О великих вайшнавах: Шрила Сарасвати Тхакур

О великих вайшнавах: Шрила Сарасвати Тхакур

ПОСЛАННИК ДУХОВНОГО МИРА

Вся жизнь Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура есть проявление непостижимой воли Господа Кришны. Ачарья — утверждает «Шримад-Бхагаватам» — это Сам Кришна, пришедший в облике великого учителя духовной истины. Все события, связанные с жизнью ачарьи с самого момента его явления и вплоть до последнего мига его земного существования так же непостижимы, как рождение, деяния и уход Верховного Господа.

РОЖДЕНИЕ

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явился в Пурушоттама Кшетре (Джаганнатха Пури), в пятницу, 6 февраля 1874 года. Самое рождение его говорит о том, что он пришел из высшего мира. Его отцом был величайший святой, Шрила Бхактивинода Тхакур, возродивший чистое учение гаудия-вайшнавизма и донесший его до бесчисленных искренних сердец. Сарасвати Тхакур, его четвертый сын, родился, обвитый пуповиной, словно брахманским шнуром. Его тело украшали все признаки великой души. Астролог, составивший его гороскоп, был потрясен: за всю свою долгую практику ему не приходилось видеть такого. Он предсказал, что новорожденный прославится своей святостью и станет величайшим духовным учителем. Шрила БхактивинодаТхакур назвал сына Шри Бимала Прасадом, что значит «милость Шримати Бималы Деви, божественной энергии Господа Джаганнатхи».

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ

Когда Бимала Прасаду было шесть месяцев, в Джаганнатха Пури проходил традиционный ежегодный праздник Ратха-ятры. Колесница Господа Вселенной двигалась по улицам города в окружении сотен тысяч ликующих людей. Возле дома Бхактивиноды Тхакура она остановилась и в течение трех дней не двигалась с места. В один из них Шримати Бхагавати Деви по просьбе супруга вынесла мальчика, чтобы он получил даршан Господа Джаганнатхи. Опустившись на колени перед Божеством, она предложила Ему свое дитя. В эту минуту с шеи Повелителя Вселенной соскользнула гирлянда и, упав на младенца, обвила его. Это был знак особой милости Господа, вызвавший восторг среди всех, кому посчастливилось быть тому свидетелями. Маленького Бималу тут же угостили махапрасадом Господа Джаганнатхи, а затем священнослужители, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, провели церемонию анна-прашаны, первого кормления зерновыми блюдами. Во время ритуала перед ним по обычаю положили с одной стороны монеты, а с другой — «Шримад-Бхагаватам», чтобы определить, чему ребенок посвятит свою жизнь — торговле или проповеди святого слова. Мальчик уверенно потянулся к Священному Писанию.

К семи годам Бимала Прасад знал наизусть все шлоки «Бхагавад-гиты» и мог объяснить смысл каждого стиха. Он обладал великолепной памятью и был способен дословно воспроизвести текст, прочитав его лишь однажды. Школьные учителя, пораженные глубиной его знаний и остротой ума, присвоили ему титул Сиддханта Сарасвати — «повелитель духовной науки». Хотя он был еще ребенком, Бхактивинода Тхакур позволял ему читать свои труды, и среди них — «Шри Чайтанья-шикшамриту».

В 1892 году, в возрасте восемнадцати лет, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, окончив школу, поступил в санскритский колледж в Калькутте. Однако он уделял мало внимания общеобразовательным предметам и все свободное время проводил в университетской библиотеке за изучением философских и теологических трудов. Через три года, не желая тратить силы и время на изучение мирского знания, будущий ачарья покинул колледж, чтобы полностью посвятить себя преданному служению.

ВСТРЕЧА С ДУХОВНЫМ УЧИТЕЛЕМ

С 1897 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур стал соблюдать чатурмасью: четыре месяца сезона дождей он спал на голом полу, пищу готовил себе сам и ел один раз в день, не пользуясь посудой, прямо с земли. В том же году в Годрума Двипе Навадвипа Дхамы Шрила Бхактивинода Тхакурпостроил бхаджан-кутир, назвав его «Ананда-сукхада-кунджа». Здесь зимой 1898 г. Шрила Сарасвати Тхакур встретился c великим святым вайшнавом Шрилой Гауракишорой Дасом Бабаджи.

Шрила Гауракишор Дас Бабаджи, которому с первой встречи понравился юный Сарасвати Тхакур, подарил молодому человеку несколько кусков веревки с узлами, служившие ему четками, деревянный штамп для нанесения тилаки, шапку и корзину с предметами для поклонения. Шапка и корзина были даром его духовного учителя, Бхагаватыдаса Бабаджи. Сарасвати Тхакур, видя в Шриле Гауракишоре Дасе Бабаджи вайшнава высочайшего уровня, пожелал стать его учеником. В 1900 году, получив благословение Шрилы Бхактивиноды Тхакура, он обратился к великому святому с просьбой о посвящении, но получил отказ. Однако он не оставил своего намерения и несколько раз приходил к Бабаджи, моля о милости. Такое горячее желание тронуло Шрилу Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, и он принял Бималу Прасада своим единственным учеником, дав ему духовное имя Шри-Варшабханави-деви-дайитадас («верный слуга возлюбленного Радхарани). Теперь, неустанно проповедуя о Кришне и проводя совместные пения Святого Имени, Шри-Варшабханави-деви-дайитадас начал собирать сведения о четырех вайшнавских сампрадаях. В 1909 году у него появились первые ученики.

КИРТАН — ЭТО СРАЖЕНИЕ ПРОТИВ МАЙИ

Шрила Прабхупада (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур) говорил, что настоящее служение Кришне — это санкиртана (проповедь), а не перебирание четок (джапа) . Конечно, индивидуальное повторение Святого Имени — очень важная составляющая духовного пути и, по его собственным словам, «четки (джапа-мала) не должны поститься». Некоторым ученикам он советовал ежедневно повторять сотню тысяч Святых Имен (шестьдесят четыре круга на четках), но большинство из них он целиком занимал в проповеди. Хотя они не имели возможности уделять достаточное время джапе, Махапрабху, без сомнения, был ими доволен. Дух служения, преданности Миссии — вот что действительно важно. Сарасвати Тхакур говорил, что гопи никогда не перебирают четки, но заняты самым высшим служением Кришне во Вриндаване. Ученик, все свои силы и время отдающий проповеди, мог снизить норму повторения даже до четырех кругов в день. Настроение самоотречения, смирения и желания служить — вот суть послания Махапрабху. Бхакти измеряется не количеством кругов джапы или прочитанных книг, а глубиной преданности и чистотой сознания. Киртан означает проповедь и войну с невежеством, говорил Шрила Прабхупада. Как воины армии Господа Чайтаньи, вайшнавы должны идти от двери к двери, объясняя людям концепцию Кришна-сознания.

Однажды некто из вайшнавов, живущих в отшельничестве, спросил его: «Зачем Вы живете в Калькутте, этом сатанинском вертепе? Здесь океан порока и гордыни. Почему Вы не поселитесь в Святой дхаме?» Прабхупада ответил: «Я счастлив любой возможности проповедовать людям учение Шри Чайтаньи Махапрабху, пусть даже в самых отвратительных местах».

БРАХМАНЫ И ВАЙШНАВЫ

Вайшнавское движение, начавшее в те дни свое возрождение, встречало самую ожесточенную критику со стороны ортодоксальных брахманов Бенгалии.Брахманы занимали высокое положение в индийском обществе и поэтому имели огромное влияние на людей. Даже некоторые вайшнавы соглашались с ними, желая обрести поддержку брахманского сообщества. Во время этих событий Шрила Бхактивинода Тхакур, прикованный болезнью к постели, не мог лично участвовать в дискуссиях. Поэтому, зная о желании Бхактивиноды публично развенчать идеи кастовости, Шри Мадхусудан Госвами, известный религиозный мыслитель того времени, попросил вступить в полемику Шрилу Сарасвати Тхакура. Дискуссия состоялась в городе Балигхаи, округа Мединипур, в 1911 г.

В этом собрании Прабхупада прочел свою знаменитую лекцию «Брахман и вайшнав». К началу выступления Сарасвати Тхакура аудитория разделилась: приверженцы учения кастовых брахманов против сторонников того, что каждый человек независимо от своей касты имеет право на преданное служение. Сарасвати Тхакур начал свою речь цитатами из священных писаний, прославлявшими качества брахманов. При этом последователи кастового учения оживились и выразили горячее одобрение. Однако затем Прабхупада привел стихи, доказывающие, что вайшнав, даже рожденный в низкой семье, выше брахмана. И таких цитат было гораздо больше. Естественно, это не вызвало восторга у пандитов, отстаивавших идеи кастовости. Не в силах возразить по существу, некоторые из них стали громко возмущаться, другие пытались опровергнуть доводы Сарасвати Тхакура, но он блестяще отразил все аргументы, опираясь на писания и силу логики. Он неопровержимо доказал, что чистые преданные, независимо от положения в обществе, достойны высшего поклонения. Убежденные его речами, многие в те дни приняли у него посвящение.

БОРЬБА ПРОТИВ ПРИТВОРНОЙ ПРЕДАННОСТИ

Другим отклонением от вайшнавской сиддханты, против которого боролся Прабхупада, была притворная преданность сахаджий. Считая себя достойными войти в реальность кришна-лилы, многочисленные псевдосвятые выдавали свои чувственные порывы за духовные прозрения, призывая отвергнуть строгие заповеди нравственности и религии, чтобы испытать якобы духовные эмоции. ШрилаПрабхупада решительно противостоял этой философии, как в своих теоретических трудах («Пракрита-раса-шата-душини» — «Cто предостережений против воображаемой преданности» — см. в этом номере), так и всей своей жизнью.

Однажды к Бхактивиноде Тхакуру пришёл известный бабаджи-сахаджия. Дом Шрилы Бхактивиноды был открыт каждому, кто желал поговорить с ним, а хозяин был рад любой возможности разъяснить учение Махапрабху. Поэтому он принял садху и завел с ним неторопливую беседу. В это время в комнату вошел Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, чтобы предложить свои дандаваты отцу, однако увидев его в обществе бабаджи, поклонился издалека и вышел. Гость удивился: «Отчего этот милый юноша не присоединился к нашей беседе?» Шрила Бхактивинода ответил: «Он дал обет, что никогда не подойдет к сахаджии ближе, чем на сотню шагов, а Вы исповедуете взгляды этой школы. Он не мог нарушить своей клятвы».

Шрила Сарасвати Тхакур с такой решимостью сражался против сторонников сахаджия- и джата-госани-сампрадайи, что они не раз покушались на его жизнь. Подобное случалось в жизни всех великих ачарьев. Многим он напоминал Рамануджу.

ОТКРОВЕНИЕ

После ухода Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Гауракишоры Даса Бабаджи Шрила Прабхупада испытал глубокое отчаяние. Видя, в каком плачевном положении находится духовная жизнь в Индии и насколько сильна пропаганда сахаджий, он не находил в себе сил исполнить повеление своих духовных учителей — нести людям послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Безусловно, такое настроение было отнюдь не проявлением духовной слабости, а частью непостижимой лилы Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Однажды ночью взору Сарасвати Тхакура явился Господь Гаурасундара, шествовавший вместе со Своими спутниками под звуки санкиртаны от восточной стороны храма в Йогапитхе к месту Своего явления. Вместе с Ним шли шесть Госвами, Шрила Джаганнатх Даса Бабаджи, Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Гауракишор Даса Бабаджи в своих сияющих духовных обликах. Приблизившись к Шриле Прабхупаде, они спросили: «Что тебя тревожит? Оставь все сомнения и немедленно начинай проповедовать чистую религию. Неси людям послание Шри Гауры и учи их служить Святому Имени, обители, и желаниям Махапрабху. Мы всегда окажем тебе поддержку. За тобой пойдут бесчисленные последователи, ты будешь наделен несметными богатствами и глубочайшими познаниями. Воспрянь духом, распространяй повсюду послание чистой преданности, которое принес Махапрабху. Никакие материальные преграды не смогут остановить тебя. Помни, что мы всегда с тобой». Утром Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур радостно поведал своим последователям об этом удивительном откровении.

ТРИДАНДА-САННЬЯСА

Шрила Прабхупада, будучи вечно освобожденной душой (нитья-сиддхой), вел крайне отрешенный образ жизни. Ему необязательно было проходить формальный обряд отречения, но все же, в целях широкой проповеди и для того, чтобы показать пример следования Дайви-варнашрама дхарме, он решил принять санньясу. 7 марта 1918 года, в благословенный день явления Шримана Махапрабху, Шрила Прабхупада принял омовение в водах Ганги, и, облачившись в шафрановые одежды, смиренно склонился перед изображениями двух своих гуру, Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи. Он принял санньясу в Шри Маяпуре Дхаме, во Враджапаттане, согласно всем ведическим правилам. Храня в сердце наставления Гурудева, он принес обеты триданда-санньясы, то есть поклялся посвятить служению Господу свои тело, ум и речь.

Принцип триданда-санньясы Прабхупада нашел в «Шримад-Бхагаватам» (11.23.57). Он видел, как принимают санньясу в Рамануджа-сампрадае, и ввел эту традицию в сампрадаю Махапрабху.

Нитьянанда Прабху сломал экаданду («эка» значит «один»; «данда» — «посох») Шри Чайтаньи на три части, тем самым показав Господу правильный принцип: триданда-санньясу. Сарасвати Тхакур последовал этому примеру

В тот же день он основал Шри Чайтанья Матх, где установил Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радхи-Говинды. Став санньяси, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проявил небывалые отрешенность и аскетизм. В период чатурмасьи (четырех месяцев сезона дождей) он спал на голом полу и никогда не принимал пищу после захода солнца. Жарким летом в Маяпуре дверь его комнаты была постоянно закрыта, и он день и ночь повторял Святое Имя

.

ГАУДИЯ-МАТХ

Последующие годы были наполнены невероятными событиями. Огромная, шумная Калькутта, которую все вайшнавы считали средоточием мирских соблазнов, стала очагом проповеднической деятельности Шрилы Прабхупады. Один из учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрипад Кунджабихари Прабху, снял двухэтажное здание неподалеку от знаменитого храма Парешнатха. В этом доме расположился штаб миссии, названный Шри Бхактивинода Асаном. На верхнем этаже была комната Шрилы Бхактисиддханты, а внизу жили Кунджабихари Прабху и несколько других преданных. 5 февраля 1919 года, в благоприятный день явления Шримати Вишнуприи Деви, Шрила Прабхупада возродил всемирное общество вайшнавов — Шри Вишва-вайшнава-раджа Сабху. В этот день он прочел лекцию об истории движения. Название организации, — сказал он, — означает «Сообщество раджа-вайшнавов», лучших среди тех, кто следует по стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, спасителя душ, воплотившихся в Кали-югу. В 1920 году Асан был переименован и стал называться «Гаудия Матх» — это название унаследовала и вся пропроведническая организация Сарасвати Тхакура (слово «матх» означает «храм, место, где следуют правилам духовной жизни»). Сарасвати Тхакур основал шестьдесят четыре Матха по всей Индии. Но он не был одинок. Рядом с ним всегда находились преданные, которые были очень дороги Прабхупаде и помогали ему.

ВЕЛИКАЯ МРИДАНГА

«Великой мридангой» Шрила Сарасвати Тхакур называл печатный станок. По его словам, обычную мридангу (особый вид барабана) слышно не так далеко, но от «великой мриданги» волны киртана, славящего Святое Имя в книгах журналах и газетах, расходятся по всему миру.

В 1913 году Шрила Прабхупада основал издательство под названием «Бхагават Янтралая». Оно располагалось в Калькутте, в Калигхате. Здесь издавались и печатались «Шри Чайтанья-чаритамрита» с собственными комментариями Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, «Шримад Бхагавад-гита» с комментариями Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура, «Гауракришнодая» Говинды Даса на языке ори, и многие другие писания. По вечерам Шрила Прабхупада обычно вел санкиртану, затем проповедовал. Послушать его приходило множество людей.

19 августа 1922 году в «Кришнанагари Бхагават Пресс» Сарасвати Тхакур начал издавать журнал «Гаудия», сразу получивший широкую известность. Он был одним из главных орудий проповеди Сарасвати Тхакура. Каждый выпуск содержал три или четыре статьи, написанные либо самим Шрилой Прабхупадой, либо составленные на основе его лекций. Кроме того, в каждом выпуске были ответы на вопросы читателей, и среди тех, кто отвечал, можно найти имена Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Махараджа и Пранавананды Брахмачари.

В следующем году Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал в Калькутте издательство «Гаудия», где начали печатать «Шримад-Бхагаватам» с пословным переводом и комментариями. В свет были выпущены все двенадцать Песен.

В октябре 1926 года в том же «Кришнанагари Бхагават Пресс» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати стал издавать новый журнал «Надия Пракаша», в выпуске которого ему помогали близкие ученики. В 1927 году вышел из печати первый номер «Саджджана-тошани», издававшийся на трех языках: английском, санскрите и бенгали. Английский вариант получил название «Хармонист». Статьи писали сам Шрила Прабхупада и его близкие ученики, такие, как Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дева-Госвами Махарадж, проф. Нишиканта Санньял, Шри Сундарананда Видьявинод и другие. Этот журнал значительно повлиял на интеллектуальную атмосферу Индии.

Однажды на церемонии, посвященной открытию Багбазар Гаудия Матха, Шрила Прабхупада сказал: «Чтобы дать миру истинный хари-бхаджан, необходимо писать и издавать книги. Храмы, построенные в книгах и сердцах преданных, простоят долго, поэтому они важнее, чем храмы из кирпича и мрамора». Печатные станки Гаудия Матха работали без остановки, целыми сутками, выпуская книги, журналы и брошюры. Трудно сосчитать, сколько изданий напечатали эти станки за годы жизни Шрилы Прабхупады.

ШРИ МАЯПУР ДХАМА

Второго марта 1923 года, в благословенный День Явления Чайтаньи Махапрабху, начались работы по строительству храма Чаитанья Матха в Маяпуре. Оно было спланировано согласно указаниям Шрилы Сарасвати Тхакура, желавшего установить в центре главной алтарной комнаты Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радхи-Говинды. Вв ее углах он предполагал расположить мурти (скульптурные изображения) основателей четырех вайшнавских сампрадай: Лакшми, Брахмы, Рудры и четырех Кумар, а также четырех ачарьев каждой сампрадаи: Рамануджи, Мадхвы, Вишнусвами и Нимбарки. Обходя алтарь, можно было увидеть Божества этих сампрадай. Идея Шрилы Прабхупады была такова: показать, что несмотря на расхождения, всех ачарьев объединяет вера в Верховную Божественную Личность, которой должны служить все живые существа. Каждый из них был автором комментариев к «Веданта-сутре», опровергавших имперсональную доктрину Шанкары. Сарасвати Тхакур хотел продемонстрировать, что теологическая доктрина Господа Чайтаньи не только содержит в себе главные положения всех вайшнавских учителей, но и доводит их до совершенства.

В 1926 году в Маяпуре открылась грандиозная выставка, посвященная идеям Бхагавата-дхармы. Там было множество стендов, оснащенных по самому последнему слову техники и иллюстрировавших основы учения «Шримад-Бхагаватам»: об Абсолютной Истине и Ее энергиях, уровнях расы, деяниях аватар, происхождении души, странствиях живого существа по материальной вселенной, ведической космология и многом другом. Выставка привлекла внимание всей Индии, и за полтора месяца ее посетили тысячи людей.

В июле 1934 года Прабхупада сделал еще один значительный шаг в развитии духовной жизни Маяпура — был заложен фундамент нового храма в Йогапитхе, благословенном месте явления Господа Чайтаньи.

ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Шрила Прабхупада не был сторонником узких правил и застывших догм. Он хотел предоставить возможность служить Махапрабху всем, кто испытывал к этому хотя бы небольшое стремление, независимо от пола, возраста и национальной принадлежности. Еще одно проявление исключительной широты его взглядов — большие выставки-панорамы в Маяпуре, Дакке (1933), на Курукшетре (1933), в Праяге (1936). Неся миру учение Махапрабху, он отправил на запад несколько проповедников. «Восток очарован успехами западной цивилизации — говорил Шрила Прабхупада. — Нужно развеять этот ореол и помочь всем людям войти в любящую семью Махапрабху». Вся жизнь Бхагавана Сарасвати Тхакура была посвящена киртану — проповеди послания Шримана Махапрабху. Он проводил огромные проповеднические фестивали в Маяпуре и других крупных городах Индии. Следуя принципу Рупы Госвами — юкта-вайрагьи (истинной непривязанности, при которой человек использует для служения Кришне все), Шрила Сарасвати Тхакур стремился привлечь к служению миссии Господа Чайтаньи даже новшества западной цивилизации того времени. «Киртан — это война: сознание Кришны против заблуждений майи». Он выступал по радио, ездил на автомобиле, при необходимости надевал европейский костюм, оставаясь при этом полностью отрешенным. Все материальные блага он использовал только для преданного служениия. Он встречался со многими мыслителями, известными индологами, религиоведами и другими учеными, проповедуя и представляя Бхагавата-дхарму как наиболее совершенное и глубокое учение о религиозной истине. Эти встречи пробуждали в людях чувство глубочайшего уважения к Прабхупаде и почтения к вайшнавизму. Шрила Прабхупада поражал своим кругозором и неопровержимостью логики, разившей, словно отточенный меч. Его уникальный ораторский дар позволял ему предельно ясно объяснить любому слушателю глубокие и возвышенные идеи Шримана Махапрабху.

Профессор Динеш Чандра Сен из Калькуттского университета замечательно выразил чувства интеллигенции, встречавшейся со Шрилой Прабхупадой: «Слава Ваших достижений никогда не померкнет. Всей нашей жизни не хватит, чтобы вернуть Вам даже небольшую часть долга. Наш путь вел к деградации, но Вы своей проповедью и преданностью Миссии спасли нас. Ваши деяния освятят не только Бенгалию или Индию, но и весь мир».

ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Вплоть до самых последних дней своей жизни Прабхупада продолжал активную проповедь, все силы отдавая служению своим духовным учителям. Конец 1936 года он провел в Шри Пури Дхаме, окруженный близкими учениками. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати тяжело болел, но его сознание всегда было занято в служении гуру и Махапрабху. 7 декабря 1936 года Шрила Сарасвати Тхакур переехал из Пури в Калькутту. Доктора запретили ему много говорить, и когда ученики попросили Шрилу Прабхупаду следовать совету врачей, то услышали в ответ, что его не тревожат никакие болезни. Единственное, — сказал он, — что беспокоит меня — это невозможность совершать хари-киртану. Шрила Прабхупада говорил последователям: «Не старайтесь иметь множество учеников. У меня их нет ни одного. Все вокруг — мои гуру, и я многому учусь у них. И я молю Господа, чтобы они даровали мне возможность следовать примеру их чистой преданности».

23 декабря 1936 года Шрила Прабхупада дал свои последние наставления. «Я причинил множество беспокойств людям. Возможно, некоторые из них считают меня врагом только потому, что я был вынужден говорить им чистую правду. Я просил их служить Господу со всей искренностью, на которую они способны. Я доставил неприятности многим людям лишь тем, что хотел воодушевить их служить Кришне бескорыстно. Настанет день, когда они это поймут».

«Каждый из вас должен с великой решимостью проповедовать послание Шри Рупы и Шри Рагхунатхи. Наша цель — стать пылинками на лотосных стопах последователей Шри Рупы Госвами. Служите вместе, под сенью ашрая-виграхи; таким образом вы сможете удовлетворить трансцендентные чувства Верховного Повелителя недвойственной истины. В этом мире нужно жить просто, преследуя только одну цель — служение Господу. Не оставляйте служения, какие бы опасности, неприятности или гонения ни выпали на вашу долю. Вас не должно смущать, что большинство людей не желает слушать о трансцендентном преданном служении. Не переставайте слушать и проповедовать кришна-катху, это ваша бхаджана, единственное, что вам принадлежит. Прошу вас: всегда повторяйте Имя Господа, помня, что мы должны быть смиреннее травинки и терпеливее дерева».

ДАРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ РУПАНУГА-САМПРАДАИ

31 декабря 1936 года ШрилаПрабхупада призвал к своему ложу Шрилу Шридхару Махараджа и попросил его петь бхаджан «Шри рупа-манджари-пада» Шрилы Нароттамы Даса Тхакура. Все вайшнавы, присутствовавшие при этом, видели, что таким образом он передал полномочия рупануга-сампрадаи Его Божественной Милости Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу. Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж, ачарья основанного Шридхаром Махараджем Шри Чайтанья Сарасват Матха, сказал в одной из своих лекций: «Сарасвати Тхакур был истинным рупанугой. Это стало совершенно ясно, когда перед своим уходом он попросил Шрилу Гуру Махараджа спеть эту песню. Шрила Бхактисиддханта очень дорог Шримати Радхарани. Все, чего он желал в жизни — это служение Господу. Шрила Гуру Махарадж (Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж) явил в своих стихах истинный облик Сарасвати Тхакура — Шри Наянамани Манджари. Бхактивинода Тхакур — это Камала Манджари, а Шрила Гауракишора Дас Бабаджи — Гуна Манджари».

На следующее утро, в 5 ч. 30 мин., Шрила Прабхупада покинул этот мир и вступил в нишанта-лилу Шри Шри Радхи-Говинды. Он, чьим именем было Варшабханави-дайтадаса — слуга возлюбленного Шримати Радхарани, вошел в ее вечную обитель.

После ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж написал в его честь знаменитые строки:

никхила-бхувана-майя-чиннавиччхинна-картри
вибудха-бахула-мригья-мукти-моханта-датри
шитхилита-видхи-рагарадхья-радхеша-дхани
виласату хриди нитьям бхактисиддханта-вани

«Он победил мир жадности и наживы, опроверг многочисленные учения имперсоналистов и даровал служение Радхе-Говинде, смягчив строгость поклонения своей любовью. Пусть же бесконечная милость Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в облике его божественных слов, его бхактисиддханта-вани, вечно пребудет в глубине моего сердца.