Шри Манах шикша
(Патита-павана шри Рагхунатха дас госвами)
(коммлентарий Шри Бхактивинода Тхакура)
Стих 3
МОЙ дорогой ум, если ты преисполнен желания пребывать во Враджа-дхаме и искренне служить в духе рагатмика-бхакти, а так же жаждешь обрести служение Шри Радхе и Шри Кришне, тогда стремись к непрестанному памятованию лотосных стоп Шри Сварупы Дамодары, Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и всех других преданных Шри Чайтаньи, одаренных Его милостью и служи им.
Шри бхаджана-дарпана
Здесь поднимается вопрос о возможности достижения рагатмика-бхакти и вечного жительства во Враджа-дхаме при получении дикши и соответствующих наставлений вне Гаудия-сампрадаи. Путь достижения высшей цели бхакти-йоги делится на три ступени: садхана-бхакти, служение, основанное на чувстве долга и строго регулируемое необходимыми правилами и предписаниями; бхава-бхакти, или формирование спонтанного влечения к севе, что признается более высоким, чем строго регулируемая практика; према-бхакти, спонтанная и бескорыстная любовь.
В Бхакти-расамрита-синдху (1.4.15-16) Шрила Рула Госвами писал:
«В начале духовного пути необходимо сильное стремление к самоосознанию, для достижения которого, искатель должен обратить свою волю к общению со святыми. Затем он получает посвящение у духовного наставника и в полной зависимости от его Божественного руководства начинается подлинная практика его преданного служения. В таком исключительном служении, ученик под руководством истинного Шри Гуру разрушает все свои мирские привязанности, обретает непоколебимость и лишь затем к нему приходит истинный вкус к Хари-катхе, что возжигает в нем жажду полного погружения в Кришна-сознание. Так развивается бхава, предваряя собой нисшествие Кришна-премы, высочайшей цели истинной духовной жизни».
Садхана-бхакти
Ступень садхана-бхакти включает в себя два этапа: ваидхи-бхакти, строго регулируемую практику и рагануга-бхакти, т.е. практику, в которой присутствует некоторая спонтанность.
Ваидхи-садхана бхакти последовательно описана Шрилой Рупой Госвами в Бхакти-расамрита-синдху:
«Когда склонность следовать садхана-бхакти мотивирована доверием шастрам, а не спонтанным влечением — это называется ваидхи-бхакти. Все правила и предписания священных шастр, обязательно исполняются в духе глубокого почтения и трепетного благоговения. Поэтому духовные авторитеты иногда называют эту стадию марйада-вада, или путь благоговейного поклонения».
Описание же рагануга-бхакти таково (Бхакти-расамрита-синдху 1-2.270-272):
«Зрелые чувства любви, столь необходимые для вечной жизни в Божественной Врадже, известны, как рагатмика-бхакти или рагануга-бхакти. Детальное обсуждение принципов рагануга-бхакти, это первая составляющая, необходимая для ее развития. Переживание глубокого чувства спонтанной любви и неутолимая жажда соприкоснуться с Верховным поклоняемым объектом, Господом Шри Кришной, зовется рагой. Преданное служение, украшенное рагой есть рагатмика-бхакти, которая состоит из двух частей: кама-рупа (любовные отношения) и самбандха-рупа (родственная связь)».
Начальный этап становления рагануга-бхакти — это развитие жажды следовать по стопам вечных спутников Верховного Господа, которые вечно живут во Враджа-дхаме и полностью пребывают в настроении рагатмика. Так преданный обретает дух рагатмика-бхакти. Симптомы развития лобхи (духовной жажды) являют себя в пробуждении спонтанной очарованности чувствами любви и чертами характера близких спутников Господа, таких, как Нанда Махарадж и мать Яшода. Зарождается же это очарование в преисполненном веры слушании писаний, таких, как Шримад-Бхагаватам. Развившему настроение чистой бескорыстной любви, нет нужды заботится о выполнении правил и предписаний, установленных шастрами. Но пока всепоглощающее влечение или рати, действительно не расцветет в сердце преданного, он остается на платформе ваидхи-бхакти, на которой совершенно необходимо следовать всем правилам и предписаниям, указанным в шастрах.
Развитие садхана-бхакти
Живущий во Врадже, всегда должен побуждать себя к непрерывному памятованию и медитации на Развлечения Господа Шри Кришны и Его вечных спутников, которые соревнуются между собой в силе чувств преданности. В ходе такой практики преданный обретает высший вкус Шаранагати. И он развивает чистую привязанность к Играм Господа, постоянно слушая о них. Садхаки, страстно желающие обрести настроение преданности, сходное с настроением преданности одного из ближайших спутников Господа, совершают служение Кришне, следуя по стопам этой великой личности. Как садхака он совершает служение в материальном теле, но как сиддха, он служит в вечной духовной форме. Такие составляющие поклонения должны неизменно практиковаться, как на уровне ваидхи-бхакти, так и на уровне рагануга-бхакти.
Бхава-бхакти или рати
За садхана-бхакти следует бхава-бхакти или рати, стадия любовного влечения. В Уджджвала-ниломани, Шрила Рупа Госвамипад описывает рати, как глубокое и зрелое духовное чувство, которое постепенно перерастает в Махабхаву. Даже лучшие среди освобожденных душ и совершенные преданные Господа с жаждой ищут рати. Когда приходит рати, предтеча премы, сердце преданного капитулирует пред ее очарованием. Неоднородная природа премы анализируется в свете ее многочисленных степеней развития: снеха, мана, пранайа, paгa, анурага, бхава и махабхава. Развитие чувства преданности из рати в прему сравнивается со сгущением сахарного сиропа. Готовят его следующим образом: постепенно сгущается черная патока, затем сироп, затем сахар, и в конце концов вся масса кристаллизируется в сахарный леденец. Подобно этому, процесс развития чистой любви был разделен великими святыми на различные уровни премы. И на каждый оттенок любовных чувств Господь Шри Кришна отвечает взаимностью.
Суть духовной расы
Внутреннее содержание супружеской любви во Враджа-дхаме — это максимальное сгущение всех духовных рас и, если этот Божественный нектар присутствует в иных расах, он имеет свои ограничения. Поэтому Господь Чайтанья настаивает на необходимости принятия своими Шикша-гуру таких величайших Вайшнавов, как Шрила Рагхунатха Дас Госвами, Шрила Рупа Госвами и подобных им преданных, обретших особую милость Господа.
Важно помнить, что чистая преданность в духе рагатмика-бхакти редко достижима и возможно она придет спустя много жизней, проведенных в преданном служении. Но, если Господь и Его святые слуги одарят нас особой, беспричинной Милостью, то возможно более быстрое развитие рагатмика-бхакти.
Стих 4
МОЙ дорогой ум, ты должен с решимостью отвергнуть любые бессмысленные и мирские разговоры, которые, подобно обманщицам-куртизанкам, подло крадут ясность мысли и твердость устремлений. Стремление к освобождению также отвратительно, оно напоминает ужасного тигра, пожирающего твое бытие. Ко всему прочему Я прошу тебя пресечь влечение к Господу Нараяне, супругу матери Лакшми, поклонение которому жители Вайкунтхи проводят с пышностью и благоговением. Я смиренно прошу тебя поселиться во Врадже и поклоняться Шри Радхе и Шри Кришне, и Они милостиво благословят тебя, задействовав в преданном служении Себе.
Шри Бхаджана-дарпана
Подобно коварным куртизанкам, мирские темы (в мыслях или разговорах) воруют у человека его живое осознание и его решимость. Как куртизанки лишают денег околпаченных ими клиентов, так же и мирская болтовня выбивает из человека все духовные познания. А для духовного искателя его реализация и познания — единственное сокровище. Сильная привязанность к чувственным наслаждениям, алчность, и обсуждение тем далеких от Абсолютной Истины похищают это сокровище, ибо влекут ум к иллюзорным и временным целям.
Подлинная ценность чистого преданного служения
Поверхностное и формальное следование наставлениям Шастр будет иметь лишь материальные последствия, такие как жажда богатства, похотливое влечение к женщинам, склонность к общению с людьми, помешанными на женской красоте, а также тенденция к обсуждению сплетен. Всякая склонность к такому общению равноценна пустым разговорам.
Шрила Рамананда Рай, описывая наклонности сердца, сказал (цитата из «Падьявали» Шрилы Рупы Госвами):
«Чистого преданного служения в Кришна-сознании невозможно достичь, проведя сотни и тысячи жизней в благочестивой деятельности. Это может быть достигнуто только одной ценой — страстным желанием. Когда бы и где бы ни пришло к человеку такое всеохватное желание, необходимо бросить все силы на его реализацию».
Отвержение освобождения
Мукти означает вхождение в Брахман, или растворение в брахмаджьоти (лучезарное сияние Верховного Господа). Оно также известно как сайуджья-мукти, уничтожение индивидуальности живого существа. Итак, все попытки представить Реальность в пределах концепции безличного Брахмана лишь бестолковое пустословие. Истина такова: всемогущий Господь —- единственный непревзойденный Абсолют.
Могущество Верховного Господа неизменно. Его вечная надмирная энергия олицетворяет собой Его внутренний мир и являет Его вечные развлечения, тогда как внешняя энергия (майа-шакти) творит все космическое мироздание и покрывает обусловленные души тонкими и грубыми телами. Его пограничная энергия (татастха-шакти) проявляет бесчисленные живые существа, населяющие Вселенную.
Итак, все энергии Господа пребывают в вечном служении Ему. Но атеисты, — несчастные существа, лишенные веры в трансцендентные деяния Личности Бога, из-за своего враждебного духа пытаются изобрести утопическую идею о растворении индивидуальности в сиянии Брахмана. Эти заблудшие напоминают преступника, решившего покончить со страданиями, покончив с собой. Вайшнав должен самым тщательным образом избегать общения с теми, кто близок по духу с идеей сайуджья-мукти и гнушаться любой деятельности и знания, построенных на этой идее.
В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Руна Госвами говорит по этому поводу следующее:
«Покуда в сердце твоем царствует жажда чувственных наслаждений и чаяние Освобождения, как в нем сможет развиться вкус к Служению и стремление к Самопреданию? Пойми: нечистое сердце — самое неподходящее место для роста Преданности! Сердца святых Вайшнавов стремятся лишь к любовному Служению лотосным стопам Шри Кришны, в нем они обретают океан блаженства, вытесняющее из их сердец даже мысль об Освобождении».
Освобождение в преданном служении
В Божественном Мире существует Вайкунтха, вечная обитель Господа Нараяны, где Его слуги всегда заняты благоговейным поклонением своему Владыке. Совершая Служение в таком же духе человек благословляется одним из четырех типов Освобождения, благодаря чему вступает в царство Нараяны. Эти четыре типа Освобождения таковы: самипья (близкое общение с Господом), шаштхи (обладание такими же богатствами, что и Господь), салокья (проживание на одной планете с Богом), сарупья (обладание богоподобным обликом и почти такими же качествами, что и Господь).
Шрила Рупа Госвами подробно анализирует этот вопрос в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.55-56):
«Ранее мы уже упоминали о пяти видах Освобождения — самипья, шаштхи, салокья, сарупья и сайуджья, которые должны быть отвергнуты. Однако следует особо выделить сайуджью, которая находится в крайнем антагонизме с принципами Бхакти. Услышь же о том, насколько души благословлены Преданностью Кришне во всех четырех видах Освобождения.
Освобождение бывает двух видов: в первом доминирует склонность к личному счастью и обогащению (знанием, сиддхами и т. д.). Второе мотивированно самозабвенным любовным Служением.
Святые преданные отвергают первый вид как враждебный духу Шаранагати, погружая все свое бытие в бескорыстное Служение Всевышнему, и стремятся лишь к чистейшим любовным отношениям с Господом, не желая ничего иного. Те же преданные, чьи сердца в наибольшей степени очарованы лотосными стопами сына Нанды Махараджи, почитаются как наиболее возвышенные. Их отнюдь не привлекает дивное богатство и великолепие Господа Нараяны, и даже торжественная Кришна-сева в Двараке их оставляет равнодушными. Хотя с философской точки зрения не существует принципиального отличия между Нараяной и Шри Кришной, но Кришна Вриндаваны — Высший, ибо Он Обитель чистейших и сокровеннейших рас. Высшая степень духовного преображения полностью являет себя лишь в форме Шри Кришны».
В «Падьявали» Шри Рупы Госвамипада мы находим упоминание этой темы в словах Шрилы Харидаса Тхакура («Падьявали» 102):
«Нет нужды рассуждать о достижении райских планет и богоподобии. Я даже не желаю слушать ведические гимны, прославляющие Освобождение. Мой ум навечно очарован источающим голубоватое сияние бриллиантом. Чей божественный Лик украшен цветом нежного дерева тамала, и Он вечно пребывает в рощах на берегах Ямуны».
Спонтанное влечение к Радхе и Кришне
Шри Шри Радха и Кришна — Сама жизнь живых существ. Индивидуальная душа — вечная служанка Их светлостей, и также она есть бесконечно малая часть Верховного Господа. Поэтому спонтанное влечение к Божественной Чете естественная склонность души. Также это влечение является изначальной природой души и вечно истинной составляющей ее дхармы, но, несмотря на это, ее обволакивает покров невежества и материальных желаний, сопутствующих ее обусловленному состоянию.
Шри Ишвара Пури комментирует («Падьявали». 35-36):
«Удачливые беспорочные души, живущие в уединении в Гималайских лесах, испытывают величайшую радость при созерцании Параматмы; что же касается меня, я лишь жажду лицезреть в своем сердце игры мальчика-пастушка, чей Лик сияет ярче голубых сапфиров, кто возбуждает любовные чувства гопи и беззаботно резвится во Вриндаване».
«Предоставим поэтам бредить стихами, а ведическим ученым непрерывно прославлять нектар осознания Брахмана. Я же ищу прибежища у прекрасного Юноши, которого украшает гирлянда полевых цветов, кто держит флейту у Своих Прекрасных уст».
Шрила Кавиратна добавляет («Падьявали». 38):
«Я не желаю быть императором, меня не влекут богатство и роскошь, я безразличен к обретению мистической силы йогов и не стремлюсь к Освобождению. Мое сердце очаровано возлюбленным сыном Нанды Махараджи, гуляющим по берегу Ямуны. Его взор подобен вспышке молнии, а облик напоминает синюю тучку. Он одаривает гопи Своими объятиями, а их руки обвивают Его подобно лианам».
В «Падьявали» приводятся слова Мадхавендры Пури, обращенные к его отцу:
«Ему нет равных в любовных играх и ухаживании: Его походка легка как ветер, а напоминающие акул серьги бросают нежный отблеск на щеки: Он всегда жаждет танцевать с молодыми девушкамиI Вриндаваны: Он — Бог и юный пастушок, что вечно восседает на троне моего сердца».
Только поклонение и служение Шри-Шри Радхе-Кришне во Вриндаване возрождает в сердце естественное духовное влечение, поднимающее душу к высокой степени самозабвенной любви ко Всевышнему.
Растопить жаром хари-катхи лед невежества в каждой душе —
— такова Священная миссия Шрилы Бхактн С'иддханты Сарасвати Тхакура, Шрилы Б. Р. Шридхара Махараджа, Шри Бхактиведанты Свами Махараджа и нашего возлюбленного Гурудева Шрилы Бхакти Сундар Говииды Махараджа. Они полностью посвятили себя спасению падших душ. Такова их милость! Всех нас пожирают разъяренные черви анартх (дурных наклонностей), но пламя Кришна-катхи жаром решимости и самозабвенности, изгонит всех врагов души. Непостижимое могущество Хари-катхи разрушает любые препятствия. Сомневающийся в этом — раб иллюзии и презренный оскорбитель! Да устремятся наши души в очищающее пламя святой Хари-катхи! Нет иной цели! Нет иного желания! Нет иною Голода!
Ради того чтобы искренние сердца могли внимать светозарной проповеди Ачарьев, мы постоянно работаем над переводом их статей и лекций. Страницы «Садханы» уже украшены спасительной славой Божественной Кришна-катхи Шрилы Саччитананда Бхактивинода Тхакура, Шрилы Б.Р. Шридхара Махараджа, Шрилы Б.С. Говинды Махараджа и других Вайшнавских святых. Но в Шри Чаитанья Сарасват Матхе изданы сотни книг и журналов (таких как: Шри-Шри Прапана-дживанамритам, «Любовный поиск утерянного слуги», Шри Шри Према Дхама Дева Стотрам и др., которые должны быть качественно переведены; так же издаются журналы «Гаудийа Даршан» и др ). которые, будучи переведены на русский язык, смогут спасти от духовного голода тысячи людей. Мы хотим купить в Индии хотя бы основные произведения наших Ачарий, и сделать их общедоступными для русскоязычного читателя. Пожалуйста, помогите нам в этом. Не оставайтесь равнодушными! Мы живем ради распространения Хари-катхи.
«Мы пришли в этот мир не для того, чтобы подвязаться здесь плотниками или каменщиками, мы — почтальоны Послания Шри Чаитанйадева!»
(Шри Бхакги Сиддханта Сарасвати Прабхупад).