Как приблизиться к истине?

Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж

Этот выпуск журнала посвящен одной из самых актуальных проблем вайшнавского движения — сахаджиизму или различным формам материальных заблуждений в духовной практике. Наши ачарьи всегда решительно обличали искажения чистой сиддханты, возникавшие и распространявшиеся подобно эпидемии, порожденной человеческим несовершенством. Причин возникновения таких заблуждений множество, но все их, в конечном итоге, можно свести к одной — той, о которой говорит Кришна в «Бхагавад-гите»:

кама эша кродха эша раджогуна-самудбхавах
маха-шано маха-папма виддхй энам иха ваиринам

«Вожделение, рожденное гуной страсти, вынуждает человека совершать грех. Вожделение вырастает из стремления к чувственному наслаждению и, неудовлетворенное, переходит в гнев. Оно неутолимо, а злоба его безгранична. Знай же, что единственный наш враг в этом мире — это вожделение».

Вожделение — величайший враг души, и пока мы не справимся с ним, нам нет доступа в духовную обитель. Лишь полная противоположность ему — бескорыстное самопожертвование, отказ от собственных удовольствий ради служения Господу, откроет дверь в мир подлинной бхакти.

Как форма материализма, сахаджиизм, или воображаемая преданность, существует вечно — примеры подобных заблуждений можно найти во все времена. Сварупа Дамодар подвергал строгой цензуре все литературные подношения Господу Чайтанье. Однажды, отвергнув псевдодуховные стихи брахмана из Пури, он сказал: «Чтобы понять, что означает бхакти, нужно слушать речи чистых преданных Господа. Лишь по их милости можно обрести подлинное представление об этом чувстве».

Шрила Бхактивинода Тхакур выявил 13 апасампрадай, или ложных толкований учения Махапрабху, распространенных в Бенгалии того времени. Он положил начало бескомпромиссной борьбе с этими заблуждениями. Позднее, столкнувшись с сильнейшей оппозицией со стороны последователей лжеучений, им бесстрашно противостоял Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. В основе его подхода к изложению идей чистого вайшнавизма лежал «принцип отрицания». Чтобы понять Истину, нужно увидеть, в чем заключается ошибочность других идей, и прийти к решению, опираясь на наставления шастр, логику и голос собственного сердца. Таким образом, постепенно отбрасывая все ложное, мы сможем шаг за шагом приблизиться к истине. Благодаря служению чистым вайшнавам и общению с ними идеи чистой преданности очистятся в нашем сознании ото всех чужеродных примесей.

Шрила Сарасвати Тхакур написал поэму «Пракрита раса сатадушини», в которой обличил разнообразные виды притворства, лицемерия и скрытой гордыни на пути бхакти, тем самым милостиво предоставив нам возможность самим поставить себе диагноз.

Глупо было бы утверждать, что мы сами преодолели соблазны сахаджиизма и ложные идеи не имеют над нами никакой власти. Даже будучи учениками чистых вайшнавов, мы, из-за склонности к греху можем легко пасть жертвами подобных лжеучений, как это произошло с некоторыми из сыновей Адвайты Прабху.

Мы надеемся, что опубликованные здесь материалы помогут прежде всего нам самим осознать собственные заблуждения. Это в особенности важно для проповедников, пытающихся донести идеи бхакти другим. Ведь вместе с учением Махапрабху в западный мир хлынули и его многочисленные извращенные толкования. К сожалению, некоторые из этих идей довольно прочно укоренились в среде новообращенных и даже находят одобрение у лидеров современного вайшнавского движения.

Силу майи и последствия неразборчивости и легкомыслия в отношении духовной науки я испытал на личном опыте. Моя первая поездка в Индию закончилась бы плачевно, если бы Шрила Гурудев вовремя не поручил мою грешную душу руководству опытных преданных. Оказавшись во Вриндаване, я по невежеству совершил все возможные виды апарадх, удостоившись в конце концов «садху-санги» отъявленных сахаджия-бабаджи, через слово козырявших близкой дружбой с Прабхупадой и связью с Гаудия Матхом.

Лишь служение подлинным вайшнавам поможет нам очиститься от нашего невежества. Без милости великих душ следовать пути шуддха-бхакти невозможно. Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж являются бесспорными авторитетами истинного вайшнавизма и мы, склоняясь к их лотосным стопам, смиренно молим избавить нас от яда заблуждений.