Нитьянанда Прабху — воплощение милости

Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж

«У тех, кто не почитает Нитъянанду Прабху, нет надежды в духовной жизни». Гуру Махарадж составил множество песен ради нашего высшего блага и прославления таких божественных посланников Господа, как Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати

йо ’нанто ’нанта-вактраирниравадхи

 хари-сам̇кӣрттанам̇ сам̇видхатте

 йова̄ дхаттедхаритрӣм̇ ш́ираси

 ниравадхикш̣удра-дхӯлӣкан̣ева
йах̣ ш́еш́аш́-чхатра-ш́аййа̄сана-васана-
видхаих̣ севате те йад-артха̄х̣
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджасататам̇

 гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там (1)

О мое сердце, пожалуйста, оставайся всегда преданным лотосным стопам прекрасного Шри Нитьянандачандры, дарующего нам Гаура-Кришну!

Именно Нитьянанда Прабху, приняв форму Анантадева, поет славу Святого Имени Своими бесчисленными устами, а одной из Своих голов Он вечно удерживает Землю словно пылинку.

В образе Шешадева Ананты Он служит объекту Своей любви — Кришне, принимая формы Его вещей: зонта, ложа и одежды.

ам̇ш́аирйах̣ кш̣ӣраш́а̄йӣсакала
бхуванапах̣
сарваджӣва̄нтарастхо
йова̄ гарбходаш́а̄йӣ-даш́а-ш́ата-вадано

 веда-сӯктаирвигӣтах̣
брама̄н̣д̣а̄ш́еш̣агарбха̄ пракр̣ти-пати-патир

 джӣва-сан̇гха̄ш́райа̄н̇гах̣

Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур, Гаура-Гададхар и Нитьянанда Прабху. Также он составил множество шлок на санскрите о Рупе Госвами и других.

Здесь представлена поэма на санскрите «Шриман Нитьянанда Двадашакам», составленная Гуру Махараджем, чтобы прославить Шримана Нитьянанду Прабху.

ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(2)

О мое сердце, пожалуйста, служи вечно Шри Нитьянандачандре, дарующему нам Гаура-Кришну!

Нитьянанда Прабху в облике Кширодакашайи Вишну, который поддерживает всю Вселенную, пребывает в сердцах всех живых существ.

Ведические гимны прославляют Его облик тысячеголового Гарбходакашайи Вишну — сахасра-ширша пурущах. В Нем пребывают бесчисленные вселенные.

Он повелевает Господом материальной природы — Каранодакашайи Вишну, в котором пребывают бесчисленные вселенные и находят прибежище все души (дживы).

йасйа̄м̇ш́овйуха-мадхйевиласати
парама-вйомнисам̇карш̣ан̣а̄кхйа
а̄танванш́уддха-саттвам̇ никхила-хари-
сукхам̇ четанам̇ лӣлайа̄ ча
джӣва̄хан̇ка̄ра-бха̄ва̄спадаитикатхитах̣
кутрачидж-джӣвавадйах̣
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджасататам̇

 гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(3)

О мое сердце, пожалуйста, всегда служи Шри Нитьянандачандре, сострадательному дарителю Гаура-Кришны!

В духовном царстве Паравьомы Вайкунтхи Он проявляет Себя в четырех ипостасях, первая из которых, Санкаршана, распространяет блаженство божественных игр Шри Хари на уровне чистого сознания (щуддха-саттвы).

Внутри джив он — эго. Иногда Он являет Свои необыкновенные игры как обыкновенная душа.

йаш́ча̄дивйуха-мадхйепрабхавати
саган̣о
мӯла-сан̇карш̣ан̣а̄кхйо
два̄ра̄ватйа̄м̇ тад-ӯрддхемадхупури
васатипра̄бхава̄кхйовила̄сах̣
сарва̄м̇ш́ӣра̄ма-на̄ма̄ враджапури
рамате
са̄нуджойах̣ сварӯпе
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там (4)

О сердце, пожалуйста, всегда служи пыли с лотосных стоп милосердного дарителя Гаура-Кришны, Шри Нитьянандачандры!

В Двараке Он появляется во всем великолепии со Своим духовным окружением, как изначальный, всепривлекающий Мула-Санкаршана.

На более высоком уровне, в Матхуре, Он наслаждается Своими играми в форме Прабхава-виласы.

Во Враджапури Он как Баларама — главный Источник всех воплощений, — играючи состязается со Своим очаровательным младшим братом, Шри Кришной.

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-премана̄ма̄ парама-
сукхамайах̣ ко’пйачинтйах̣ пада̄ртхо
йадгандха̄тсаджджанаугха̄ нигама-
бан̇хуматам̇
мокш̣амапйа̄кш̣ипанти
каивалйаиш́варйа-сева̄-прадаган̣аити

 йасйа̄н̇гатах̣ премада̄тух̣
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(5)

Мое дорогое сердце, пожалуйста, всегда преклоняйся перед Шри Нитьянандачандрой, дарителем Гаура-Кришны!

Он несет нам блаженство чистой, прекрасной любви к Шри Кришне (Шри-Кришна- премы). Невозможно постичь всю значимость этой любви — она столь прекрасна, что садху, соприкоснувшиеся с ее отголоском, с пренебрежением отказываются от мысли об освобождении, предлагаемой Ведами.

Более того, Его аватары, дарующие чудесную любовь к служению Богу в царстве Вайкунтхи, лишь экспансии Его экспансий.

йоба̄лйелӣлайаиках̣ парама-мадхурайа̄
чаикачакра̄нагарйа̄м̇
ма̄та̄-питрорджана̄на̄ матханиджа-сухр̣да̄м̇

 хла̄дайам̇ш́ читта-чакрам
тӣртха̄нвабхра̄масарва̄нупахр̣таджанако

 нйа̄сина̄ пра̄ртхиташ́ ча
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там (6)

О мое дорогое сердце, пожалуйста, всегда удовлетворяй лотосные стопы чудесного Шри Нитьянандачандры, дающего нам Г аура-Кришну!

Когда Господь Нитьянанда был маленьким и являл Свои очаровательные игры в деревне Экачакра, Он вызывал в сердцах родите-лей, родственников и близких друзей глубочайшую радость.

После того как саннъяси, пришедший в дом юного Нитьянанды, попросил ХадаяПандита отдать его сына, Господь Нитьянанда отправился со странствующим садху и исходил с ним всю Индию вдоль и поперек, посещая священные места паломничества.

бхра̄мам̇ бхра̄ман̃ чатӣртха̄нйати-мукут̣а-
ман̣има̄дхавендрапрасан̇га̄т
лабдхолла̄сах̣ пратикш̣йапракат̣ита-
чаритам̇
гаурадха̄ма̄джага̄ма
ш́рӣ-гаурах̣ ш́рӣнива̄са̄дибхирапи

 йама̄ва̄па̄лайенанданасйа
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(7)

Дорогое сердце, пожалуйста, всегда служи лотосным стопам того великолепного Шри Нитьянандачандры, который дарит нам Г аура-Кришну!

Дорогое сердце, пожалуйста, всегда служи лотосным стопам того великолепного Шри Нитьянандачандры, который дарит нам Г аура-Кришну!

Во время путешествия по священным местам Его сердце переполнялось счастьем от общения со Шрилой Мадхавендрой Пури, сияющим бриллиантом среди всех саннъяси.

Он пришел в Гаура Дхам, священную обитель Шри Гауранги. Там, в доме Нанданачарьи, Он ждал проявления чудесных игр Господа Гаурасундара и Его спутников со Шривасом Тхакуром во главе.

пра̄пта̄джн̃огаура-чандра̄дакхиладжана

 ган̣оддха̄ра-на̄ма-прада̄не
йах̣ пра̄пйадваусура̄паукаликалуш̣а-
хатаубхра̄тараубрахма-даитйау
га̄д̣ха-премапрака̄ш́аих̣ кр̣та-рудхира-
вапуш́
ча̄пита̄в-уджджаха̄ра
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(8)

Мое сердце, пожалуйста, постоянно отдавай себя удовлетворению милостивого дарителя Гаура-Кришны — Шри Нитьянандачандре!

Именно Ему Господь Гаурачандра дал распоряжение освободить все души, даровав им божественную любовь через Святое Имя. Нитьянанда освободил двух опустившихся брахманов (Джагая и Мадхая), погубленных зловещей природой Кали-юги, даже после того, как они напали на Него и разбили Ему голову, явив всю безграничность Его божественной любви.

са̄кш̣а̄д-гауроган̣а̄на̄м̇ ш́ирасийад
авадхӯтасйакаупӣна-кхан̣д̣ам̇
сам̇дхартун̃ ча̄дидеш́а̄савайаванавадхӯ

 спр̣ш̣т̣а-др̣ш̣т̣о ’пи вандйах̣
брахма̄дйа̄на̄мапӣтипрабху-
парихр̣така̄на̄маписвеш̣т̣а-пӣт̣ах̣
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(9)

Пожалуйста, поклоняйся вечно, дорогое сердце, тому милостивому дарителю Гаура- Кришны, Шри Нитьянандачандре!

Шри Гауранга Махапрабху дал наказ всем Своим последователям с благоговением поклоняться даже кусочку каутгины (набедренной повязки) Нитьянанды Прабху, величайшей Личности, которая выше правил и предписаний (авадхут).

Даже заметив Его прикасающимся к падшей женщине или явани, боги, во главе с Брахмой, не перестанут поклоняться Ему.

Он — любимый предводитель возвышенных преданных, которые нежно пленяют сердце Шри Чайтаньядева.

уддхартум̇ джн̃а̄на-карма̄дй-апахата-
чарита̄нгаура-чандройада̄сау
нйа̄сам̇ кр̣тва̄ ту ма̄йа̄ мр̣гамануср̣тава̄н

 гра̄хайанкр̣ш̣н̣а-на̄ма
тач-чха̄йева̄нвадха̄ватстхала-джала-
гахане
йо ’пи тасйеш̣т̣а-чеш̣т̣ах̣
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там(10)

О мое сердце, пожалуйста, вечно оказывай божественное служение тому, кто дарит Гаура-Кришну — Шри Нитьянандачандре!

Шри Гаурачандра явил Свою саннъяса-лилу, чтобы освободить тех, чье сознание было отравлено корыстью и отречением (кармой и гъяной). Он освободил их, дав наставление воспевать Святое Имя Кришны. После того, как Махапрабху принял саннъясу, Нитьянанда Прабху следовал за Ним как тень по джунглям, по болотам, куда бы тот ни направился.

Нитьянанда Прабху — исполнитель желаний сердца Шри Гаурачандры.

ш́рӣ-ра̄дха̄-према-лубдходиваса-ниш́и-
тада̄сва̄да-маттаикалӣло
гауройан̃-ча̄дидеш́асвапарикара-вр̣там̇

 кр̣ш̣н̣а-на̄мапрада̄тум
гауд̣е ’ба̄дхам̇ дадауйах̣ субхага-ган̣а-
дханам̇ гаура-на̄ма-прака̄мам̇
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ бхаджабхаджа
сататам̇
гаура-кр̣ш̣н̣а-прадам̇ там (11)

Днями и ночами Шри Чайтанья Махапрабху был опьянен сладчайшим вкусом божественной любви из глубины сердца Шримати Радхарани. В таком состоянии Он дал наставления НитьянандеПрабху и Его спутникам распространять Святое Имя Кришны, Шри Кришна-нам. Шри Нитьянанда Прабху отправился в Гауда-дешу, где щедро дарил бесценное сокровище истинных преданных: Святое Имя Шри Гауры, Шри Гаура-нам.

О мое дорогое сердце, пожалуйста, навечно отдай себя удовлетворению милостивого дарителя Гаура-Кришны — Шри Нитьянандачандре!

ш́рӣ-ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-лӣла̄-раса-мадхура-
судха̄сва̄да-ш́уддхаика-мӯртау
гауре ш́раддха̄м̇др̣д̣ха̄м̇ бхопрабху-
парикара-самра̄т̣ прайаччха̄дхаме ’смин
уллан̇гхйа̄н̇гхрим̇ хи йасйа̄кхила-бхаджана-
катха̄ свапнаваччхаивамитхйа̄
ш́рӣ-нитйа̄нанда-чандрам̇ патита-ш́аран̣а-дам̇
гаура-дам̇ там̇ бхадже ’хам (12)

Дорогой Господь! О Нитьянанда Прабху, повелитель спутников Шримана Махапрабху! Снисходительно даруй этой падшей душе непоколебимую привязанность к Шри Гауранге, высшему олицетворению вкуса сладостного нектара игр Шри Шри Радха-Кришны.

Если пренебрегать лотосными стопами Нитьянанды Прабху, садхана или бхаджана, духовные практики, служение и поклонение становятся лишь иллюзией, подобной сну.

Я поклоняюсь и всем сердцем люблю того, кто дарит Шри Гауру, великодушного покровителя падших душ — Шри Нитьянандачандру!

В этот день мир обрел величайшее благословение и счастье благодаря явлению Шри Нитьянанды Прабху. В этом бренном мире обусловленные души всегда пребывают в очень затруднительном положении. Но по милости Шримана Махапрабху и Нитьянанды Прабху все становится благоприятным.

Благодаря явлению Шри Нитьянанды Прабху природа этого положения стала трансцендентной, и все обусловленные души были спасены Им. Махапрабху явился как юга-аватар, воплощение Бога этой эпохи. Будучи воплощением Бога в эту эпоху, Он также является аватары, Источником всех воплощений и божественных экспансий.

Вместе с Махапрабху в этот мир низошли Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхар Пандит, Шринивас Ачарья и все Его спутники.

На Голоке Вриндавана существуют две области. Одна из них аударъя (распространение), а другая — мадхуръя (сокровенное наслаждение).

Мадхуръя-лила является паракаштхой, высшей формой лилы. Благодаря играм Шри Шри Радхи-Говинды мы понимаем, что Они — Высшая Личность Бога в Их превосходнейшей форме во Вриндавана-лиле. Это называется мадхуръя-лилой, в которой Они переживают высшее блажество.

В аударъя-лиле Шри Чайтанья Махапрабху — форма, не отличающаяся от Радха-Говинды, — является со Своими спутниками. Эти спутники также предстают в формах, не отличающихся от форм спутников Кришны. Они принимают облики мужчин и женщин и даруют милость всем без исключения вселенным. Они одаривают милостью не только эту вселенную, но вообще все вселенные. Это называется аударъя-лилой.

Кришна не желает отдавать Себя, чтобы не быть плененным преданностью других. Наша единственная надежда в том, что все- таки мы пленим Его своей преданностью. Однако Махапрабху и Нитьянанда Прабху столь милостивы! Они явились, чтобы отдать Себя. Махапрабху — это не отличающаяся от Кришны форма, но раздающая Себя в облике Махапрабху. Такова аударъя-лила.

Всей духовной вселенной управляет Мула-Санкаршана и Его энергия — Йогамайя. Они вдвоем — Йогамайя и Санкаршана — играют для удовлетворения Кришны. Йогамайя действует по указанию и воле Санкаршаны. Она дарит милость Нитьянанды Прабху и Махапрабху. Таково положение Йогамайи. В сфере аударъи все проявляется по воле Нитьянанды Прабху.

Игры Кришны происходили прежде того времени, когда явился Махапрабху. Кришна явился в этот бренный мир со всеми Своими атрибутами и всей Дхамой. Следующим было явление Махапрабху, и Он — Высшая Личность Бога, Кришна, явившийся в настроении аударъя-лилы как Бхагаван Чайтанья Махапрабху.

Нитьянанда Прабху — правая рука Махапрабху. Адвайта Прабху — Его левая рука. Он дарует милость обусловленным душам и поднимает их с очень низкого уровня бытия на высокий. Но все это счастливо происходит по милости Нитьянанды Прабху.

[...]

Махапрабху иногда принимал во внимание законы, правила и указания писаний, это было Его обязанностью. Однако Нитьянанда Прабху не таков. Махапрабху дал всем Кришну, а Нитьянанда Прабху дал всем Чайтанью Махапрабху. В этом Его отличительная особенность.

Махапрабху провозгласил: «Воспевайте Харе Кришна маха-мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». А Нитьянанда Прабху сказал: бхаджагауранга, кахагауранга, лахагаурангеранама — «Воспевайте имя Гауранги Махапрабху, беседуйте о Нем и поклоняйтесь Ему».

Когда Махапрабху принял саннъясу, Нитьянанда Прабху отправился с Ним в Катву. Так Они вместе пошли в дом Адвайты Ачарьи. Нитьянанда Прабху отправил Чандрашекхара Ачарью в Навадвип, чтобы тот привел Шачи Мату в дом Адвайты Ачарьи. Он всегда был рядом с Махапрабху. И спустя десять дней, когда Они направились в Пури Дхам, Нитьянанда Прабху также был с Махапрабху.

Но, в конце концов, мы знаем, что когда Махапрабху обосновался в Пури и перед тем, когда Он отправился проповедовать в Южной Индии и по всей Индии, Он наставил Нитьянанду Прабху: «Иди в Гаудадешу (Бенгалию). Я отдаю Тебе Радхадешу и Гаудадешу. Необходимо проповедовать сознание Кришны там. Иди и проповедуй».

Тогда Нитьянанда Прабху пришел в Бенгалию и проповедовал Имя Махапрабху. И посмотрите: повсюду в Бенгалии люди опьянены именем Махапрабху. Каждую ночь можно услышать санкиртану. Это особенность Бенгалии. Каждый день и каждую ночь все сельские жители воспевали Имя Махапрабху, а также Кришна-лилу. И все это дар Нитьянанды Прабху.

Нитьянанда Прабху проповедовал по всей Радхадеше и время от времени отправлялся повидать Махапрабху в Пури Дхаме.

После ухода Махапрабху Нитьянанда Прабху также не покидал Бенгалию. По воле Махапрабху он женился. [Это произошло так.] Когда Нитьянанда был в Калне, Он посетил дом Гауридаса Пандита. Там он встретил брата Гауридаса Пандита — Сурьядаса Саркела и двух очень милых девушек, которые были преданными. На самом деле, эти девушки были Его энергией (шакти). Увидев их, Нитьянанда Прабху сказал Сурьядасу: «У тебя две девушки. Я хочу жениться на них». Сурьядас был очень счастлив и, поняв желание Нитьянанды Прабху, немедленно устроил это.

Затем Нитьянанда взял в жены двух девушек и все преданные были очень счастливы. Нитьянанда Прабху был авадхутой, и поэтому все называли Его Авадхут Нитьянанда Прабху. У Нитьянанды и Васудхи Деви родился сын. Этот сын стал великим предводителем общества последователей Чайтаньи Махапрабху. Его имя — Вирачандра Прабху. В наши дни его именем называется Экачакра — Вирачандрапур.

Вирачандра Прабху проповедовал имя Махапрабху даже больше, чем Нитьянанда Прабху. Целая группа бауддх (буддистов) и другие простые члены общества стали последователями Махапрабху.

По милости Нитьянанды Прабху в Манипуре появилась миссия. По милости Нитьянанды Прабху Нароттам Тхакур отправился в Манипур. Нитьянанда Прабху и Его последователи повсюду проповедовали величие Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху проповедовал славу Кришны. А Нитьянанда Прабху проповедовал славу Махапрабху.

Шрила Гуру Махарадж написал:

йора̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄мр̣та-джала-
нидхина̄-пла̄вайад-виш́вам
этада̄млеччха̄ш́еш̣а-локам̇
двиджа-нр̣па-ван̣иджам̇
ш́ӯдра-ш́ӯдра̄пакр̣ш̣т̣ам
муктаих̣ сиддхаирагамйах̣
патита-джана-сакхо
гаура-ка̄рун̣йа-ш́актир
йатра̄саутатраш́ӣгхрам̇
кр̣пан̣а-найанахе
нӣйата̄м̇ кин̇каро ’йам
«Шри ШриДайитаДасДашакам», 7

Подобно океану божественной любви к Кришне, Кришна-премы, Он наводнил Своей милостью всю Бенгалию. Он дарил Свою милость всем, не принимая во внимание, плох человек или хорош. Любого, кто припадет к Его лотосным стопам, Нитьянанда Прабху одарит Своей милостью.

Мы знаем, что РагхунатхДас Госвами много раз пытался присоединиться к Чайтанье Махапрабху, но не мог сделать этого.

Но когда он пришел к Нитьянанде Прабху, Нитьянанда Прабху сказал: «Да, Я определю для тебя наказание. Накорми Моих спутников». Рагхунатх Дас Госвами умилостивил Нитьянанду Прабху, раздав всем прасад. Тогда Нитьянанда Прабху сказал: «Теперь ты получишь Махапрабху». Так через семь дней по милости Нитьянанды Прабху Рагхунатх Дас Госвами был освобожден от своего мирского положения (самскары) и присоединился к Махапрабху

.

Также мы знаем, что Нитьянанда Прабху не следует никаким правилам и предписаниям. Он делает то, что необходимо для проповеди сознания Кришны. И поэтому все говорят, что Он авадхут, Авадхут Нитьянанда. Это означает следующее: есть брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, есть четыре ашрама: брахмачари, грихастха, ванапрастха, саннъяси, а выше них — парамахамса. Так вот, положение Нитьянанды — выше даже парамахамсы.

Нитьянанда Прабху всегда опьянен настроением божественной любви к Шри Чайтанье Махапрабху (премы) и божественной любви к Кришне (Кришна-премы).

Когда ШринивасАчарья пришел увидеть все святые места Навадвип Дхамы, Нитьянанда Прабху показал ему всё. Двум личностям Он явил это: Шринивасу Ачарье, а также Дживе Госвами. Махапрабху каждый год говорил Нитьянанде Прабху: «Не приезжай в Пури каждый год». Но Нитьянанда Прабху не слушал. Он каждый год отправлялся повидать Махапрабху.

Он был очень сильным. Он играл с быками, играл с крокодилами, играл с тигра-ми и другими животными. Его физическая мощь проявилась в храме Джаганнатха. Однажды Нитьянанда Прабху пришел, чтобы увидеть Джаганнатха. В храме Джаганнатха очень серьезная охрана, на бенгали их называют двайтами или палаванами, что означает «мускулистые мужчины». Нитьянанда Прабху хотел подойти и обнять Джаганнатха, как это делал Махапрабху. Но стражи храма Джаганнатха схватили Его за руку. Нитьянанда Прабху находился в опьяненном состоянии и оттолкнул их. Стражи были отброшены и упали на пол. Они говорили: «О, это невозможно! Он не человек. Сила Его подобна силе Баларамы». Они выразили Нитьянанде Прабху глубокое почтение.

У тех, кто не почитает Нитьянанду Прабху, нет надежды в духовной жизни. Если вы нуждаетесь в милости Кришны, если вы нуждаетесь в милости Махапрабху, если вы желаете служить Радха-Говинде во Вриндавана Дхаме, тогда вы должны поклоняться лотосным стопам Нитьянанды Прабху.

[...]

Во времена Гуру Махараджа мы слышали от него, что поначалу он не хотел принимать учеников. Он был человеком очень отреченного умонастроения. После проповеди во времена Шрилы Сарасвати Тхакура он не желал больше проповедовать. Он хотел провести свою жизнь здесь [в Навадвипе Дхаме], изучая «Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам» и поклоняясь Гирирадж-Говардхан-шиле. Так он старался провести остаток жизни.

Однажды он отправился в Экачакра Дхаму Нитьянанды Прабху, чтобы посетить место Его рождения. Когда он склонился в глубоком поклоне и обратился с молитвой к Нитьянанде Прабху: «Прошу, одари меня Своей милостью», он услышал Его слова: «Почему ты просишь Меня о милости? Ты обладаешь стольким богатством, но не раздаешь его другим. Если ты не одариваешь других этим богатством знаний о сознании Кришны, то почему молишь Меня о милости? Ты не отдаешь, ты всегда пытаешься накопить. Это нехорошо».

Тогда Гуру Махарадж решил: «Да, я приму нескольких учеников». Затем он вернулся и принял совсем немного учеников. Он обрел это вдохновение от Нитьянанды Прабху в Экачакре. Слава Нитьянанды проявлена повсеместно, но в Радхадеше особенно. Там Его прославляют очень возвышенным образом.

По милости Нитьянанды Прабху мы обрели столь много: Дживу Госвами, Кришнадаса Кавираджа Госвами и многих других. Все они восхваляли Нитьянанду Прабху и прославляли его возвышенным образом.

на̄ ма-ш́реш̣т̣хам̇ манумапи
ш́ачӣ-путраматрасварӯпам̇
  рӯпам̇тасйа̄ граджамуру-пурӣм̇
ма̄ тхурӣм̇ гош̣т̣ава̄ т̣ӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо
ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄ м̇
пра̄ птойасйапратхита-кр̣пайа̄ш́рӣ
гурум̇ там̇ нато ’сми
ШрилаРагхунатхДасГосвами
«МуктаЧаритра», 4

«Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столь много дал мне. Он дал мне высшую концепцию Святого Имени Кришны, высшую форму звука, которая содержит в себе высшую форму мысли, устремления, идеала, всего. А затем он даровал мне мантру». Имя там, внутри мантры. Без Имени мантра — ничто. Если Имя Кришны изъято и заменено другим именем, мантра приведет к противоположному результату. Имя Кришны — всё и вся. В мантре Имя сформулировано особым образом, как своего рода молитва.

Дальше говорится: «Он дал мне служение великому спасителю, сыну матери Шачи, Шри Чайтанье Махапрабху, который подобно золотой горе возвышается, чтобы указывать направление к Кришна-лиле. Также Гурудев привел меня к лотосным стопам самого любимого личного помощника Махапрабху — Сварупы Дамодара, который является олицетворением Лалиты Деви, самой любимой подруги Радхики.

«Также он позволил мне соприкоснуться со Шри Рупой, которому было поручено распространять наивысшие виды преданной любви, расы». Ваидхи-бхакти, поклонение Богу в страхе и благоговении — это поклонение более низкого порядка. Но рагануга-бхакти, спонтанная любовь, самые сокровенные отношения сердец, была распространена через Шрилу Рупу Госвами. Махапрабху считал Шри Рупу экспертом в сфере рагануга-бхакти.

Дас Госвами продолжает: «Затем, по его милости, я обрел общество Шрилы Санатаны Госвами, который регулирует наше положение относительно рагануга- бхакти. Он объясняет путь ваидхи-бхакти и дает нам самбандха-гъяну — знание о том, что есть что, должным образом знакомит нас с окружением».

Затем он говорит: «Гурудев дал мне Матхура-мандалу, где Радха и Говинда проводят Свои игры; где лес, холмы, каждая лиана, куст и песчинка, каждый имеет отношение к Радха-Кришна-лиле, и куда бы я ни бросил взгляд — они помогут мне памятовать о Радхе и Говинде. Я получил все это от моегоГурудева: Вриндаван, где коровы и молочники обосновались в своей деревне. Я начинаю знакомиться с их обществом, их характером и их любовными чувствами к Кришне.

По милости Гурудева я познакомился с Радха Кундой, любимым местом игр Радхи и Говинды, и с великим Говардханом. И, наконец, он дал мне надежду, что однажды я смогу служить Шри Шри Радхике и Мадхаве. Мой Гурудев заверил меня во всем этом, поэтому я со всем почтением склоняю голову к его лотосным стопам».

Такова милость Нитьянанды Прабху. Сегодня день Его явления, и мы столь удачливы, столь удачливы, что имеем некоторую возможность прославлять Его. Нет необходимости молить Нитьянанду Прабху: «Пожалуйста, одари меня Своей милостью». Если вы падете ниц перед Нитьянандой Прабху, Он немедленно примет вас, обнимет и одарит Своей милостью. Такова Его природа.