Кому судить Бога?
«О сын Кунти, оставь эту робость, ведь она не приличествует тебе. О герой, отбрось свое никчемное малодушие и воспрянь для битвы!»(Б.-г.2:3). Такими словами Господь Кришна призывает Своего преданного Арджуну к сражению с неправедными царями, чтобы восстановить на Земле законы подлинной религии.
“Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И пало в тот день из народа около трех тысяч человек”. (Исх.32:27,28). А такими словами Господь Иегова призывает Моисея и других праведных сынов Израиля, восстановить непоколебимый принцип единобожия, то есть, опять-таки, восстановить законы подлинной религии. Прочитав первое высказывание, современные христиане радостно хлопают в ладоши и, наставительно замечают: “Вот, видите, что проповедуют эти слуги Кришны? Насилие и безжалостность - вот их кумир, а Библия проповедует только любовь. Так что все идите к нам”. Однако, при прочтении второй цитаты, их радость куда-то улетучивается и начинается нечленораздельное бормотание, в безуспешной попытке объяснить два высказывания вместе. И действительно, крайне тяжело критиковать в других собственные качества, притом качества положительные.
Господь всеблагой, а по сему каждое Его желание несет всем исключительное благо. В Библии сказано, что разум Господний неисследим, но многие религиозные мыслители почему-то пытаются понять Его абсолютную волю, основываясь на своем дешевом мирском опыте. Они упорно лезут в Высший Мир трансцендентной сладости желаний Бога со своими неуклюжими и ложными фантазиями о некой обязанности Всевышнего быть справедливым, притом справедливым в их понимании этого слова. Но Абсолют вне их капризных возражений и примитивных взглядов. Он единственный абсолютный Самовластец. Его малейшая прихоть становится непреодолимым законом мироздания. Кто, в сравнении с Ним, эти надменные чванливцы, с умным видом рассуждающие, каков должен быть Бог?
Вайшнавы не пытаются постичь Абсолют, они просто служат Ему, что и рекомендуют делать все Писания. Однако, по милости великих святых пришедших из Обители Бога, мы можем поделиться с читателем правильным восприятием тех мест в Ведических Шастрах, которые подвергаются несправедливым нападкам как древних, так и современных сектантов.
В начале статьи был приведен стих из Бхагавад-гиты, где Кришна призывает Арджуну сражаться с врагами. Псевдо-христиане, не смотря на аналогичное обращение Бога к Моисею, утверждают, что Господь Кришна этим призывом раскрыл Свою “под-линную природу зла”. Но они, конечно же намеренно, забывают о том, что во все времена подлинные последователи Библейского учения (Моисей, Иисус Навин, царь Давид и многие другие) вели ожесточенную войну с наступающей неправедностью, и делали это далеко не мирным способом.
В древнейшей Ведической цивилизации общество делилось на сословия брахманов (духовно образованных интеллектуалов), кшатриев (воинов и царей), вайшйев (торговцев и ремесленников) и шудр (рабочих). В соответствии с Ману-самхитой (всеобщим законодательством для жителей Земли), кшатрий должен был с оружием в руках отстаивать принципы истинной религии, а отказ от своего долга считается грехом. Арджуна был кшатрием, поэтому Кришна говорит ему: “Более того, что касается твоего долга, у тебя нет причин колебаться, поскольку ничто так ни благоприятно для кшатрия, как сражение во имя религиозной справедливости."(Б.- г.2:31). Таким образом, Господь Кришна лишь пред-отвратил преступное бездействие Своего преданного, что может вызвать только восхищение милостивой природой Господа.
Джива (душа) обладает духовной природой, и потому не подвержена разрушению. Исходя из этого, кшатрий не должен погружаться в уныние, думая, что совершил убийство живого существа. Отстаивать подлинную религию в кровопролитных битвах - это долг кшатрия. Поэтому Господь дает следующие наставления Арджуне: “Для того, кто родился, смерть неминуема, а умерший непременно родится вновь, дабы пожать последствия своих действий в прошлом. Поэтому, о неизбежном ты не должен скорбеть.”(В.-г.2:21).
Кроме того, природа Вайшнава такова, что единственным долгом для него является неукоснительное исполнение всех желаний сладчайшего Господа. Что такое “Писания”? Это записанное волеизъявление Бога, и именно поэтому Вайшнав следует им. Но иногда воля Господа может не укладываться в рамки Писаний, и тогда преданный, пытаясь исполнить новую просьбу Всевышнего, внешне приступает границы дозволенного в Писаниях. Но это вовсе не является грехом, ибо суть всех Писаний - это исполнение любого желания Господа. В Библии сказано “Не убий”, но, следуя мудрой воле Бога, Моисей и Давид уничтожили тысячи людей, и Новый Завет прославляет их как святых. Христос учил величайшему смирению, но Его смирение не помешало Ему избить плетью продавцов и менял, изгоняя их из храма в Иерусалиме. Почему? Потому что настоящий слуга Бога следует не букве, но духу Писаний. Вайшнав не видит никакого смысла следовать Писаниям, если это мешает ему исполнять желание Господа. Руководствуясь таким чувством, Арджуна вступает в битву с вражеской армией, куда входили некоторые его друзья и родственники. Это не убийство, а благое следование указаниям Всевышнего, что было, есть и будет в высшей степени похвальным делом для живого существа.
сарва дхарман паритйаджйа
мам эком шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах
Это известный стих из Бхагавад-гиты (18:66), который гласит: “Избери себе только один долг - полное предание Моей воле. Я избавлю Своего преданного от всех греховных последствий. Не страшись ничего.” То же говорится и в Библии: "Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной.”(Мтф.16:24). Такова дхарма (Естественная природа) живого существа, неустанно пытаться исполнять пожелания Всевышнего, а не ковыряться с окаменелой гримасой брюзги цензора в надмирной онтологии абсолютных блаженнодеяний Бога. Итак, нам не рекомендуется жонглировать своими доморощенными теориями о богопознании, вместо этого мы должны просто вручить себя в заботливые руки Господа (Мтф.7:25-34) и искренне стараться исполнить любое желание Всевышнего.
Но так или иначе, великое множество “проницательных” умов усиленно напрягаются в безнадежной попытке самостоятельно понять откровения Бога, что приводит лишь к грубым оскорблениям законов Запредельного Мира. К примеру, в одиннадцатой главе Бхагавад-гиты приводится описание Вселенского Образа Господа. “О Повелитель Мироздания! О Вселенский Богообраз! Куда взор ни брошу - всюду Твое бесконечное тело: руки, ноги, глаза, лики - их много, много... Все никак не пойму я - где Тебе начало, где Тебе середина, где Тебе конец?!. ”(В.- г.11:16), и “О Всемогущий! Взирая на Твой исполинский Богообраз, состоящий из бесчисленных лиц, глаз, рук, ног, чресел, чрев и ужасающих зубов, все живое трепещет! ”(Б.-г. 11:23). По непонятной причине, это описание Вселенского Образа Господа вызывает у современных христиан нескончаемый поток критических замечаний. Такое проявление Всевышнего не вписывается в ограниченное воображение этих людей. В соответствии с их мнением, Бог не может иметь подобное описание. Однако, похоже, что они очень плохо знакомы с Псалмами “Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий: горячие угли сыпались от Него. И мрак сделал покровом Своим. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные”. (Пс.17:8-9,12,14). Может ли быть более “зловещее” описание? И тем не менее, Господь являет и такой аспект Своей личности, явно не вписывающийся в приземленные морально-этические нормы большинства людей.
В Библии сказано: “Все из Него, Им и к Нему”. (Рим. 11:36). Иными словами, из Господа проистекают все миры, проникая в них, Всевышний обеспечивает поддержание мироздания, и, в конце концов, Он уничтожает все творение. Следователь-но, Бог - это все и вся, кроме Него ничто не существует. Ужасающий разрушитель всех объектов этого мира, время, опять-таки Его проявление. Итак, Вселенский Богообраз олицетворяет собой качество всепроникновения Господа, а не, вымышленный христианами, Его сатанинский облик. Всевышний действительно присутствует всюду, поэтому Арджуна говорит о множестве Его всепроникающих рук, глаз, ног и т. д. Жаль только, что, казалось бы, духовно просвещенные люди не понимают таких очевидных вещей, нанося тяжкие оскорбления непостижимому Господу проповедью своих недалеких умозаключений.
Но их проповедь превзошла даже вышеперечисленные глупости. Они решили полностью ограничить безграничную природу Бога, подгоняя ее под свои мирские представления о социальных нормах морали. Любопытства ради, они прочли десятую песнь Шримад-бхагавагам, где говорится о том, что Господь Кришна, являя Свои блаженнодеяния на Земле, имел 16108 жен. “Как это так?” - бушевал их мозговой шторм. - “Разве может Бог иметь так много жен? Нет, я думаю, что Бог не должен иметь вообще жен... Ну, разве что, одну.” Пытаясь низвергнуть Господа с положения Наслаждающегося, богозавистники злобно шипят: “А-а, вот Он какой, этот Кришна. Развратный пастух - вот Он Кто, на самом деле. Это ж надо, танцевать ночью с замужними девушками. Ух, развратник!” Закусив губу, от своего бессилия в попытках понять высшую природу Бога, эти неудачники по своему усмотрению устанавливают пределы возможностей Всевышнего. Но Бог все может, и никому ничего не должен. И если Он хочет иметь именно такие отношения с некоторыми Своими преданными, то Он их будет иметь, несмотря на чьи-либо гневные потрясания перстом.
Следует так же отметить, что супружеские отношения с Господом (мадхурья-раса) не имеют ничего общего с супружеством в этом мире. Здесь, это обычное вожделение и желание эксплуатировать партнера, там - неоскверненое похотью стремление служить интересам возлюбленного Господа. Кроме того, в Шастрах (Писаниях) природа души относится к женской природе, в том смысле, что душа, подобно женщине, склонна жить под опекой Сильного начала, которое олицетворяет Собой Господь. Именно благодаря своей женской природе, душа имеет тенденцию служить Господу в настроении самопредания. Поэтому мадхурья-раса олицетворяет собой полное самоотдание во власть Всевышнего, и безграничную взаимность Бога. “Ты, о мой Господь, волен делать все, что Тебе угодно. В Твоей власти убить меня, или заключить меня в объятия. Но, независимо ни от чего, Ты останешься Моим возлюбленным Господом.”(Шри Шикшаштакам). Но еще раз повторюсь, что мадхурья-раса похожа на земные отношения мужчины и женщины исключительно названием.
Да, наш опыт говорит нам, что жена либо одна, либо ее нет вообще, но какую ценность имеет наш мизерный опыт в безграничном мире непостижимых деяний Бога? С точки зрения ежа, строительство людьми небоскребов - полный маразм, но с точки зрения человека, все обстоит совершенно иначе. Мы пытаемся протащить свое мерило (наши мирские представления) в мир, где минимальная единица измерения в миллионы раз превышает все наше мерило. Однажды, к Шриле Бхакти Сиддханте Сарасвати пришел один человек и спросил: “Вы видели Бога?” На что Бхактисиддханта Сарасвати ответил: “Того что вы себе представляете как Бога, я не видел.” Бог останется Самим Собой вне зависимости от нашего отношения к Нему, но если мы хотим обрести реальное восприятие Высшей Обители, мы должны отказаться от своих мирских взглядов и принять подлинное понимание, данное в Писаниях и в изречениях подлинных святых.