Общение с вайшнавами – путь из мира заблуждений. Наставления Прахлада

#00:53:47#
ваиш̣н̣авера гун̣а-га̄на кориле джӣвера тра̄н̣а
ш́унийа̄чхи са̄дху гуру мукхе1

Когда мы прославляем вайшнавов, то мы приближаем наше освобождение от майи, мира заблуждения, и благодаря этому можем вступить в мир реальности — желанный мир, мир сладости, любви. Вайшнавы — процесс приближения к этому адхокшаджа, трансцендентной области.

#00:54:37#

Вайшнава-чаритра. Вайшнавы — это многочисленные врата, ворота, через которые мы можем вступить в это царство. Их пример, их жизнь, их поведение, их учение, их движение — это наше богатство. На это мы уповаем, и обращаем на эти явление наше внимание. Мы можем обрести определенное представление о природе Божественного, судя по их словам и поступкам. Для чего они живут, игнорируя столь многие чарующие явления внешнего мира? Что представлено в их характере, в их попытках, в их усилиях, в их словах, в их жестах, позах? Это все может помочь нам понять природу того Божественного мира. И это — врата, они — суть, врата.

#00:55:58#
наиш̣а̄м̇ матис та̄вад урукрама̄н̇гхрим̇
спр̣ш́атй анартха̄пагамо йад-артхах̣,2 —

Прахлада Махарадж сказал своим учителям, двум сыновьям Шукрачарьи, когда сыновей Шукрачарьи обвинили. Их обвинил отец Прахлады, он сказал: «Вы учили моего сына определенным образом. Вы должны были учить его политике и тому подобным вещам, но вместо этого вы научили его, рассказали ему о Хари, который является моим врагом. Такое образование вы дали моему малышу!» — и сыновья Шукрачарьи были очень напуганы. Затем, когда они встретили Прахлада, то заявили ему: «Мы не учили тебя ни чему связанному с Хари, ничего в том роде, что ты рассказывал своему отцу. Мы не учили тебя этому!»

#00:57:11#
…тан манйе ’дхӣтам уттамам3

Отец Прахлады спросил у него: «Прахлад, чему ты научился в своей школе? Самое лучшее из твоего обучения — расскажи мне!» На что Прахлад отвечал:

#00:57:28#
тат са̄дху манйе ’сура-варйа дехина̄м̇4

[+возможно, строчка из другой шлоки, неразборчиво]

«Я научился, что лучше всего отправится в джунгли и искать там Кришну, Хари. Это — лучшее!» — «Так вот какое обучение ты получаешь от сыновей Шукрачарьи, моего Гурудева!». И сыновья Шукрачарьи — его [Прахлада] учителя — заявили ему: «Прахлад, мы не учили тебя подобным вещам». Прахлад ответил им: «Не бойтесь: все в порядке. Такого рода обучение не могло прийти от вас. Мои утверждения, мои заявления отцу, — источником их никогда не могли быть вы, поэтому вы находитесь в безопасности. Я узнал об этом от моего Гурудева, Нарады Госвами».

#00:58:33#
матир на кр̣ш̣н̣е паратах̣ свато ва̄
тхо ’бхипадйета гр̣ха-врата̄на̄м5

«Вы живете в определенном измерении. То явление, о котором говорю я, — его не найти там, где живете вы. Кр̣ш̣н̣е паратах̣ свато ва̄. Оно не может прийти от других, оно не может прийти изнутри, благодаря объединенным усилиям человека и его окружения — столь многих окружающих. Паратах̣ свато ва̄? Оно не может прийти благодаря комбинации, объединения внешнего и внутренней ментальности.

#00:59:24#

[санскрит]

Поскольку ваш капитал — всего лишь это материальное сознание, оно никогда не могло породить духовные явления. Поэтому вас не в чем упрекнуть и обвинить».

#00:59:48#
наиш̣а̄м̇ матис та̄вад урукрама̄н̇гхрим̇
спр̣ш́атй анартха̄пагамо йад-артхах̣
махӣйаса̄м̇ па̄да-раджо-’бхиш̣екам̇

Единственный способ, единственный путь, посредством которого это явление может прийти — это вайшнавы, преданные Кришны. Только благодаря им это явление может низойти — никак не иначе. Только назначенные представители могут раздавать подобное явление, и никогда никакие другие посредники в целом мире.

#01:00:41#

Поэтому вайшнава-чаритра: только благодаря нашему общению с посредниками Голоки, Кришналоки, сознания Кришны мы можем ожидать обрести что-то, надеяться обрести что-то — толику этого великого богатства. [Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Нитай-Гаура Харибол.] Необходимо лишь обрести вкус — это нечто вкусное, то, что в действительности вкусно, но мы находимся в таком положении, что нечто вкусное кажется нам горьким. Рупа Госвами привел пример:

#01:01:36#

[cанскрит] сахарный леденец очень сладок, но когда язык поражен желтухой, тогда сахарный леденец кажется не сладким, но горьким. Но этот самый сахарный леденец и является лекарством от подобной болезни:

#01:02:05#
сйа̄т кр̣ш̣н̣а-на̄ма-чарита̄ди-сита̄пй авидйа̄
питтопатапта-расанасйа на рочика̄ ну
кинтв а̄дара̄д анудинам̇ кхалу саива джуш̣та̄
сва̄дви крама̄д бхавати тад-гада-мӯла-хантрӣ6

То, что кажется, чувствуется горьким, — является лекарством, позволяющим постепенно избавится от этого ощущения горечи. Сознание Кришны может казаться нам вначале не слишком сладким, но постепенное соприкосновение с этими вещами: Именем и вайшнавом — источником, дающим Имя, если мы будем продолжать наши усилия, попытки, то постепенно то, что не совершенно в нас, может быть устранено, и мы обретем связь с совершенством.

[Харе Кришна, Харе Кришна, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.]

На этом я закончу.

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́’ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣7

 


1ваиш̣н̣авера гун̣а-га̄на кориле джӣвера тра̄н̣а, ш́унийа̄чхи са̄дху гуру мукхе / крш̣н̣а бхакти-самудой джанама сапхала хой, э бхава-са̄гара торе сукхе — «Я слышал от великих святых и Гуру, что, внимая о качествах вайшнавских святых, достигнешь освобождения. Благодаря этому преданность Кришне растет, делая жизнь души совершенной, и душа пересекает пучину мирской иллюзии радостно и легко!» («Ачарья вандана». Прославление Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Гопалом Говиндой Махантой, 18).


2наиш̣а̄м̇ матис та̄вад урукрама̄н̇гхрим̇, спр̣ш́атй анартха̄пагамо йад-артхах̣ / махӣйаса̄м̇ па̄да-раджо-’бхиш̣екам̇, ниш̣кин̃чана̄на̄м̇ на вр̣н̣ӣта йа̄ват — «Не умастив свои тела пылью со святых стоп вайшнавов, полностью свободных от материальной скверны, привязанные к материалистичной жизни люди не способны достичь стоп Всевышнего Господа, прославляемого за Свои сверхъестественные деяния. Лишь обретя преданность Шри Кришне и прибежище у Его лотосоподобных стоп, человек освобождается от рабства материи» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.32).


3ш́рӣ-прахра̄да ува̄ча ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам, арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам, ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄, крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23-24).


4тат са̄дху манйе ’сура-варйа дехина̄м̇, сада̄ самудвигна-дхийа̄м асад-граха̄т хитва̄тма-па̄там̇ гр̣хам андха-кӯпам̇ / ванам̇ гато йад дхарим а̄ш́райета — Прахлада ответил: «Государь, самое мудрое, что я услышал от учителей — это то, что жизнь в миру есть глубокий колодец без воды. В нем нельзя утолить жажду, в него легко угодить и почти невозможно выбраться. Чтобы не упасть в колодец страданий, нужно порвать отношения с миром и жить одному как в лесу, уповая на милость свыше» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.5).


5матир на кр̣ш̣н̣е паратах̣ свато ва̄, тхо ’бхипадйета гр̣ха-врата̄на̄м / ада̄нта-гобхир виш́ата̄м̇ тамисрам̇, пунах̣ пунаш́ чарвита-чарван̣а̄на̄м — [Прахлада ответил:] «Кришна, Прекрасный Господь сам находит путь к нашему сердцу. И лишь очарованные бренным, не способны увидеть Его. Кто живет ради ублажения чувств, обращает свою жизнь в ад — и нынешнюю, и будущую. Жевать жеванное другими — вот удел любителей плотских утех» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.30).


6«Шри Упадешамрита», 7.


7«В благоговении я склоняюсь к святым стопам великих вайшнавов, которые, подобно деревьям желаний, могут удовлетворить все желания преданных Господа. Их можно сравнить с безбрежным океаном беспричинной милости, поскольку они спасают от страданий мирского существования падшие души. Я выражаю им свое глубокое почтение».