Принцип «золотой середины» в пышности поклонения и одежде вайшнавов>

#00:12:05#

Преданный: Вы сказали: «Господь любит, чтобы Его преданных прославляли». Мой вопрос таков: когда мы поклоняемся Кришне, то мы поклоняемся Ему с великой пышностью. Мы водружаем на Его голову корону, мы подносим Ему лучшие драгоценности, лучшую пищу, лучшую одежду, лучшие храмы – всё лучшее для Кришны. Мой вопрос таков: если некие вайшнавы-ачария представляю Кришну в своём проповедническом послании, то Он, занимая это положение, принимает также пышное поклонение себе. Не окажет ли это дурное впечатление на публику, которой ничего об этих вещах неизвестно?

Шридхар Махарадж: Что он говорит?

Госвами Махарадж: Он говорит: «Мы будем предлагать Кришне короны, мукут, драгоценности, роскошные одежды, изысканные одеяния, и также представитель Кришны – гуру, мы предлагаем ему множество замечательных вещей, ученики могут предлагать. Но насколько, в какой степени ачарья должен это принимать? Поскольку публика на известной стадии может быть смущена такого рода поклонением. Как вайшнава-ачарья должен решать, каков лимит, каков предел этого роскошного поклонения со стороны последователей?

#00:13:50#

Шридхар Махарадж: Анукульяса санкалпа. («Шри Чайтанья-Чаритамрита», 22.100). То, что будет помогать вайшнаву совершать максимум служения Кришне, он должен принимать. Ровно столько, сколько помогает ему совершать максимальное служение Кришне, принимать то, что необходимо. Он должен быть искренен, и вайшнава и ачарья. Ачарья можно сказать – это высший вайшнава. В целом мы рассматриваем это так. Вайшнава высшего порядка. Но каждый вайшнава не хочет ничего для себя, для своего чувственного наслаждения. Тот, кто хочет чувственных наслаждений для себя, это не вайшнавский образ мыслей.

#00:14:41#

Принимать всё для служения Кришне. Даже это тело, этот ум также отданы, пожертвованы служению Кришне. И чтобы я не принимал от других, я принимаю это для служения Кришне. И поскольку я должен совершать служение, то ради этого мне, возможно, нужна хорошая одежда и так далее. Поскольку я должен совершать служение Кришне, мне нужна пища, мне нужна вода и так далее. Только для того, чтобы поддерживать это тело и совершать служение. А служение может быть различным: обычное служение и служение, сопряженное с достоинством, благородным положением, имеется в виду ачарья, проповедник. Иногда ему требуется определенное положение, а иначе, в противном случае, люди посчитают его заурядным и не придадут веса, значения его словам.

Но в тоже время эта пышность не должна быть настолько великой, настолько высокой, что подобное пышное поклонение будет пробуждать зависть в людях. И люди станут говорить, что «эти люди, эти гуру утопают в роскоши, цветах и бриллиантах». С тем, чтобы люди не говорили этого, подобные чувства не должно у них пробуждать, поэтому осторожно и аккуратно мы должны подходить к этому вопросу и, если необходимо, мы должны иметь пышную роскошную форму, а когда необходимо, должна присутствовать умеренность.

#00:16:36#

Шукадева - нагой юноша, обратился ко всей религиозной интеллигенции своей эпохи будучи нагим шестнадцатилетним мальчиком. Поэтому соответственно обстоятельствам мы должны расставлять всё на свои места.

Достоинство может быть необходимо, но чрезмерное количество или степень чего бы то ни было – это плохо, поскольку возможна реакция, перебор, грубо говоря. Мы должны принимать ровно столько, чтобы душа оставалась в теле и чрезмерная роскошь, пышность, траты, расходы, денежные траты, расховать деньги словно воду – это не есть хорошо. В тоже время мы должны учить людей тому следующему принципу: если вы научитесь отдавать всё Господу, тогда вы ни в чём не будете нуждаться. Старайтесь отдавать всё центру, чем бы оно ни было, - то, что вы отдаёте.

#00:18:14#

Сита Деви, живя в лесу, предлагала Дашарадхе песок. Вместо риса она предлагала песок. «бхава-грахи джанарданах» («Шри Чайтанья-Бхагавата», Ади, 11.108). Не внешние явления, но чувства, сентимент сердца принимает Кришна, не внешнее явление. Если есть внешнее явление, их можно предлагать, но если эти внешние атрибуты отсутствуют, то даже имея малое…

Дурьодхана хотел накормить Кришну очень изысканными яствами, Кришна отказался. И когда он пришёл в дом Видуры, то Видура жил на подаяния: он кушал испорченный рис. [буквально говорит Гуру Махарадж] Та часть риса, которую люди не принимают, он говорил её для себя и предлагал Кришне. И Кришна принял это подношение, отказавшись от изысканных яств Дурьодханы.

#00:20:05#

А Рагхунатх Дас Госвами, отец Даса Госвами послал ему деньги на жизнь, на еду. Но то, что коровы отказывались есть, Дас Госвами собирал, промывал проточной водой и испорченный рис и те рисинки, которые еще были более-менее целы, кушал с солью. Махапрабху пришёл к Дасу Госвами однажды и заметил, попробовав этот рис: «Столь сладостный прасадам Я не пробовал никогда в жизни!» Что есть прасадам? Воля Кришны.

В другой день он сказал Сарвабхауме: «Посмотри, насколько чудесен вкус этого прасада». Речь не идёт о физическом вкусе этих субстанций, этих вещей, но откуда взялся этот чудесный вкус?

#00:21:33#

Это нечто личное. Мой Гуру Махарадж хотел, чтобы я улучшил мою одежду. Имеется в виду: одевался лучше. Два раза он высказал это желание. Вначале он сказал: «Ты должен одеваться лучше!» Это моя природа – жить просто. Затем он вновь сказал мне: «Одевайся лучше! А иначе публика не придаст значения твоим словам. Встречают по одёжке». Тем не менее, я люблю простую одежду, это мои привычки, простая жизнь.

В тоже время он также ругал многих за их манеру одеваться, за чрезмерную роскошь. Но в моём случае его позиция была иной. Поэтому мы видим различия в темпераменте. Разные преданные. Но если дух жертвенности присутствует, если присутствует чистота, тогда внешние явления могут не затронуть нас. Однако мы должны занять правильную позицию по отношению к окружающему миру с тем, чтобы то явление, которое было начато наши Гуру Махараджем, чтобы оно не пострадало. Такой должна быть наша цель. Ради блага миссии, с тем, чтобы дело миссии не пострадало, такой должна быть наша цель.

#00:23:44#

Если необходимо, когда это необходимо демонстрировать роскошь, пышность людям с тем, чтобы заставить их преклонить головы, то подобного рода демонстрация может быть приемлема. Но если это внешнее богатство или пышность вызывают зависть в сердцах людей, то нам следует этого избегать. Мы должны привлекать внимание к миссии и чтобы ни помогало нам в этом деле, мы будем принимать это нечто. В целом мы принимаем срединный путь, золотую середину – это есть благо.