Поиск расы и три плана бытия в «Бхагавад-гите»

С 1926 года я — член Гаудия-Матха и проповедую. Когда Джйотин Дас, после того, как он постился 62 дня, умер, и движение Ганди, движение гражданского неповиновение было в полном расцвете. В то время нам приходилось сталкиваться с нападками националистов, отстаивать достоинство Гаудия-Матха. Мы говорили им: «То, чем вы занимаетесь — это утонченный эгоизм. Политическая свобода — это ничто. В этом мире существуют многочисленные страны, где присутствует политическая свобода. Но счастливы ли люди, живущие там? Каков стандарт счастья?» Расо-вайсах — истинное Счастье есть Личность. Это не какой-то конкретный объект, который мы приобретем и положим в железный сундук, и будем наслаждаться им. Истинное счастье — расо-вайсах, анандам.

#00:10:57#
анандам брамхано видьям

Раса, анандам. Это личность. Мы должны понять эту истину. Мы — личности, и мы несчастны. Мы можем быть счастливы только в связи с личностью, статус которой превосходит наш статус. Поэтому существует область Сверхсубъекта, и подлинное счастье живет там, в мире высшего Субъекта — не в мире этих низших объектов, где мы находимся. Мы должны направить нашу жизнь в таком направлении — расо-вайсах, акхила-расамрита-мурти.

#00:11:44#
йам̇ лабдхва̄ ча̄парам̇ ла̄бхам̇
манйате на̄дхикам̇ татах̣
йасмин стхито на дух̣кхена
гурун̣а̄пи вича̄лйате1
#00:11:56#

Такого рода раса — анандам, анандам брамхано видьям, расо-вайсах. Раса не находится в объективном мире, раса пребывает в сверхсубъективном мире, и мы должны обратиться к нему в духе рабства, в духе служения, в духе жертвенности, а не в качестве владык, господ. Земля — измерение эксплуатации — мы живем на ней, затем существует измерение отречения: Будда и Шанкара, затем — измерение преданности, о котором учили различные вайшнавы-ачарьи. Три измерения бытия. Мир эксплуатации — в нем также существует градация: эксплуатация различной природы, эксплуатация, карма. Карма означает эксплуатацию, и гьяна означает отречение — полная отстраненность от объективной стороны бытия, отречение, состояние бытия, похожее на глубокий сон без сновидений, самадхи, отстраненность от объективной стороны. Если мы пробуждаемся, то мы пробуждаемся в смертном мире, где присутствуют реакции. Измерение отречения, духовный ноль, состояние, подобное глубокому сну.

#00:13:31#

Затем — жизнь, подлинная жизнь начинается на земле преданности в качестве частицы измерения преданности — Кришна-даса, Нараяна-даса, подчиненное положение.

нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м
эко бахӯна̄м̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н2
брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄
на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати
самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у
мад-бхактим̇ лабхате пара̄м3

«После того, как человек осознает, что он есть брахма, он четан, сознание, — не часть бренного мира — только тогда он становится достоин приблизиться ко Мне».

#00:14:20#
бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйанте
ва̄судевах̣ сарвам ити
са маха̄тма̄ су-дурлабхах̣4

«После долгого времени — веков и веков, попыток, усилий гьяни в конечном счете приходят к пониманию того, что Васудева есть альфа и омега. Васудев — Пурушоттама, Парабрахма. Он обладает личностью, Он — личность. Мы считали Его, рассматривали Его как недифференцированное, бескачественное, не утверждающее себя начало, массу сознания, но Он — не таков. Он является личностью, Васудева, Парабрахма, Пурушоттама. Вы изучали «Бхагавад-гиту»? Брахман̣о хи пратишт̣ха̄хам («Бхагавад-гита», 14.27) — «Я — основание, фундамент Брахмана».

#00:15:17#
два̄в имау пурушау локе5
кшараш́ ча̄кшара эва ча6

То, что претерпевает изменение и то, что неизменно, — два вида бытия существуют, кхара и акхара.

#00:15:31#

[шлока]

«Я выше этого — и того, и другого, неизменного и подверженного изменениям измерений мира, Я — выше, Я — трансцендентен. Поэтому Я — Пурушоттама. Меня зовут Пурушоттама, Я выше этих двух состояний бытия — кхары и акхары. Я — Пурушоттама, личность». Таким образом. Бог — личность, мы обретаем здесь ее, Бог есть личность, и Он не есть просто некая субстанция, инертная, недифференцированная масса сознания, нет. Он утверждает Себя, и Он есть анандам — полнота блага, анандам, расо-вайсах.

#00:16:31#

Шукадев: Даже Джагат-гуру Шанкарачарья был вынужден признать…

Шрила Шридхар Махарадж: Я не встречался с ними [имеется в виду — последователями Шанкарачарьи]. Я слышал об одном из них — Калапатри. Он изучал вайшнавскую литературу также. Но его тенденция, склонность, все же, — к майявади. Мадхусудан Сарасвати — был такой бенгальский ученый, проповедовавший майяваду, Мадхусудан Сарасвати, бенгальский ученый из Фаритпура. Его книга называется «Адвайта-сиддхи». До этого Мадхвачарья, Джаятиртха и другие опровергли аргументацию школы майявады крайне успешно, но этот Мадхусудан Сарасвати впоследствии хотел утвердить некую концепцию, разновидность майявады.

#00:17:47#

Мы черпаем наши знания из «Гиты», из «Бхагаватам», от нашего Гурудева, и мы встречались со многими пандитами и учеными. Я не думаю, что кто-то способен опровергнуть наши аргументы, я не думаю.

 


1см. Бхагавад-гита, 6.20-23.


2Катха-упанишад, 2.2.13.


3«Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» («Бхагавад-гита», 18.54).


4«Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я — Причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко» («Бхагавад-гита», 7.19).


5два̄в имау пурушау локе, кшараш́ ча̄кшара эва ча / кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кшара учйате — «Существуют два вида живых существ: изменчивые и неизменные. Изменчивыми именуют души, находящиеся в подверженном видоизменениям материальном мире. А неизменными называют души, пребывающие в статичном мире Брахмана, лишенном разнообразия проявлений» (Бхагавад-гита, 15.16).


6два̄в имау пурушау локе, кшараш́ ча̄кшара эва ча / кшарах̣ сарва̄н̣и бхӯта̄ни, кӯт̣а-стхо ’кшара учйате — «Есть два вида сознательных существ: те, что подвержены иллюзии, и те, что не подвержены. В этом мире все от создателя вселенной до низших тварей подвержены иллюзии, поскольку не понимают истинной цели, ради которой существуют. Не подвержены иллюзии и пороку лишь те, кто открыл свою изначальную природу слуги — кто понял, что существует только для того, чтобы служить Безусловной Красоте. Они предаются играм со Мной в Моей вечной обители» («Бхагавад-гита», 15.16).