Безграничное великодушие Нитьянанды Прабху

Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Шри Нитьянанда Прабху — воплощение БаладевыВраджа-мандалы. НароттамДасТхакур говорил: баларамхайланитай — «Баларам — это Нитай». СанатанаГосвами также говорил о НитьянандеПрабху, как о воплощении Баладевы Вриндавана, однако некоторые люди в Гауди-сампрадае заявляют, что Нитьянанда Прабху — воплощение Шримати Радхарани. Гаудия Матх опровергает это утверждение и таких людей никогда не признает как истинных последователей Гаудия-вайшнавов и Махапрабху.

Нитьянанда Прабху явился в округе Вирбхум, на западе Катвы, в северо-западной части Экачакры, где в лесу когда-то скрывались братья Пандавы. Также поблизости находится дерево, рядом с которым Бакаракшаса был убит Бхимасеном. В Экачакре близ Гарбхаваши и во многих других местах мы можем найти следы игр Нитьянанды Прабху. Сын Нитьянанды Прабху основал храм поблизости и установил там Шримурти. Но около двухсот лет назад в этой местности прошел сильный ураган и множество древних строений было разрушено. Потом появился один состоятельный землевладелец, последователь Таудия-сампрадаи, который восстановил поклонение, установленное в Вирачандрапуре. Однако с течением времени все снова пришло в упадок.

Отдай своего сына

Мать Нитьянанды Прабху звали Падмавати, а отца — ХадайПандит. Их семья носила титул Оджха, который сейчас уже не используется. Когда НитьянандеПрабху было примерно двенадцать лет, пришел санньяси преклонного возраста и обратился к ХадайПандиту с просьбой: «Отдай мне своего сына». Этот санньяси просил отдать не просто их дитя, а столь очаровательного и любимого сына, как Нитьянанда Прабху. Как же жить, если придется проститься с таким сыном? Но что было делать? Санньяси пришел и умолял отдать ребенка, и ему нельзя было отказать. Они не могли игнорировать просьбу садху. Им пришлось отдать ему своего единственного сына. Утверждают, что этим садху был не кто иной, как Шри Мадхавендра Пури, Гуру Ишвары Пури, Адвайты Ачарьи и Пундарика Видьянидхи. Так этот санньяси забрал Нитьянанду Прабху из родного дома, когда тому было всего двенадцать лет, и с тех пор они скитались вместе по всей Индии и посетили все святые места.

Сам Махапрабху не посетил так много святых мест. Он путешествовал по Южной Индии, а на севере Индии Он побывал лишь во Вриндаване и Праяге. Махапрабху не был ни в Двараке, ни в Бадринараяне, тогда как Нитьянанда Прабху посетил все святые места, которые только есть в Индии. После ухода МадхавендрыПури, Он продолжил Свое священное паломничество. В то время Махапрабху вернулся из Гайи и начал санкиртана-лилу в Навадвипе.

В поисках друг друга

Нитьянанда Прабху странствовал повсюду и, в конце концов, пришел во Вриндаван. Он находился в постоянном поиске, поскольку пребывал в настроении Баладевы, который ощущал непреодолимую необходимость быть рядом с Кришной. Нитьянанда начал тщательно искать нечто важное во Вриндаване, но так и не смог найти. И тогда Его посетило вдохновение: «Где мне искать Кришну? — Он сейчас в Навадвипе. Поэтому Мне нужно туда». С таким устремлением в сердце Он пришел в Навадвип Дхаму, где Махапрабху уже начал Свое движение санкиртаны.

Однажды ночью Махапрабху приснилось, что в город на колеснице, которую украшал флаг с изображением пальмы, приехал Незнакомец и спросил: «Где дом НимаяПандита? Где дом НимаяПандита?» Ему показали: «Дом НимаяПандита здесь». Проснувшись, Махапрабху обратился к Своим спутникам (Шривасу и остальным): «Этой ночью в Навадвип явилась великая Личность. Попытайтесь найти Ее». Они сделали все, что смогли, обыскали каждый уголок, но так никого и не нашли. Они сообщили Махапрабху: «Мы пытались изо всех сил, но не нашли ни благородного, ни святого, ни богатого человека, пришедшего вчера ночью». Тогда Махапрабху сказал им: «Пойдемте искать вместе». Он отправился прямиком в южную часть Навадвипа в дом Нанданы Ачарьи и там нашел статного и сильного юношу небесной красоты, сидевшего на веранде. Стало ясно, что это и есть тот, о ком говорил Шри Гаурангадев. На Нем были алые одеяния, тогда как окружавшие Его были облачены в белое. Когда произнесли шлоку из «Шримад-Бхагаватам», на теле Нитьянанды проявились признаки божественных переживаний. Ощутив внутреннюю связь с Нитьянандой Прабху, все поняли, что именно Его искали. Его движения не походили на движения обычных людей, Он излучал невиданную, божественную энергию, которая чувствовалась в каждой клетке Его тела.

Махапрабху вовлек Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху в проповедь и дал им наказ: «Ступайте от двери к двери, просите каждого оставить прежнюю жизнь и воспевать Святое Имя Кришны. Кого бы вы ни встретили, просите его принять Святое Имя и оставить все другие занятия».

Уловки тантриков

В те времена Навадвип был наводнен тантриками, которые поклонялись Шакти Деви и Майе Деви. Тантрики говорили: «Майя, материальная иллюзия, приносит нам беспокойства, поэтому нам следует принять прибежище у ее стоп. Если мы сможем удовлетворить ее, снискать ее благосклонность, то она отпустит нас, откроет дверь, и, освободившись, мы станем Шивой. По своей природе, по своему рождению, джива — это Шива, а Шива — господин Майи. Сейчас мы в рабстве у Майи, и поэтому полностью сбиты с толку. Когда богиня иллюзии будет удовлетворена нами, она снимет свои чары, распахнет перед нами дверь в высший мир. Там много освобожденных душ, мы присоединимся к ним. Они все наслаждаются положением Шивы, господина Майи. Она не может заставить их совершать то, что она хочет, и служит им как своим повелителям. Майя служит освобожденным душам, как Шиве, но делает это с позиции материальной энергии. Не контролируя ее, они служат друг другу, так как все они — Шива. Паша баддхобхаветджива паша муктасадашива. Когда джива пребывает в рабстве Майи, она является падшей душой, а когда она превосходит Майю, материальную иллюзию, то навсегда становится Шивой. Такая дживаможет перемещаться, куда пожелает, и Майя ничего не может с ней сделать, она будет оказывать душе служение — это и будет освобождением. Нам следует служить Майе Деви, и для этого существуют определенные тантрические практики, благодаря которым ее можно удовлетворить». Тантрики всегда поступали своенравно, они пили вино и ели мясо. Они предлагали все это божествам Майи, Шакти и Кали. Они также неограниченно наслаждались обществом женщин. Они думали, что их связь с женщинами поможет им освободиться от увлеченности ими. Таким образом, то, что мы считаем губительным: вино, мясо и женщины, они одобряют и ставят в основу своей тантрической практики.

«Наш метод состоит в том, чтобы научиться правильно обращаться с теми вещами, которые искушают нас, — так мы сможем избавиться от их чар. Они существуют, чтобы очаровывать и привлекать нас, но есть некая практика, которая поможет нам управлять ими. Так мы станем господами этих отравленных вещей».

Позитивная альтернатива

В то время в Навадвипе было полно таких тантриков. Махапрабху Шри Гауранга начал Свою проповедь, пытаясь убедить каждого оставить все остальное и начать воспевать имена Кришны, Нараяны. Он говорил: «Вы не только освободитесь от влияния Майи, но и обретете позитивную жизнь на Вайкунтхе и Вриндаване. Это высочайшее достижение, а то, что приходит в результате поклонения Шакти, всегда имеет последствия, которых вы не в силах будете избежать». Эти истины упоминаются в шастрах, но не столь часто. Если вы будете более внимательны, то увидите, что относительность этого негативного, материального мира совершенно не гарантирует безопасности. Только вступив в позитивный мир, вы окажетесь в безопасности. Освобождение, как избавление от враждебного влияния, — это не высшее достижение. Необходимо практически занять себя в линии служения Господу, которое лишено материальной скверны. Нужно не просто избавиться от эгоизма, а понять, что в центре всего находится Господь, и начать Ему служить. Там позитивный духовный мир полон счастья, и достичь его можно лишь через служение. Здесь мы потребители, эксплуататоры, но все это следует оставить ради освобождения от последствий обусловленной жизни (кармы). Нам нельзя ждать, бездействуя, — это небезопасно.

Уровень спонтанного служения

Следует всегда помнить, что недостаточно лишь избавиться от негативного. Существует позитивный мир, предназначенный для возвышенного образа жизни, в который можно вступить только через служение. Служение превыше всего. Пожертвовать своим интересом, но не ради части, а ради целого, абсолютного блага — это столь возвышенно. Ничто не может сравниться с этим. Это не может быть результатом рационального расчета, это рождается спонтанно. Достичь такого уровня спонтанного любовного служения можно лишь заплатив высочайшую цену, отбросив прежние увлечения, привычки и следование более низким практикам поклонения, искупления грехов и прочего.

«Умереть, чтобы жить». В человеческой жизни должно произойти радикальное преображение. Умри ради такой жизни, которая в абсолютной степени достойна этого. Путь этот открыт лишь для человека. В других формах жизни невозможно воспринять даже отблеск этого лучезарного пути, это доступно ограниченному числу людей в сотворенном мире. Сколько душ обретают тела людей? Ничтожно малое количество по сравнению с другими видами живых существ. Лишь для них открывается эта дверь в высший мир, и поэтому мы должны изо всех сил попытаться достичь этой позитивной стороны бытия. Эта сторона — Кришна. Он привлекает всех и вся. Он несравненно прекрасен, Он — высшая Реальность. В Нем присутствует все сущее. Он неописуемо очарователен. Мы ощутим полноту жизни, только если приблизимся к такому Господу, приняв Его Святое Имя. В этот век Кали нам рекомендуют воспевать Имя Господа в обществе святых. Только так мы сможем совершенствоваться в этом.

Джагай и Мадхай

Нитьянанда Прабху был неиссякаемым источником энергии, и ХаридасТхакур не всегда поспевал за Ним. Это создавало некоторые сложности в исполнении наставления Махапрабху, но что делать? Однажды к ним пришла группа бандитов (гунды), настроенных агрессивно: «Оставьте нас в покое! Мы совершенно не набожные, а вы навязываете нам свою проповедь. Откуда у вас право на это? Почему вы беспокоите нас? Как и большинство людей, мы придерживаемся своих убеждений, а вы нагло упрекаете нас в недостатке религиозности. Вы пришли к нам с новой религиозной идеей, почему мы должны принять ее? Да вы глупцы! Если вы снова явитесь сюда, мы проучим вас». Несмотря на угрозы, Махапрабху велел продолжить проповедь.

Так они встретили братьев, Джагая и Мадхая. Джагай и Мадхай по происхождению были брахманами, но совершенно не интересовались религией. Они имели покровителя в мусульманском правительстве, промышляли разбоем, не достойным представителей брахманического сословия. Они брали все, что считали для себя нужным.

За ними водилась дурная слава, их называли Джагадананда и Мадхавананда.

Мы не должны применять силу

Однажды они встретили Нитьянанду и Харидаса: «О! Вы мошенники, мы слышали о вас. Вы убеждаете принять новую религию. Не бывать этому! Если мы встретим вас снова, то поколотим так, что вы будете плакать». Так или иначе, эти братья дали такое предостережение. Нитьянанда Прабху каждый день отчитывался в успехах Своей проповеди, и, рассказывая об этом случае, бросил вызов Махапрабху. Он сказал: «Мы еле спаслись сегодня от двух братьев-бандитов, которые держат в страхе всю Навадвип Дхаму. Но если Ты сможешь освободить их, тогда Я буду убежден, что Ты пришел сюда, чтобы исполнить желаемое. Они — самые большие злодеи, которых только можно найти во всей округе, и поэтому должны быть Тобою обращены. Если Ты сможешь сделать это, то мы сможем доказать, что Ты обладаешь реальной силой, и Ты сможешь реализовать задуманное». Махапрабху заключил: «Если такова воля Кришны, то нет ничего невозможного». Снова отправившись проповедовать, они встретили тех же злодеев. ХаридасТхакур отступил, а Нитьянанда Прабхуостался смело стоять на месте. Мадхай схватил глиняный кувшин, лежавший на обочине дороги, и бросил им в голову Нитьянанды. Кувшин рассек Ему лоб, но Нитьянанда продолжал стоять. Кто-то побежал к Гаурангадеву и рассказал о том, что НитьянандуПрабху поранили бандиты. Махапрабху пришел в ярость и поспешил туда: «Кто посмел ранить НитьянандуПрабху? Выходи или Я уничтожу этот город!» Тогда вмешался Нитьянанда: «Нет! Нет! О Мой Господь, обуздай гнев. В этом воплощении Мы не должны применять силу. Помни об этом».

Обращение в веру

В это время Джагай воскликнул: «Нет! Нет! Они же монахи. Они не зажиточные люди или чиновники, а лишь санньяси в алых одеждах. Нам нет смысла убивать или бить их». Услышав это, Махапрабху оттолкнул их. Тогда Нитьянанда Прабху сказал: «Тебе не следует так поступать. В этот век, в этой ситуации, Мы ни в коем случае не должны использовать силу. Никогда!» В это время Мадхай захотел ударить НитьянандуПрабху, но Джагай встал на его пути. Махапрабху обернулся: «Джагай, ты защитил МоегоНитьянанду». Махапрабху обнял его, а Джагай упал к Его стопам и начал рыдать, произнося: «Харе Кришна». Сознание Джагая пережило трансформацию. Затем Мадхай сказал: «Мы оба — величайшие грешники, но теперь положение Джагая изменилось». С этого началась и его обращение.

Рекомендация Нитьянанды

Нитьянанда Прабху сказал, что в такой ситуации нельзя допустить, чтобы один из братьев получил спасение, а другой нет, поэтому Мадхай также должен быть спасен. Тогда Махапрабху сказал: «Сам Нитьянанда просит за тебя, поэтому, Мадхай, Я также дарую тебе освобождение». Затем Махапрабху обнял его. Мадхай тоже припал к стопам Господа, начал плакать и повторять имена Кришны. Так произошло обращение этих двух величайших демонов в человеческом обличии. Через некоторое время об этом говорил весь город: «Кто такой НимайПандит? Мы знали Его как ученого, но, несомненно, Он обладает некой сверхъестественной силой. Эти две демонических личности, при виде которых люди всегда разбегались по домам и крепко закрывали двери, обращены НимаемПандитом в одно мгновение. Он обладает сверхъестественной силой». С того дня за НимаемПандитом закрепилась слава не простого ученого, а наделенного сверхъестественными способностями. Нитьянанда Прабху также прославился. Когда Ему до крови рассекли лоб, Он показал необычайную выдержку, терпение, а вступившись за Своих обидчиков, Он проявил великое сострадание. После этого случая все признали Его божественное, возвышенное положение. Ему были чужды настроения эксплуатации и наслаждения, Он всего Себя посвятил Кришне.

Совершенный слуга

Санатана Госвами писал в своем комментарии: «В раса-лил Кришны Кришна наслаждается всеми гопи, однако у Баларамы также есть Своя отдельная раса-лила». В «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах упоминается о том, что у Кришны есть раса-липа и у Баладевы также есть Его раса-лила. Санатана Госвами дает объяснение этому. Эта тема очень возвышенна и сокровенна, ее очень трудно понять. Баладева лишь внешне проводит Свою раса-лилу, тогда как в сердце Он призывает Кришну принять участие в этой лиле, но сам не наслаждается гопи. Он всегда в стороне, Он лишь играет Свою роль и управляет раса-лилой Кришны с гопи. Он небеспристрастный исполнитель этой роли. Все Его естество преисполнено настроения служения.

Объединенные в служении

Во Вриндавана-мандале те, кто находится в ватсалъя- и сакхья-расах, состоят в браках и имеют детей, но в этом нет духа наслаждения. Это союз мужчин и женщин, но не ради наслаждения, как это происходит здесь в материальном мире. Обе стороны встречаются и объединяются для служения. В этом нет и толики наслаждения, иначе им не было бы позволено войти в эту божественную обитель, их бы изгнали в мир эксплуатации. Когда преданные проходят врата освобождения и входят в мир Вайкунтхи, их склонность использовать что-то в собственных интересах исчезает навсегда и безвозвратно. Внешне они играют некие роли, но внутренне пребывают всецело в настроении служения. Это может показаться чем- то немыслимым, но это правда. И не только люди, но также птицы и звери, которые обычно всегда стремятся наслаждаться, в духовном мире пребывают всецело в настроении служения. Такое полное преображение должно произойти в сердце, уме и теле человека прежде, чем он направит все свои усилия на достижение божественной обители Господа. Гегель сказал: «Умереть, чтобы жить». Если вы действительно стремитесь жить на духовном плане бытия, то должны будете полностью умереть такими, какими вы ощущаете себя в этой плотской мирской жизни. Это нечто совершенно противоположное, исполненное чистоты. И это может быть изучено. Не стоит думать, что это ненаучно, — подлинная наука лежит в основе этого. Таков процесс смерти ради жизни. И в этом есть любовь, жертва во имя объекта любви доказывает подлинность самой любви. В противном случае это лишь имитация, лицемерие, заговор против собственного блага.

Последний дар

Совершенно очевидно, что, если у нас есть вера в эту божественную концепцию, мы придем к «Шримад-Бхагаватам», последнему дару ведических священных писаний этому миру, дару Вьясадевы. «Шримад-Бхагаватам» — это величайшая книга из всех, притхивитейатакатха дхарма-наме-чале. Объясняя шлоку «дхармах про- джхитокаитаво» (ШБ, 1.1.2) наш Гуру, Сарасвати Тхакур, утверждал, что все, что было сказано о религии до этого, ошибочно, ложно и не обладает должной чистотой. До этого чистая религия не была выражена в словах. Это мир эгоистов, а в мире духовном все ради центра. Это не просто бескорыстие, а самопожертвование, великодушие и самозабвение. Именно так нам следует начать свой путь и идти вперед.

Мольба у дверей

Шри Нитьянанда Прабху приходил в дома людей и взывал: «Придите к Гауранге. Он тот, кто может легко даровать вам прибежище в духовной обители». На берегу Ганга он пел эти имена Гауранги: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, аха гаура̄н̇гера на̄ма йе джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «О люди, придите и примите прибежище божественных стоп Гауранги, отдайте Ему все и припадите к Его стопам, отдайте Ему все и припадите к Его стопам. Примите Его имя, памятуйте о Нем и всецело отдайте себя в Его распоряжение. Он — Моя жизнь и душа. Я считаю Его Своей жизнью, душой, всем и вся». Катаясь в пыли у дверей домов, Нитьянанда взывал: «Вы должны сделать это». Он молил их, рыдая: «Примите Гаурангу, вы не представляете, какое великое благо вы обретете». Так Он катался в пыли у дверей людей и обращался к ним с этой просьбой. Он шел к обычным людям, умоляя их принять прибежище у лотосных стоп Гауранги. Таков Нитьянанда Прабху. Он пришел дать Махапрабху даже Джагаю и Мадхаю и молил у каждой двери принять Гаурангадева. Вы даже не представляете, какая перспектива может открыться перед вами, насколько эта перспектива высока и прекрасна!

Милость Нитьянанды

Нитьянанда Прабху — это наша надежда. Он столь великодушен, столь щедр, столь милостив, что мы с легкостью можем привлечь Его внимание и обрести Его благосклонность. Гаурангадев не может проигнорировать Его рекомендацию. А получив милость Гауранги, мы обретем бесценное сокровище Радха-Кришна-лилы. Тот, кто обрел милость Нитьянанды Прабху, с легкостью обретает милость Махапрабху, а обретя Махапрабху, он получит Радха-Кришну, Вриндаван и все остальное.