О питании и режиме дня

1982.01.19.C.2 О питании и режиме дня
#00:01:55#

Ученик: Человек, который предлагает прасадам Господу, возможна потому градация прасадам?

#00:02:00#

Шрила Шридхар Махарадж: Это соответствует адхикару. Обычно я организовываю так: дал и лафра – для всех; для больных – определённая раса, определённый вкус – вкус, который может быть уместен для них; почётные гости – более лёгкая диета. Махапрабху имел обыкновение говорить: [Сакнскрит] [море деха лафра-вйанджане питха-пана деха бхакта ване.] [похоже на ЧЧ, Мадхья, 12.167].

#00:02:39#

Ученик: Да, мы читали это.

#00:02:41#

Шрила Шридхар Махарадж: «Изысканные блюда, роскошные блюда, - Он говорил, - вы должны раздавать среди вайшнавов, но Мне, поскольку Я – санньяси, подавайте только самые простые яства». Да, да. На основании этого… Только для того, чтобы душа оставалась в теле, мы можем собирать максимум энергии и использовать её в служении. То, что необходимо. Молоко может не быть необходимым для тех, кто занимается физическим трудом, но те, кто занимаются умственным трудом – они нуждаются в молоке. Учитывая это, проводятся подобные различия.

#00:03:25#

В нашем прошлом матхе Гуру-Махараджа система была именно такой. Сундарананда – издатель «Гаудийа», не мог усваивать молоко, поэтому ему давали чану. Чану. Вы знаете что это такое? Да – жареный горошек. Да, ему был необходим жареный горошек. Обычные сотрудники, работники матха питались далом.

#00:03:53#

Существует такая пословица в вайшнавской среде: «Человек, который способен терпеть дал и гал». Гал – означает оскорбления, упрёки, брань. Если ты хочешь стать вайшнавом ты должнен быть готов терпеть упрёки твоих старших. Ты должен быть готов не стремиться к почтению в свой адрес. Не должен быть искателем почтения в свой адрес. Но ты всегда должен быть готов выслушивать критику, упрёки старших. И также еда – не роскошная, но питательная и простая. Такая как дал. Т.е. ты должен быть готов питаться скромно, дешёвой, питательной едой – дал и выслушивать гал – упрёки [от] вайшнавов. Критика или упрёки. И питаться дешёво и скромно – дал и гал.

#00:05:07#

Махапрабху говорит: … Сваруп Дамодар был очень умён. Он говорил господу: «Попробуй, что подают Джаганнатху!». И Махапрабху, тогда Махапрабху не мог отказаться. Конечно, преданный должен следить за тем, как кормят Джаганнатха – не пересаливают ли, не слишком ли горчит, должен знать каковы эти вкусы и, таким образом, всё восходит к Безграничному. А не ограничивается личной ответственностью. Возникает связь с Безграничным и Джагадананда, ему мало была известна онтологическая сторона и он просто клал изысканные яства на блюдо Махапрабху и смотрел на почтительном расстоянии, на дистанции, смотрел «ест ли Махапрабху?» . Если Махапрабху не ел, то Джагадананда закрывался в своей комнате и постился, продолжал пост. И, боясь того, что он постится, Махапрабху ел то, что подавал Ему Джагадананда. Таким образом.

#00:06:33#

[Стих на сакнскрите]

[питха-пана деха бхакта ване. дехи о садхана ду сайо]

[начало, до "бхакта ване", похоже на ЧЧ, Мадхья, 12.167]

#00:06:39#

Они сумеют расставить всё на свои места, но мы станем жертвами языка. Это сладкое, это очень вкусное – это всё, материальный вкус, материальная сладость сделают нас пленниками, жертвами и сделают пленниками материального мира. Поэтому роскошные, изысканные яства – не рекомендуется.

#00:07:05#

Дас Госвами доходил до крайности. Джаганнатх-прасадам, который был испорчен, и который выбрасывали коровам и даже коровы отказывались есть этот прасадам. Дас Госвами брал его, промывал большим количеством воды, смывал внешнюю часть, испорченную, совершенно испорченную и то, что находилось внутри, в сердцевине промывал водой, добавлял соль и ел. Долгое время. А он был сыном человека, доход которого равнялся двадцати лакхам рупий . Его отец. Единственный сын такого отца. И он, этот Дас Госвами, демонстрировал подобный пример – как вайшнав должен вести себя.

#00:07:59#

Но все они – паршада-бхакты. Они могут, способны соответствовать этому стандарту. Они могут обходиться вовсе без пищи, но мы не можем. Мы должны следовать принципу золотой середины. Всё, что способствует телесному здоровью, для того, чтобы я мог сохранять энергию и использовать её в служении – соответственно этому (юкта-вайрагья). Не слишком изысканная пища и не недостаток пищи, но то, что помогает мне сохранять физическое, телесное здоровье и иметь энергию, вкладывать эту энергию в служение Кришне – это я буду принимать. Такой будет наша линия. Линия, наша позиция в отношении внешнего мира – юкта-вайрагья.

#00:09:01#

И это касается не только пищи, но также касается ходьбы, прогулок, сна. Всё, что необходимо, всё, что делает меня пригодным для служения . Я не должен пренебрегать пищей, а иначе я ослабею и не сумею совершать служение – это также потеря. Поэтому, принимать ровно столько, сколько необходимо для служения. Делать то, для чего я предназначен – такое действие, такой курс, направления действия. А всё остальное сон, физические упражнения или движения. Например, всегда сидеть может быть вредным, сидячий образ жизни. Сон, еда омовение – всё это должно носить умеренный характер. Отдых, физические упражнения . Во всех отношениях, во всех аспектах жизни мы должны быть умеренными и стандарт будет таким – «как я могу извлечь максимум энергии и вложить эту энергию в служение Кришне?» – такой должна быть наша идея.

#00:10:23#

[Санскрит]

[ади кир нуно дайа нчо ча боти парама та баха] [или]

[ади кир нуно дайа нчо ча боти параматта боха]

#00:10:27#

Крайностей сдедует избегать, поскольку крайности причиняют вред нашему делу. Если это чрезмерная вайрагья или это отсутствие вайрагьи – ни то ни другое, но серединный путь – золотая середина. Опять же из любого правила есть исключения. Одно правило может быть неприложимо во всех случаях, каждый случай индивидуален. Кто-то не может переварить, усвоить дал. Кто-то не может усваивать молоко. Кто-то не может терпеть холод, кто-то, напротив, не может терпеть жару. Таким образом. Индивидуальный случай, индивидуальные обстоятельства следует принимать в расчёт. Но общий стандарт должен быть таким, как было описано выше.