Образ Гурудева
Милость духовного мира
Об авторе
Шрила Б.С. Говинда Махарадж Духовный преемник Шрилы Шридхара Махараджа и гуру-ачарьяШри Чайтанья Сарасват Матха, восприемник линии Шрилы Рупы Госвами — Рупануги. Более сорока лет ШрилаГовинда Махарадж был занят личным служением своему гуру - ШрилеШридхару Махараджу и обрел все его благословения, а также неоспоримый авторитет среди духовных братьев своего учителя, занимавших положение ачарьевГаудия-вайшнавских Миссий и глубоко почитавших ШрилуШридхара Махараджа как своего шикша-гуру. Среди них был также великий Бхактиведанта Свами Прабхупада, под руководством которого ШрилаГовинда Махарадж проходил свою духовную практику в годы ранней молодости. Лучшей характеристикой Шрилы Говинды Махараджа является его пранама-мантра, составленная самим ШрилойШридхаромМахараджем во время передачи ШрилеГовинде Махараджу духовного наследия Шри Чайтанья Сарасват Матха. Одна из ключевых фраз этой мантры,гурввабхишта-супуракам, значит: тот, кто в совершенстве исполняет самые сокровенные желания своего гуру.
Недавно в письме один преданный просил меня объяснить роль и значение гуру в нашей жизни.
Это очень важный вопрос. В писаниях сказано: сакшад-дхаритвенасамаста-шастраир — гуру не отличен от Кришны. В “Гите” Кришна говорит: “Я — изначальный гуру”: ачарйам мам виджанийан, наваманйета кархичит — “Я прихожу в этот мир в облике гуру”. В другом месте гуру определяется как сакшад-Баладева — тот, кто не отличен от Баладевы. Гуру — проявление Нитьянанды Прабху, а Нитьянанда Прабху — Сам Баладева. Преданный поклоняется своему гуру как Баладеве, НитьянандеПрабху.
Иногда в писаниях гуру называют проявлением Шримати Радхарани. А Баладев при этом принимает образ манджари — АнангаМанджари.
Кто же на самом деле гуру — Кришна, Баладева, Нитьянанда, Шримати Радхарани или АнангаМанджари?
Чтобы понять, как один гуру являет себя в разных обликах, нужно понять, что стоит за каждым из них. Почему гуру — прежде всего Кришна? Потому что Кришна — Высшее, личностное проявление Абсолюта, Его изначальная ипостась.
Кришна — первоисточник. Из Него исходит все. Но Кришна не бывает один. Он —свашактишактиман, всегда со Своей Силой (шакти). Когда Всевышний играет со Своей Силой (Энергией), Он принимает образ Радха-Кришны. Эти игры вечны, не имеют временных границ, а значит, не было дня, предшествовавшему их началу — Кришна никогда не был один. Каждый атом вселенной, где происходят Его игры, обладает сознанием, и это есть сознание Кришны, Бога в Его Высшем Личностном Проявлении. Это первое, что необходимо понять.
Далее в писаниях говорится: йадйапи ашрийа нитйа чит-шакти-виласа —
“Никто не может творить Его игр, даже Сам Кришна не творит их”. Его игры никогда не начинались и никогда не закончатся, в этом смысле их никто не творил. Господь и Его Энергия вечны, иногда Они вместе, иногда порознь. Но даже когда Он отделен от Нее, Он остается всесильным.
Преданный: Разве можно, лишившись силы, сохранить ее?
ШрилаГовинда Махарадж: Да, если речь идет о бесконечном, Абсолюте. Это непостижимо, ачинтья. Даже когда сила отделена от Всесильного, Она продолжает оставаться Его частью. Ничто не существует вне бесконечного Абсолюта. Шрила Кришна ДасКавирадж Госвами иллюстрирует это на примере со свечами: если от одной свечи зажечь другую, вторая будет гореть так же ярко, но пламени первой свечи от этого не убудет. Сила первой свечи не убывает. Если Господь передает кому-то Свою силу, Его сила не уменьшается.
радха-кришна эка атма, дуидехадхари'
анйонйевиласе раса ашвадана кари'
сей дуйи эка эбечайтаньягосани
раса ашвадитедонхехайла эка тхани
Радха и Кришна, Сила и Всесильный, неразделимы, но если Им нравится, Они могут действовать раздельно. В этом Их игра. Он обладает Силой, а Она, Его Сила, тоже полна ею! Власть и Властелин одновременно едины и отличны друг от друга. Это важно понять.
Начиная Свои Божественные деяния, Кришна первым делом являет Себя в облике Баладевы, первого Санкаршаны — прабхава-виласа. В это самое время Радхарани предстает в обличии Йога-майи. Первый Санкаршана и Йога-май я . появляются на свет одновременно.
Йога-майя как арбитр следит за тем, чтобы во время игры все происходило согласно правилам. Главное правило, чтобы игра нравилась Кришне. И все, чего бы Она ни пожелала, тотчас исполняется.
Когда Господь желает предаться забавам, Его Сила (Йога-майя) их немедленно устраивает. Все управление лилами берет на себя Баладева, а затем передает полномочия Йога-майе. От Всесильного (Кришны) происходит Санкаршана, а от Силы (Радхарани) — Йога-майя.
Преданный: Санкаршана — одно из имен Баларамы?
ШрилаГовинда Махарадж: Да, есть Мула-Санкаршана — первый и чатур-вьюха-Санкаршана — четыре последующих. Кришна и Радхарани являют Себя во многих образах — прабхава-виласа и вайбхава-виласа. Но в самой высшей сфере, во Вриндаване, где происходит самое сокровенное, в играх участвуют Радха-Кришна, Санкаршана и Йога-майя: четыре персонажа.
Преданный: Остальные четыре Санкаршаны тоже участвуют в играх во Вриндаване?
ШрилаГовинда Махарадж: Нет, они находятся на Вайкунтхе, ступенью ниже. Когда Голока Вриндавана нисходит в материальный мир, он становится ареной удивительных Игр Всевышнего и Его шакти (Энергии), которые наполняют его нематериальным светом. Главное для всех участников Божественных Игр, независимо от их роли — удовлетворить Высшую Силу и Ее Обладателя, Радху и Кришну. Но кто бы ни пытался сделать это, убеждается, что Радхарани превзойти невозможно; лучше Нее никто не служит Кришне.
Преданный: Почему тогда Нитьянанда Прабху желает принять обликманджари, АнангаМанджари: Если Он происходит от Силы Всевышнего, почему Он пытается служить напрямую Ее Обладателю, Всесильному?
ШрилаГовинда Махарадж: Нитьянанда Прабху в облике первого Санкаршаны (Баларамы) Сам наслаждается Своей мадхура-расой. Но Его наслаждение направлено на удовлетворение Кришны.
Преданный: Чем танец-раса Баларамы отличается от танца-раса Кришны?
ШрилаГовинда Махарадж: В сердце Баларамы живет Кришна. Когда Баларама наслаждается, Кришна, находясь в сердце Баларамы, переживает то, что испытывает Баларама. Это подобно старику, в чьем дряхлом теле живет молодой дух. В преклонном возрасте человек лишается физической мощи, но сила духа порой остается как в молодые годы — и даже крепче, чем у иного юноши.
Желание удовлетворить Кришну в Его лилах — особая Энергия (шакти) Всевышнего. Она принимает облик гопи. Когда Санкаршана хочет доставить удовольствие Кришне в мадхура-расе, он вынужден сменить мужской облик на женский. В новом облике он принимает руководство Шримати Радхарани.
Это еще одна ипостась гуру. В ней он служит Кришне. Чтобы доставить Кришне еще большую радость, он привлекает к служению нас, обычных душ. Он протягивает нам руку помощи и преподносит как цветы к лотосным стопам Господа.
Баладева — первый гуру. Он вступает во взаимоотношения с дживами, вовлекает их в служение и предлагает Кришне. Мы служим Ему, а Он служит Кришне, поэтому он — первый гуру.
Очевидно, что Энергия (шакти) Кришны, которую Он создал для служения Себе, лучше остальных справляется с этой задачей. Только Она способна доставить Кришне высшее удовольствие. Счастье, которое Он испытывает в Ее присутствии, порой Ему Самому кажется немыслимым. Понимая это, преданные ищут возможности хоть как-то помочь Ей в служении. Поэтому они следуют за сакхи иманджари, чье служение принимает Шримати Радхарани.
Самую большую радость Кришне доставляет Шримати Радхарани. Она повелевает океаном мадхура-расы. Она — обладательница несметных сокровищ любви, поэтому любой, даже Баладева, желая доставить удовольствие Кришне, должен принять Ее начало. Но к Радхарани нельзя обратиться напрямую и предложить себя в качестве помощника — у Нее нет времени общаться со всеми желающими. Она целиком поглощена служением Кришне, а восемь подружек (ашта-сакхи) обеспечивают Ее всем необходимым. Кроме того, ашта-сакхи выполняют и другие обязанности: например, готовят для Кришны изысканные блюда. Эти девушки столь искусны, что только из картофеля способны приготовить тысячи роскошных яств. Они во всем помогают Шри Радхике.
Иногда Кришна настаивает на личной встрече с сакхи, но те отказываются от прямого общения с Ним. Сакхи настолько чисты в своем сознании, что в личном общении с Кришной видят проявление корысти. Единственное, чего они хотят — доставить удовольствие Кришне, понимая, что это возможно только в обществе Шримати Радхарани. Они готовы исполнить любое Ее желание, лишь бы Она была довольна. И когда Радхика, желая внести в общество Кришны больше разнообразия, просит их встретиться с Кришной, они соглашаются, но делают это не ради Него, а ради Радхарани. Таковы лилы Кришны во Вриндаване.
Кто хочет полностью удовлетворить Кришну, тот должен в своем служении принять духовный женский облик. В действительности душа имеет женскую природу, поскольку она относится к категории шакти — джива-шакти. Лишь приняв женский образ, она может присоединиться к лилам Радха-Кришны. Для этого она должна молить о милости сакхи и манджари, чтобы те позволили служить им. Во Вриндаване души не видят в Кришне своего повелителя, для них Он — один из участников прекрасного действа. Их повелительницы — сакхи, которые знают, как доставить удовольствие Кришне, и делают для этого все. Но каждое свое действие сакхи соизмеряют с желаниями Радхарани и служат Кришне, следуя Ее наставлениям. Они — служанки Радхарани; они безмерно счастливы, если Она хоть чуточку довольна их служением, и, чувствуя их настроение, Кришна проникается еще большим счастьем.
Концепцию гуру можно рассматривать с разных точек зрения, но так или иначе все его ипостаси связаны с лилами Кришны. Кришна заключает в Себе две части единого целого: Сам Всесильный и Его Сила. Только в союзе со Своей Силой (Энергией) наслаждения (хладини-шакти) Кришна представляет Собой совершенное целое. Именно из того союза Он нисходит к нам и провозглашает: ачарйам мам виджанийан, наваманйета кархичит — “Я — гуру”.
Но было бы ошибочно полагать, что Кришна принимает только облик гуру. Нет. Он принимает облики многочисленных аватар. Его настроения бесконечно разнообразны. В каждом из них Он предстает по-разному. Гуру — лишь одна из ипостасей Кришны, приняв ее, Он говорит: ачарйам мам виджанийам наваманйета кархичит — “Предавшись лотосным стопам гуру, помни — это Я пришел в его облике, чтобы спасти тебя от наваждения и призвать в реальный мир”. Так в нашем мире Кришна играет роль ачарьи.
Какой бы образ ни выбрал для Себя Кришна, в том числе ачарьи, — это всегда Он Сам. Но в облике ачарьи Он проявляет к нам особую милость. Кришна преисполняется жалости к страданиям порабощенных душ и приходит в облике ачарьи, чтобы помочь им — ачарйам мам виджанийам.
Что касается освобожденных душ в духовном мире, у них тоже есть гуру, которого они видят как Баладеву, Нитьянанду, всесильный и милостивый облик Господа. Служа Всесильному в облике Баладевы и Нитьянанды, они приходят к Кришне. В духовном мире гуру — это Баладева и Нитьянанда Прабху. Они гуру там, где Кришна в союзе со Своей Силой (шакти). Ступенью ниже Господь принимает облик первого Санкаршаны — таковы Его игры. В мире, что лежит по ту сторону материальной вселенной, гуру принимает множество обликов.
В играх Господа, осуществляемых Его чит-шакти, помимо нее, участвует джива-шакти, которая в негативной сфере находится под влиянием майа-шакти, а в позитивной — йога-майи. По воле первого Санкаршаны высшая область нематериального мира находится во власти йога-майи. Йога-майя и есть сознание Кришны, поэтому она знает все, что нужно для Его удовлетворения в то время, когда проходят лилы. В высшей обители все, в том числе деревья, птицы, животные и цветы — порождениейога-майи.
Преданный: Йога-майя тоже принимает облик гопи?
ШрилаГовинда Махарадж: Да, Йога-майя становится Вриндадеви. Об этом в первом стихе “Ашта-калия-лилы” говорит Шрила Вишванатх Чакраварти.
Когда душа преображается в гопи, она служит Всевышнему под руководством одной из манджари, которые, в свою очередь, знают, что наибольшее наслаждение Кришне приносит Шримати Радхарани; в искусстве доставлять радость Кришне Ей нет равных. Поэтому манджари пытаются удовлетворить Кришну, слушаясь советов Шри Радхики. Таким образом в служении Самому Кришне в качестве гуру выступает Шримати Радхарани.
Мы принадлежим к Рупануга-сампрадае — к последователям Рупы Госвами. Безусловно, мы не считаем себя его совершенными последователями, мы лишь желаем быть причисленными к ним. Наша единственная цель — стремиться туда, где ступала Шримати Радхарани. Ее милосердие заключается в том, что Она принимает огромное количество обликов — и в одном из них Она приходит к нам как гуру. Она ждет часа, когда в нас проснется дух служения.
В 1947 году на берегу Кусум Саровара Шрила Гуру Махарадж рассказал, как однажды Радхарани пришла сюда в окружении многочисленных сакхи иманджари собирать цветы. Вдруг Она увидела девочку лет одиннадцати и воскликнула:
— Какая милая девочка! Откуда она появилась?
— Ее привела из своей деревни Рупа Манджари, — ответила Лалита-деви, — и я определила девочку в круг ее помощниц. Она служит Вашей Светлости под началом РупыМанджари.
— Эта девочка чудо как хороша, мне кажется ей можно доверить любое служение.
И Радхарани принялась собирать цветы.
Сколько лет прошло, а я не могу забыть этой истории. Удача может низойти на любого из нас внезапно; Рупа Госвами может привести нас к ней. Лалита-деви необычайно добра, она способна в одно мгновение пролить на нас столько милости!
Радхарани служат несметное количество сакхи, но восемь из них — главные. Всесакхи образуют своего рода кланы служения Кришне. Помимо этого есть тысячи кланов манджари. Речь идет о духовной, сверхсубъективной вселенной, где нет недостатка в пространстве. Она в любое мгновение может расшириться до бесконечности и даже больше.
В целом, изначальный гуру — это Баладев, одна из ипостасей Кришны. Чтобы показать, как служить Ему, Он приходит к нам, дживам, и становится гуру, воплощением Шри Баладева.
В образе гуру Кришна приходит в материальный мир. Как гуру Он живет в сердцах преданных. В божественной обители Кришне служат разные души, имеющие разные с Ним расы (экстатические отношения), самая полная из которых мадхура-раса. В той области, где царит абсолютная преданность, и выше которой нет ничего, Шримати Радхарани выступает в роли главного режиссера и исполнителя божественных игр. Наша линия преемственности (Рупануга-сампрадая) ведет к служению Шримати Радхарани. В нем цель нашей жизни.
Нам остается лишь смиренно ждать дня, когда по милости Гурудева, нас пригласят в тот мир служения. Это целиком зависит от воли главы нашего духовного “рода”, нашего Гурудева.