Гуру и Господь Чайтанья

Способ обращения и смирение Господа Чайтаньи в беседе с Раманандой Раем — идеал того, как следует обращаться к истинному таттва-дарши, учителю божественного знания. Это подтверждается в Бхагавад-гите (4. 34).

Бхагавад-гита рекомендует обращаться к духовному учителю ради надмирного знания в духе ус-лужения и преданности, задавая уместные вопросы. Господь Чайтанья как идеальный учитель, практически демонстрирующий учение Бхагавад-гиты, Своим об-ращением к Рамананде Раю преподает всем нам урок. Он показывает, что жаждущий постичь божественную науку не должен гордиться своими мирскими достижениями .как то образованность или богатство, которые суть убожество для пребывающего в духовном самосознании святого наставника. С великой жаждой должны мы стремиться постичь науку преданности в его изложении.

Если кто-то обращается к истинному духовному учителю в духе самолюбия и гордясь своим происхождением, богатством, образованием или привлекательностью не имея при этом столь не-обходимой преданности, услужливости и желания задавать уместные вопросы, несомненно духовный учитель уделит такому ученику свое внимание, но не станет открывать ему божественное знание,— мирское тщеславие сделало ученика непригодным. Такой высокомерный гордец ни кто иной, как шудра и его не допустят к надмирному знанию вследствие отсутствия вышеперечисленных качеств. Так ученик-шудра. вместо того, чтобы воспользоваться милосердием духовного учителя, отправляется в ад,— все из-за мирского самолюбия.

Рамананда Рай родился в семье шудры и был семейным человеком, грихастхои в категориях варнашрама-дхармы. Господь Чайганья же явился в семье брахманов высокой культуры города Навадвипа и принадлежал высшему рангу ашрамов — санньясы. Поэтому относительно варнашрама-дхармы статус Рамананды Рая был очень низок, тогда как статус Господа Чайтаньи напротив — очень высок; тем не менее, поскольку Рамананда был сведущ в науке божественного знания, Господь Чайтанья обратился к нему так, как следует обращаться к Гуру. Он сделал это ради нашего с вами блага.

Прабхупада Бхактиведанта Свами
(из книги «В поисках высшей цели жизни» )