Кришну может принять лишь тот, кто свободен от зависти

Есть ли у вас вопросы? Она здесь — Пхулангана?

Преданный: Да, здесь.

#00:21:21#

Шрила Шридхар Махарадж: Ее вчерашний вопрос, когда она сказала, что мы лишь в силу нашей зависти не способны признать, принять Кришну, — это очень хорошая мысль. В «Бхагаватам» также сказано: нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. В первой шлоке, скорее всего:

[ом̇ намо бхагавате ва̄судева̄йа]
джанма̄дй асйа йато ’нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣
теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ’мр̣ша̄
дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи

Затем вторая шлока:

дхармах̣ проджджхита-каитаво ‘тра
парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇
#00:22:16#

Ведавьяса-джи в своем введении, предисловии к «Бхагаватам» во второй шлоке говорит: «Я написал священные писания. Зачем? Я дал миру множество разных истин в прошлом, — говорит он. — Но какова же в таком случае потребность, нужда, необходимость в новом произведении?

#00:22:44#

Проджджхита-каитаво ‘тра, парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇ — это произведение адресовано, прежде всего, людям, свободным от зависти. Матсара — зависть. Матсара — это люди, не способные терпеть хорошие качества, достоинства других людей. Наш Гуру Махарадж говорил: майявадины — все они матсара, все они готовы повторять знаменитый девиз Джорджа Вашингтона: «Пока ты не представишься, я не заплачу налоги» [буквально]. Они не хотят принимать Высшее существо, если сами частью Высшего существа не являются. Со 'хам — либо я являюсь Богом, либо я не признаю Бога в качестве высшего начала. Или, как говорил наш Гуру Махарадж, — геоцентризм и гелиоцентризм: представление, согласно которому в центре Вселенной находится Земля. Другие утверждают, что в центре мироздания находится Солнце, а не наша Земля.

#00:24:09#

Матсарата — дух зависти не позволяет нам признать ту истину, представление, согласно которому Кришна — все и вся, а у нас нет никакого положения, разве что положение раба. Это самоотрицание — нирматсаранам. Тот человек, который совершенно свободен от зависти, способен принять божественность Кришны, должен принять эту истину, Первопричина должна быть такой. Принять наше ущербное положение.

#00:25:03#

Мы искренне должны признать истинное положение вещей: все предназначено для Кришны, ничто не предназначено для меня, но по великой милости великого Владыки, великого Господа я могу рассматриваться как раб Кришны. Самоуничижение, самоотрицание. Есть живое отречение, есть мертвое отречение. Живое отречение заключено в этой позиции, позиции жертвенности, преданности и в стремлении, готовности отдать себя в распоряжение Абсолюту. Это и есть подлинное отречение, подлинное самоотрицание, нирматсара. Только подобные люди могут иметь представление об Абсолютной Истине как о Кришне — Самодержце, Деспоте.

#00:26:04#

Он наслаждается всем и вся, включая меня. Он — собственник, владелец всего, включая меня. Это высочайший дух самоотрицания, самоотвержения, дух жертвенности, нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. А зависть — наш величайший враг. Тот, кто осквернен завистью, не способен прийти в сознание Кришны, поскольку Кришна есть все и вся, и это необходимо признать. Однако люди, которые это признают, обретают высочайшее благо. Он — Самодержец, Он стоит выше закона, если Он одаривает меня милостью, то никакой закон эту милость не сдерживает и не ограничивает. Поэтому это не наша потеря, не наш выигрыш — то обстоятельство, что Он — Самодержец, и Он стоит выше закона. Он милостив, полон милосердия и благодати.

#00:27:14#

Поэтому мы считаем себя удачливыми, поскольку мы столь низки. Если нас рассматривать в категориях справедливости, то у нас нет надежды, но по милости Своей Он может прийти к нам и возвысить нас до любого положения, как пожелает. И это — наша перспектива, наши чаяния, упования.

[Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]