету, Он таков, Он самосияющий, самосветящийся. А̄тма̄париджн̃ана-майо — это означает «самосветящийся», Он может являть Себя и может показывать, являть все иные реалии, Он источник всего знания. Концепция Бога такова.

#00:58:48#

Автоматически Он существует [буквально], естественным образом. Не нужен свет светильника (источника света), чтобы видеть солнца. Посредством интеллекта, посредством знания невозможно обрести представление о Боге. Он независим. Знание Бога независимо, оно может приходить и уходить, и вместе с ним приходит все. Никто не может заставить Его явиться нам.

Солнце невозможно заключить в определенные рамки, но благодаря солнечному свету мы способны видеть все реалии в мироздании.

#00:59:41#
а̄тма̄париджн̃ана-майо вива̄до
хй астӣти на̄стӣти бхида̄ртха-ниш̣т̣хах̣
вйартхо 'пи наивопарамета пум̇са̄м̇
маттах̣ пара̄вр̣тта-дхийа̄м̇ сва-лока̄т

Когда я произнес эту шлоку, то садху был известен смысл этой шлоки. Он понял, что я говорю, и неожиданно коснулся моих стоп, заявив: «О, я также знаю этот стих, но он мне не вспомнился. Однако ваша реализация такова, что в час нужды вы вспомнили эту шлоку!» Таким было его утверждение, замечание. Он был другом Раджендра Прасада, первого раштра-пати [президент] Индии. Садху сказал, что они работали с этим Прасадом на благо страны, но когда этот человек, по его словам, занял этот пост, то он заявил: «Я буду платить вам пенсию, а вы будете жить так, как вам захочется». — «Но я ответил, — сказал этот садху, — мне не нужна пенсия, я способен прожить и так. Я стану садху и буду проповедовать "Бхагаватам" и так далее». И он не воспользовался помощью своего друга. «Он пообещал нанести мне визит, но ни разу так и не пришел». [Раджендра Прасад] был выдающимся человеком, светилом, высокого роста, хорошего здоровья, крепкого телосложения. Он был бихари — выходцем из Бихара. Харе Кришна.

 


1а̄тма̄париджн̃ана-майо вива̄до, хй астӣти на̄стӣти бхида̄ртха-ниш̣т̣хах̣ / вйартхо 'пи наивопарамета пум̇са̄м̇, маттах̣ пара̄вр̣тта-дхийа̄м̇ сва-лока̄т — «Спекулятивный спор философов — "Этот мир реален", "Нет, он не реален" — основан на неполном знании Высшей Души и нацелен только на постижение материальной двойственности. Хотя такие споры бесполезны, люди, которые отворачивают свой взор от Меня, неспособны прекратить их» («Шримад-Бхагаватам», 11.22.34).